По фонетическому значению знаков слоговые системы (независимо от их происхождения) подразделяются на три основных типа

К первому из них относятся различные в основном слоговые системы переднеазиатской клинописи (ассиро-вавилонская, эламская, урартская и др.) письмо майя (согласно Ю. В. Кнорозову), библосское слоговое, а также корейское лигатурно-звуковое письмо (кун-мун).В этихсистемах знаки могли обозначать почти любые слоги -изолированный гласный, гласный плюс согласный, согласный плюс гласный, согласный плюс гласный плюс согласный, а в письме майя - в некоторых случаях также и конечные согласные звуки.

Ко второму типу относится в основном слоговое линейное критско-микенское письмо, кипрская, эфиопская и японская (кана) слоговые системы. В этих системах знаки обозначали только изолированные гласные и сочетания согласный плюс какой-либо (определенный) гласный.

Особой разновидностью второго типа была персидско-ахеменидская слоговая клинопись. Знаки этого письма обычно обозначали сочетания согласный плюс какой-либо определенный гласный; однако, наряду с этим, они могли применяться также для передачи одних согласных звуков*.

*(Поэтому персидско-ахеменидскую клинопись, а отчасти и письмо майя правильней называть слогозвуковым письмом.)

К третьему типу относились различные системы индийского слогового письма (кхарошти, брахми и системы, производные от брахми вплоть до современного индийского письма деванагари). В этих oсистемах основные (нелигатурные) знаки обозначали только изолированные гласные и сочетания согласный плюс гласный "а".

По их происхождению (и независимо от фонетического значения знаков) все слоговые системы тоже могут быть подразделены на три группы.

К первой относятся древнейшие в основном слоговые системы, возникшие в результате внутреннего, стихийного развития логографических систем (переднеазиатских, критской, майя) или же сформировавшиеся на их основе (кипрское и, вероятно, библосское "псевдоиероглифическое" письмо).

Ко второй - слоговые системы (эфиопская, индийские - брахми, кхарошти и производные от них), возникшие в более позднее время - в последние столетия до или в первые столетия после нашей эры - и на основе не логографического, а консонантно-звукового письма путем вокализации последнего.

Промежуточное положение между второй и третьей группой занимает персидско-ахеменидская клинопись, сформировавшаяся, вероятно, под двойным влиянием вавилонского логографически-слогового и арамейского консонантно-звукового письма.

Наконец, к третьей группе относятся слоговые (японская кана) и лигатурно-звуковые системы (корейская кунмун), созданные в еще более позднее время - в конце I, в середине II тысячелетия н. э. и первоначально предназначавшиеся не для самостоятельного применения, а в дополнение к логографическому письму.

В общеисторическом плане слоговое письмо появилось позже логографического. Древнейшие в основном логографические системы - шумерская, древнеегипетская, критская (иероглифическая), протоиндийская - видимо, возникли еще в IV - III тысячелетиях до н. э. Древнейшие в основном слоговые, а тем более чистослоговые системы - критская линейная, кипрская, персидско-ахеменидская, индийские (брахми и кхарошти) и другие - формировались во II и даже в I тысячелетии до н. э.

Такое, более позднее сформирование слогового письма было обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, разложение речи на фонетические единицы (слоги) психологически труднее, чем разделение речи на смысловые единицы - слова, предполагает более развитую способность к анализу*. Во-вторых, между слогом и слоговым знаком не может быть той непосредственной наглядной связи, которая существовала (во всяком случае на начальных этапах развития логографии) между словом и соответствующим ему изобразительным знаком; в частности, по этой именно причине логограммы столь естественно выделялись из первоначального картинно-синтетического письма.

*(Исключение - моносиллабические языки, в которых слог совпадал со словом.)

Особенностью развития слогового письма по сравнению с логографическим было также то, что большинство слоговых систем письма возникало не самостоятельно, а под влиянием систем письма других народов. Это объяснялось тем, что чисто слоговые системы появились позже логографических, в эпоху более тесных торговых, политических и культурных связей между народами.

По сравнению с логографическим слоговое письмо удобнее для обучения и пользования. Оно может обходиться гораздо меньшим количеством знаков, так как количество разных слогов в любом языке всегда во много раз меньше, чем количество слов. В древнейших логографически-фонетических системах количество знаков обычно измерялось многими сотнями и даже тысячами; в слоговых системах количество основных знаков (не считая лигатурных) обычно колебалось от 35 - 40 (брахми, кхарошти, персидско-ахеме-нидское письмо) и до двух с лишним сотен знаков (эфиопское письмо). Кроме того, слоговое письмо точнее отражает язык, в особенности его фонетику. Сравнительно хорошо может передавать слоговое письмо и грамматические формы слов.

По сравнению с буквенно-звуковым слоговое письмо имеет лишь одно преимущество - большую легкость обучения грамоте. Для представителей подавляющего большинства языков выделение слога из речи психологически проще, чем выделение отдельного звука, требует меньших аналитических усилий. Недаром даже в современных буквенно-звуковых системах обучение грамоте нередко начинается с чтения по слогам. В особенности легко выделяются слоги из речи в языках с небольшим количеством разных слогов и с однотипным их строением (например, со строением по закону открытых слогов). Более легко выделяются из речи звуки (согласные) лишь в языках с консонантной структурой корневых основ, например, в семитских языках (см. гл. 6).

Именно по этой причине чисто звуковые системы письма в общеисторическом плане возникали еще позже чисто слоговых - лишь со второй половины I тысячелетия до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: