Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление в когнитивных теориях

При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались Л.С.Выготский, Н.Б.Шумакова, Ж.Пиаже, Дж.Брунер и др. Остановимся более подробно на теории Ж. Пиаже. Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями. Операция – мыслительное действие, обладающее св-вом обратимости. По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями. Знание – это процесс. Знать – значит действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Действия могут осуществляться в уме или практически. Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окр.среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий. Основными механизмами, благодаря к-ым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция - действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в рез-те изменившихся условий и в соответствии с ними. Пиаже полагал, что надо стремиться к тому, чтобы ассимиляция и аккомодация всегда находились в равновесии, потому что, когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким. А если аккомодация превалирует - то возникают проблемы в обучении. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития. Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни ч-ка. На основании теории развития, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. По Пиаже, существует 4 такие стадии: - Сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев). Ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.

- Дооперационная стадия (от 18–24 месяцев до 7 лет). Дети начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. - Стадия конкретных операций (с 7 до 12 лет). Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами. Дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов. - Стадия формальных операций (после 12 лет и продолжается в течение всей жизни ч-ка). Становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия; развивается способность к системному поиску способов решения задач с просмотром многих вариантов решения и оценкой эффективности каждого из них. Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и действительное соц.окружение (обучение, воспитание). Он полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития. Пиаже полагал также, что успех обучения зависит от уровня интеллектуального развития, уже достигнутого ребенком.

29. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление персоналитической психологии Г.Олпорта. Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х - 40-х гг. XX века психологом Г.Олпортом. Он разделял черты на общие, или измеряемые, к-ми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт стал применять термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин - индивидуальные диспозиции). Г.Олпорт различал 3вида индивидуальных диспозиций: Кардинальные диспозиции - максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь ч-ка. Ею наделены немногие люди, к-ые, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, н-р, дон Жуан, Фома Неверующий и т.п.

Центральные диспозиции - хорошо узнаваемые др.людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании рез-тов своих исследований Г.Олпорт пришел к выводу, что кол-во центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от 5 до 10. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности. Вторичные диспозиции - менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения,

ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т.п. По своим убеждениям

Г.Олпорт был близок к представителям гуманистического направления. В силу этого в своих работах он предвосхитил многие принципы гуманистической психологии. В частности, Г.Олпорт настаивал на необходимости изучения психически здоровых людей, введя понятие зрелая личность. С его точки зрения, поведение зрелого субъекта автономно и осознанно, в то время как личностно незрелый, невротичный индивид руководствуется неосознанными мотивами, связанными с детскими переживаниями. Согласно Г.Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Развивая теорию черт, Г.Олпорт внес существенный вклад в развитие соц.психологии, в частности, в изучение проблемы адаптации и социального влияния. Его труды «Природа предвзятости» и «Психология слухов» стали классическим работами по данной проблематике. Заинтересовавшись в контексте изучения зрелой личности проблемой ценностей, он на базе типологии ценностей Э.Шпрангера разработал «Тест изучения ценностей», модификации к-го до сих пор находят применение в организационной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: