Таковы были основные особенности развития фонетических знаков в шумерском письме

Несмотря, однако, на наличие причин, настоятельно требовавших и в то же время облегчавших образование слоговых знаков, несмотря на частое применение этих знаков, шумерское письмо до конца его существования продолжало широко использовать и логограммы (рис. 31). Исчезновению идеографических логограмм из шумерского письма (так же как и из египетского) препятствовало наличие в шумерском языке большого количества омонимов*. При переходе к чисто фонетическому письму омонимы писались бы одинаково, что затрудняло бы понимание написанного; поэтому одновременно с появлением слоговых знаков, идеографические логограммы начинают использоваться в шумерском, а затем и в ассиро-вавилонском письме в качестве детерминативов, уточнявших значение слова, переданного слоговыми знаками (рис. 32, а).Кроме того, развитие фонетических элементов шумерского письма было искусственно прервано на грани III и II тысячелетий до н. э. завоеванием и опустошением Шумера горными племенами эламитов.

*(F. Delitzsch. Grundzuge der sumerischen Grammatik. Leipzig, S. 3, 9; И. М. Дьяконов. О языках древней Передней Азии, стр. 40, 48.)

Широкое применение слоговых знаков привело к сокращению общего количества знаков шумерского письма. Так, если в древнейшем шумерском письме (Урук IV) количество разных знаков достигало полутора тысяч*, то к началу III тысячелетия до н. э. оно сократилось примерно до шестисот**.

*(A. Falkenstein. Archaische Texte aus Uruk. Berlin, 1936, S. 27.)

**(И. М. Дьяконов. Клинопись, стр. 439; В. И. Авдиев. История древнего Востока. Л.,1948, стр. 40.)

Дальнейшее развитие получили слоговые знаки в результате заимствования шумерского письма в начале III тысячелетия племенами Аккада, а затем, в конце III тысячелетия до н. э., вавилонянами и ассирийцами.

Семитские племена Аккада засвидетельствованы в Месопотамии с начала III тысячелетия до н. э., т. е. не намного позже шумеров. Вавилоняне сформировались как народ в конце III тысячелетия дон. э. в результате слияния племен Аккада и новых семитских переселенцев из Аравии - амореев, образовавших в начале II тысячелетия до н. э. могучее Вавилонское царство. История этого царства делится на два крупнейших периода: 1) ранневавилонский - с 1894г. (начало I вавилонской династии) по 689 г. (завоевание и разрушение Вавилона ассирийцами);2) нововавилонский с 626 г. (восстановление независимости Вавилона) по 538 г. дон. э. (завоевание Вавилона персидским царем Киром).

Семитские племена ассирийцев жили к северу от Шумера, Аккада и Вавилона. С середины II тысячелетия до н. э. Ассирия начинает соперничать с Вавилоном и в начале VII в. до н. э. завоевывает сначала Вавилон (689 г.), а затем Египет (671 г.). В конце VII в. До н. э. вавилоняне сперва восстанавливают свою независимость (626 г.), а затем в союзе с мидянами завоевывают и опустошают Ассирию.

Шумерский язык был в основном однослоговым; в семитском ассиро-вавилонском языке преобладали трехслоговые слова*. Поэтому знаки, обозначавшие однослоговые корни слов шумерского языка, были легко превращены вавилонянами и ассирийцами в слоговые знаки и начали применяться для передачи отдельных слогов ассиро-вавилонских слов**.

*(И. Винников. Вавилоно-ассирийский язык. БСЭ, изд. 2, т. 6. М.,1950, стр. 491; Л. А. Липин. Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык. М.,1948.)

**(Наряду с новым слоговым значением многие из этих знаков сохранили также прежнее логографическое значение.)

В соответствии со строением шумерских однослоговых слов слоговые знаки имели в шумерском (а впоследствии также в ассиро-вавилонском) письме, как правило, одно из четырех значений: 1) изолированная гласная (например, i); 2) согласная + гласная (например, ti); 3) гласная +согласная (например, ur); 4) согласная 4-гласная + согласная (например, kur).


Табл. III. Ассиро-вавилонское письмо

Широко применялся в ассиро-вавилонском письме своеобразный прием обозначения сложных слогов (согласная 4-гласная + согласная) при помощи двух слоговых знаков, из которых один обозначал согласную +гласную, а другой гласную + согласную (рис. 32,0). В этом случае обе гласные, входившие в состав этих слоговых знаков, сливались в одну, например:

pa + ar = par

da + al = dal.

Такое значение и применение шумерских и ассиро-вавилонских слоговых знаков почти устраняли один из основных недостатков слогового письма - трудность передачи слогов с конечным согласным и скопления согласных. В то же время это усиливало другой важнейший недостаток слогового письма - увеличивало общее количество знаков. Еще более увеличивало общее количество знаков то, что для передачи одного и того же слога нередко использовалось по нескольку разных знаков (см. ниже).

Тем не менее количество знаков переднеазиатского письма все же подверглось дальнейшему сокращению. Так, в ассирийской клинописи насчитывается примерно около 350 разных знаков*.

*("Полная таблица знаков" ассирийской клинописи, напечатанная в работе Л А Липина "Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык" (вып. 1, Л., 1958, стр. 10 - 41), включает 333 разных знаков и около полутораста их графических вариантов.)

Следует отметить, что слоговое письмо, будучи закономерным для шумерского агглютинативного языка, не вполне соответствовало ассиро-вавилонскому языку с его преимущественно консонантным построением корневых основ слов, с развитой внутренней флексией, с частным удвоением согласных, выполнявших грамматическую функцию, с различением глухих и звонких звуков в конце слова, и с меньшим значением гласных звуков по сравнению с согласными. Тем не менее, вследствие того, что ассиро-вавилонское письмо возникло из шумерского путем механического заимствования, слоговые знаки, обозначавшие, наряду с согласными, также и гласные звуки, сохранили в ассиро-вавилонском письме в течение всего его существования преобладающее значение. Это же послужило важнейшей причиной того, что вавилоняне и ассирийцы несмотря на благоприятствовавшие этому особенности их языка, почти не продвинулись (в отличие от египтян) по пути к буквенно-звуковому письму.

Очень усложнило ассиро-вавилонскую систему письма то, что один и тот же знак часто имел по нескольку идеографических и фонетических значений, и наоборот, для выражения одного значения одинаковых слогов и фонетически соответствующих им однослоговых слов могли применяться разные знаки. Так, например, знак мог означать: гласную i, слоги ni, li, zal и т. д., а также слова 'масло' (samnu) и 'изобильный' (baru); аналогично, вавилонский знак (горизонтальный клин) мог обозначать слоги as, ru, dil, rumи, кроме того, слова 'сын' (aplu), 'единственный' (edu), глагол 'давать'(nadanu) и имя бога Ашшура. Наряду с этим один и тот же слог мог обозначаться несколькими разными знаками; так, для передачи слога или слова tu могли применяться 16 различных знаков, для передачи слога или слова si (se) - 1 знаков, для передачи слога или слова gar - 13 знаков (рис. 32, В) и т. д.*

*(Е. Т hиге au Dangiп. Les homophons sumeriens. Paris, 1929.)


32. Применение слоговых знаков в урартской (А) и ассиро-вавилонской (Б, В) клинописи: А - пример сочетания слоговых знаков с идеографическими детерминативами; Б - способы обозначения сложных слогов (согласная + гласная + согласная) при помощи двух и трех (если согласная долгая) слоговых знаков; В - различные способы обозначения

Такая многозначность знаков клинописи была характерна еще для шумерского письма; она объяснялась: наличием большого количества омонимов в шумерском языке; закреплением за знаками, обозначавшими первоначально слова конкретного значения, дополнительных абстрактных значений и сочетанием в шумерском письме логографического и слогового принципов.

Еще более усилилась этамногозначность в вавилонском и в ассирийском письме. Это объяснялось тем, что вавилоняне и ассирийцы, придав заимствованным ими шумерским знакам новое (ассиро-вавилонское) фонетическое значение, в то же время сохранили за многими из этих знаков их прежнее шумерское значение.

Так, например, шумерский знак представлял собой логограмму 'дом', которая читалась по-шумерски е. По-ассировавилонски слово 'дом' читалось bitu. Вавилоняне, заимствовав шумерский знак сохранили за ним и лорографическое значение 'дом' и шумерское слоговое значение е по наряду с этим, они придали ему новое ассиро-вавилонское фонетическое значение bitu, а впоследствии также слоговое значение bit (путем исключения окончания и). Таким образом, один и тот же знак получил следующие разные значения: логографическое значение 'дом'; фонетическое значение е, bitu, bit.

Еще больше разных значений имели те заимствованные вавилонянами письменные знаки, которые применялись ранее шумерами для передачи нескольких омонимов шумерского языка. Так, например, шумерский знак представлял собой фонетическую логограмму kur, которая выражала три шумерских омонима: 'земля', 'страна',' гора'. Вавилоняне сохранили за этим знаком и его прежнее фонетическое значение (kur), и его прежнее смысловое значение (земля - страна - гора). Но на вавилонском языке 'земля' передавалась словом не kur, amatu, 'гора'- sadu. Соответственные новые фонетические значения приобрел и знак kur. В связи с переходом к слоговому письму этот знак стал читаться, кроме того, по первому слогу обозначавшихся им вавилонских слов, т. е. mat, sad. В результате один и тот же знак приобрел несколько разных значений:

Вследствие разобранных причин по нескольку значений - логографических и слоговых - получил почти каждый знак ассиро-вавилонской клинописи. Некоторые из этих значений были заимствованы из шумерского языка; другие - представляли собой как бы перевод с шумерского на вавилонский язык. В связи с этим вавилонская (и в несколько меньшей степени ассирийская) клинопись стала самой запутанной, сложной и внутренне противоречивой из когда-либо существовавших систем письма. К таким результатам привело заимствование системы письма, чуждой данному языку.

Тем не менее, несмотря на исключительную сложность ассиро-вавилонской системы письма, она оказала огромное влияние на системы письма других народов, а в период возвышения Вавилона и Ассирии приобрела даже характер международной системы. Так, в эпоху "Нового царства" многие египетские фараоны, в частности фараоны XVIII династии (середина II тысячелетия до н. э.), широко пользовались в дипломатической переписке (с Вавилоном, Ассирией, Хеттским государством) и даже во внутренней переписке (с египетскими областями Сирии) ассиро-вавилонской клинописью. Об этом свидетельствуют документы египетского государственного архива, найденного в Эль-Амарне.

Столь широкое распространение ассиро-вавилонской клинописи объяснялось тремя причинами: могуществом вавилонского и ассирийского государств и большим значением ассиро-вавилонской культуры; доступностью клинописного материала и орудий для письма - глиняных табличек и тростниковых палочек, простотой техники клинописного письма, а также прочностью и долговечностью клинописных табличек; в основном фонетическим, слоговым характером ассиро-вавилонской клинописи (рис. 33).

После завоевания Ново-Вавилонского царства персами (538 г. до н. э.) ассиро-вавилонская клинопись постепенно забывается; последние таблички с вавилонскими клинописными знаками относятся к концу Iтысячелетия до н. э.


33. Образец ассирийской надписи с транскрипцией и переводом (по Ж. Феврие). Слоговые знаки указаны в транскрипции строчными буквами без скобок, фонетические дополнения - строчными буквами в скобках, логограммы - прописными буквами, детерминативы обозначены стрелками с пояснениями под строкой дословного перевода

Еще более усилилось преобладание слоговых знаков в письменных системах других переднеазиатских народов, заимствовавших клинопись у шумеров, вавилонян и ассирийцев, в частности в письменных системах эламитов, хеттов и урартов (рис. 34).


34. Схема развития важнейших систем клинописи. Прерывистой линией помечены возможные пути развития, непрерывной линией - несомненные влияния (угаритяне и персы заимствовали от ассиро-вавилонского письма только клинообразную форму знаков).

Эламиты - почти столь же древний, как шумеры, народ Передней Азии - жили с IVтысячелетия до н. э. в горных областях к востоку от шумеров. Уже с начала IIIтысячелетия до н. э., а возможно и несколько ранее эламиты применяли письмо логографическое по значению и картинное по форме знаков. Письмо это, обычно называемое "протоэламским", видимо, возникло в основном самостоятельно из еще более древней, не дошедшей до нас эламской пиктографии*. В середине IIIтысячелетия до н. э. эламское письмо под влиянием аккадского приобретает клинописную форму. По мере своего дальнейшего развития эламское письмо все более фонетизируется и в соответствии с особенностями эламского языка (агглютинативный строй и сравнительно простой слоговой состав)** становится в основном слоговым письмом; так, во второй половине II тысячелетия до н. э. в эламском письме применялось всего около сотни слоговых знаков и очень ограниченное количество логограмм. После покорения Элама персами эламский язык и письмо сильно изменяются (так называемые "новосузские надписи"), а затем вытесняются персидским языком и письмом.

*(В. И. Авдиев. История древнего Востока, стр. 526.)

**(И. М. Дьяконов. О языках древней Передней Азии, стр. 58.)

Хетты - племена, составляющие господствующий слой в пестром по этническому составу Хеттском государстве, сперва (видимо, в начале II тысячелетия до н. э.) заимствовали через семитов Сирии вавилонскую клинопись, а затем в концеII тысячелетия до н. э.- несколько перестроили ее. Перестройка эта состояла в том, что за каждым клинописным знаком хетты сохранили только одно, максимум два, как правило, слоговых значения; применялось клинописное хеттское письмо для передачи нескольких языков хеттского государства - несийского, хеттского, хуррийского, лувийского и ассиро-вавилонского. Очень усложнило хеттскую клинопись широкое применение гетерограмм, т. е. шумерских и аккадских слов, которые включались в хеттский текст, но при чтении заменялись соответствующими хеттскими словами. Позднейшие памятники хеттской клинописи относятся к концу II тысячелетия до н. э.

Параллельно с поздним клинописным письмом в Хеттском государстве применялось также иероглифическое письмо (рис. 35);знаки его напоминают египетские и в особенности критские иероглифы. Как показали данные расшифровки, хеттское иероглифическое письмо служило для передачи индоевропейского языка, обычно называемого лувийским. Письмо это включало около 60 слоговых знаков и сравнительно небольшое количество логограмм и детерминативов. Таким образом, хеттское иероглифическое письмо еще дальше продвинулось по пути к чисто слоговому письму. Древнейшие памятники хеттской иероглифики относятся к середине II тысячелетия до н. э., позднейшие - к VIII в. до н. э.

Урарты, государство которых существовало с XII по VI в. до н. э. на территории современной Армении и Южной Грузии, видимо, имели в конце II тысячелетия до н. э. собственную иероглифическую письменность. Об этом свидетельствуют находки на территории Урарту различных предметов, печатей и одной глиняной таблички с картинными, правда еще не расшифрованными, знаками.


35. Хеттское иероглифическое письмо

Впоследствии, вероятно, в начале IX в. до н. э., урарты заимствовали от ассирийцев клинописное письмо; это подтверждается тем, что древнейшие из дошедших до нас надписей Урарту - надписи урартского царя Сардури (начало IX в. до н. э.) составлены на ассирийском языке. С конца IX в. надписи Урарту составляются в основном на урартском языке; древнейшие из них надписи преемника Сардури Ишпуини*. Исчезает урартская клинопись одновременно с потерей независимости государством Урарту (VI в. до н. э.).

*(Г. А. Меликишвили. Урартские клинообразные надписи, "Вестник древней истории", 1953, № 1, стр. 246.)

Заимствовав ассирийское клинописное письмо, урарты внесли в него некоторыеизменения. Они сократили количествознаков до 330* (в том числе около 150 слоговых знаков и около 180 идеограмм, детерминативов и цифровых знаков), придали письму в основном слоговой характер и значительно уменьшили многозначность письмен, столь усложнявшую ассиро-вавилонское письмо. "В то время как знаки в ассирийской клинописи имеют обыкновенно несколько (часто более одного десятка) значений,- указывает Г. А. Меликишвили, - в урартской письменности клинообразные знаки имеют обыкновенно одно или редко два-три значения. Таким образом, урартское клинообразное письмо много проще ассирийской клинописи"**. Письмо Урарту является одной из древнейших систем письма, применявшихся на территории СССР.

*(В. В. Струве. История древнего Востока. М.- Л.,1941, стр. 322.)

**(Г. А. Меликишвили. Урартские клинообразные надписи, стр. 21.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: