Факторы, определяющие развитие психики

В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток го­ловного мозга, то развитие подразумевает и качественные преоб­разования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружа­ющих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сфе­ры тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Важен для психологии и вопрос о границах и особенностях ди­намики психического развития, о том, является ли оно преформи­рованным или непреформированным. Преформированное разви­тие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающу­юся систему. Любой цветок, как бы он ни изменялся, становясь пышнее или увядая, остается, например, розой или фиалкой, не пре­вращаясь в ландыш или яблоню. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из которого он вырастает. Ноограничено ли развитие психики? В определенной степени психо­логи склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, например, ограничения, связанные с продолжительно­стью жизни человека, его врожденными способностями, граница­ми его ощущений и Т.д. В то же время многие данные показывают, что развитие познания, совершенствование воли, личности челове­ка не имеют предела. Таким образом, и в этом вопросе ученые пер­вой половины ХХ в. не были едины, причем ответ во многом зави­сел от точки зрения на то, что является движущей силы психическо­го развития и какие механизмы его обеспечивают.

Если первоначально (у Прей ера и Холла) речь шла о преимуще­ственном доминировании биологического фактора, а само разви­тие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в рабо­тах Клапареда появился другой подход к пониманию генезиса пси­хики. Говоря о саморазвитии психики, он подчеркивал, что это са­моразвертывание врожденных качеств, которое зависит от окру­жающей среды, направляющей течение данного процесса. Клапа­ред также впервые заговорил о специфических механизмах процес­са развития - игре и подражании. Частично об игре как механиз­ме изживания врожденных стадий писал и Холл, но подражание окружающим, идентификация с ними, которые, как показали ра­боты современных ученых, являются одним из ведущих механиз­мов психического развития, впервые были введены в психологию Клапаредом.

Его мысль о саморазвитии, о том, что генезис психики не нужда­ется во внешних факторах, а заложен в самой природе психическо­го, стала ведущей и для Штерна. Он исходил из того, что само раз­вертывание имеющихся у человека задатков направляется и опре­деляется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получи­ла название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды. Их влияние анализиро­валось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, которая помогает ре­бенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализо­вать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социали­зации детей.

Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, преж­де всего индивидуального темпа развития. Оно связано также с диф­ференциацией и преобразованием психических структур, направ­ленных на более полное и точное понимание окружающей действи­тельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: