Выделение психологии развития в самостоятельную область психологии

Хотя психология развития как самостоятельная дисциплина воз­никла относительно недавно, особенностями психического состоя­ния детей интересовались многие ученые еще в античный период.

Демокрит, Платон, Аристотель и другие ведущие исследователи в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику исполь­зовали данные о том, как воспринимают дети новые понятия или реагируют на те или иные ситуации. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в ХУIII в., ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики взрослого человека, его мышления и мотивов деятельности. Однако перечисленные проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более они не стали центральными ни для одного из психологов.

Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два на­учных направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и независимо друг от друга: исследования детского развития, кото­рые были связаны с естествознанием и медициной, а также этног­рафические исследования детства и языка, главным образом изуче­ние детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время психология развития начала наконец рассматриваться учеными в качестве самостоятель­ной области психологической науки. Объективными предпосылка­ми ее формирования были:

· требования педагогической практики;

· разработка идеи развития в биологии;

· появление экспериментальной психологии и разработка объек­тивных методов исследования.

Требования педагогической практики. Еще в начале XIX в. о не­обходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писал Фребель; обязательность учета психологических законов в педагогике подчеркивал Гербарт. В России о важности связи между педагогикой и психологией гово­рил К.Д. Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспита­ния» (1867) он писал: «Если педагогика хочет воспитывать челове­ка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», то есть для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать вли­яние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и ис­кусство, которые Ушинский называл образующими психики чело­века.

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психо­логией стала в середине XIX в. в связи С развитием всеобщего обу­чения. Пока образование было преимущественно домашним, не­трудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуально подбирался не толь­ко круг изучаемых проблем, но и темп обучения в зависимости от скорости усвоения материала данным ребенком.

При наличии большого числа детей в классах (что было уже в то время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адекват­ных методик стал неосуществим. Поэтому назрела необходимость исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психическо­го развития, чтобы дать объективные рекомендации, в каком воз­расте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.

Этими требованиями объясняется и круг проблем, которые ре­шали ученые того времени, так как это были главным образом ис­следования движущих сил и этапов познавательного развития, в то время как развитие общения или личностных особенностей детей почти не изучалось.

Такая тесная связь психологии развития с практикой вызывала справедливую озабоченность некоторых ученых; они опасались, что утилитаризм, растворение в практике помешают формированию теоретических основ этой науки и ограничат ее интересы ближай­шими задачами школы и воспитания.

Именно от такого понимания психологии развития и предосте­регал известный психолог В.Джемс в своей книге «Беседы с учите­лями о психологии» (1899). Он считал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные сове­ты, но психологические знания должны обратить внимание педа­гогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников; они должны понять духовную жизнь ученика «как некоторое ак­тивное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно вос­произвести ее в воображении». Об этом же писал и другой извест­ный психолог, Г. Мюнстенберг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники (основателем которой он являлся), педагогика долж­на ориентироваться на психологические знания преимущественно при исследовании отклонений от нормы, например при исследова­нии причин утомляемости учеников, дефектов чувств, но не следу­ет требовать от психологии конкретных указаний, как учить детей.

Эти идеи психологов начала века не потеряли актуальности и в настоящее время, особенно в связи с развитием практической пси­хологической службы, так как нередко педагоги понимают возраст­ную психологию и психологию развития именно и единственно как практическую. Однако, признавая большое значение последней, невозможно исключить важность теоретических исследований, тем самым мы закрыли бы пути для дальнейшего развития прикладной, практической психологической службы.

Разработка идеи развития в биологии. Эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на психологию. Открытие этой теории фактически означало расширение предмета психологии, включение в него вопросов взаимосвязи морфологии и функции, поведения и сознания и т. д. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два но­вых постулата - об адаптации как главной детерминанте, опреде­ляющей психическое развитие, и о генезисе психики, т. е. о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии. Именно эти положения и являются основными для психологии развития.

Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования ­генетического, который исследует закономерности общей психоло­гии, изучая постепенное формирование определенной функции. Естественно, о таком подходе к исследованию говорил ось задолго до Дарвина, но понимание универсальности этого метода и возмож­ности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связано с эволюционной теорией. Она помогла осознанию того, что генетический метод может стать ос­новой особой области психологии, предметом которой как раз является генезис психики, т. е. генетической психологии, психоло­гии развития.

Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психи­ка представляет собой закономерный этап эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружа­ющей среде. Эти теории, особенно взгляды Спенсера, получили ши­рокое распространение и оказали огромное влияние на становле­ние психологии развития.

Не меньшее значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога И. М. Сеченова, который писал, что единственным методом объек­тивного исследования психики является метод генетического наблю­дения. Он также подчеркивал важность исследования психическо­го развития ребенка не только для практических нужд педагогики, но и для общей психологии. Взгляды Сеченова, особенно его идея об интериоризации психических процессов, оказала большое влия­ние на дальнейшее становление психологии развития, в частности на концепцию Выготского.

Одна из первых попыток систематического наблюдения за пси­хическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В.Прейера «Душа ребенка» (1882). Автор сде­лал вывод о том, что в психическом развитии проявляется биоло­гическая наследственность, которая и служит, в частности, осно­вой индивидуальных различий. Прейер стремился не только рас­крыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложе­нии к своей книге он поместил образец дневника, который намечал канву исследований для каждого возраста. После выхода работы Прейера в центре исследовательских интересов психологии разви­тия появился новый круг проблем: изучение корреляции между раз­личными сторонами психического развития (умственным, мораль­ным, волевым развитием и т.д.), исследование волевого развития, художественного творчества детей.

Появление экспериментальной психологии и разработка объектив­ных методов исследования. На протяжении длительного времени единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения. Еще Песталоцци и Жан Поль начали вести дневники наблюдений за своими детьми. Большой интерес представляют дневниковые наблюдения Дарвина за разви­тием своего сына Френсиса, которые были опубликованы в 1877 г. под заголовком «Биографический эскиз маленького ребенка». И. Тен описал процесс усвоения речи своей дочкой, сопоставив его с историческим развитием языка. Основой обоих процессов счи­тался универсальный механизм ассоциаций.

Однако первым, кто действительно планомерно вел дневнико­вые наблюдения за детьми, был Т. Тидеман, книга которого появи­лась в 1787 году. Он также стал первым автором учебника психоло­гии, в котором затрагивались вопросы, связанные с психологией ребенка. При этом и в дневнике, и в учебнике Тидеман тесно увязы­вал воспитание детей с предшествующим анализом их физиологи­ческих и психологических особенностей.

С расширением предмета психологических исследований появи­лась возможность разработки новых, экспериментальных методов, пригодных и для изучения психического развития детей.

Естественно, что прежние методы, используемые в общей пси­хологии, главным образом метод самонаблюдения, были недоступ­ны для новой науки. Поэтому такое значение для ее развития имело появление экспериментальной психологии В. Вундта, а также объек­тивных методов исследования памяти, разработанных г. Эббuнгаузом.

Не меньшее значение для разработки новых, объективных мето­дов исследования имели работы Ф. Гальтона, который изобрел мно­гие методы экспериментального исследования детей, впервые при­мени в в психологии способы статистической обработки результатов. Он же создал первые тесты, дальнейшее применение и популярность которых связаны уже с именем А. Бине, разработавшего специаль­ные тесты для исследования интеллектуального развития детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: