Запечатление (К.Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды

Запечатление (импринтинг). используется для обозначения процессов непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в рез-те кратковременного (реже — продолжительного) воздействия конкретного образца. Принято характеризовать запечатление след. 6 признаками:

1) своеобразное закрепление заданных образцов реакций с системой стимулов внешней среды;

2) возможность воздействия внешнего мира ограничивается генетически детерминированным возрастным отрезком (критический, или сенситивный период);

3) однажды произошедшее запечатление внешне стабильно и даже необратимо; наступившее запечатление устойчиво к новым воздействиям;

4) посредством запечатления «выучиваются» видо специфические, а не индивидуальные признаки объекта-стимула;

5) связь поведенческого образца с определенным объектом-стимулом вовсе не требует функциональной дееспособности или внешних выражений поведения во время фазы запечатления;

6) эффекты запечатления воспроизводятся не только в ответ на подкрепление или уменьшение мотива, но и на пищу, тепло, тактильные раздражители.

Критические и сензитивные периоды

В последнее время проблема сенситивных и связанных с ними критических периодов развития неоднократно оказывалась в центре внимания специалистов самого разного профиля. Одни исследователи используют термин "критические периоды" для обозначения периодов, особо благоприятных для развития той или иной ф-ции, другие тот же термин традиционно употребляют для хар-ки "трудных", переходных периодов в жизни ч-ка, хар-ся дисгармоничностью и наличием, наряду с позитивными, негативных проявлений. Значительно реже используется термин "кризисы", "возрастные кризисы. Понятие критических периодов в психологию введено Л.С.Выготским, к-ый различал периоды спокойного развития ("лизисы") и периоды переломного, критического развития ("кризисы"), В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различным будет и х-р переходного периода: он может быть бурным или постепенным. В конце каждого переходного периода формировались новые св-ва и качества, к-ых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования).. Л.С.Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы (важнейшие из них - пубертатный и климактерический) характеризуются как "реакции организма ч-ка на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Под критическими периодами детства в психологии имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Для них характерно усиление гетерохронии и дисгармонии в развитии органов и систем как на морфологическом, так и на функциональном уровнях. Внутренне противоречивыми яв-ся и сенситивные периоды развития. С одной стороны, высокая чувствительность к внешним воздействиям яв-ся благоприятным фактором, способствующим легкому запечатлению, усвоению информации, поступающей из внешней среды. С другой стороны, повышенная чувствительность к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, к-ые яв-ся чрезмерными или нецелесообразными.

Следует отметить, что в биологии термины "критические периоды" и "сенситивные периоды" употребляются как синонимы. Для переходных периодов существует термин "возрастные кризисы". Психологи четко разделяют сенситивные (благоприятные) и критические (переходные) периоды, "кризисы" в развитии ребенка. С одной стороны, понятие "критические периоды" употребляется как синоним и для благоприятных, и для переходных периодов, и это вносит путаницу в понимание тех и других. С другой стороны, термин "кризисы", "кризисные периоды", будучи употребленным в качестве синонима переходных периодов вообще, также неточен, т.к. не отражает другие (не кризисные) варианты развития в этот период. Первый шаг в этом в разведении данных понятий сделал А.А. Гужаловский. Целесообразно периоды особо благоприятного развития обозначать термином "сенситивные периоды", а за переходными периодами оставить термин "критические периоды". В зависимости от характера внешних воздействий различным будет результат развития в эти периоды и в дальнейшем. Сенситивные и критические периоды развития имеют место на разных уровнях человеческой индивидуальности (морфологическом, физиологическом, психологическом, социально-психологическом) и на разных этапах онтогенеза, достигая особой "сконцентрированности" в раннем детстве. Они могут иметь "тотальный" (сенситивные периоды в смысле К.Лоренца, кризисные периоды в понимании Л.С.Выготского) или парциальный характер.

Можно говорить о сенситивных периодах для целого комплекса взаимосвязанных между собою качеств, обусловленных совпадением сроков созревания морфологических структур или развитием функциональных взаимосвязей.

Решить вопрос о соотношении этих периодов на данном этапе развития представлений об этих феноменах не представляется возможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: