Социализация. Модель социализации

Термин "социализация ", не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Можно определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц.опыта путем вхождения в соц.среду, систему соц.связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы соц.связей за счет его активной д-ти, активного включения в соц.среду. Именно на эти 2 стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло соц.психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что ч-к не просто усваивает соц.опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования соц.опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда рез-том ее яв-ся не просто прибавка к уже существующему соц.опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия ч-ка с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только ч-ка, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание ч-ка одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений. Особенности соц.развития ч-ка изучались с точки зрения целостности процесса и с использованием различных моделей. Среди их многообразия наиболее употребительными яв-ся следующие 4 модели соц.развития. Первая модель - эволюционная. Она связана с представлениями о том, что развитие есть плавный, постепенный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники данной модели предполагают, что она отражает нормальный путь развития ч-ка. Наличие же в реальном соц.развитии кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Так, н-р, подростковый кризис соц. развития наблюдается только в цивилизованных странах. У народов, ведущих образ жизни, приближенный к первобытному, данного кризиса нет, и переход из детства к взрослости осуществляется постепенно, но стабильно. В течение времени, с развитием общества как соц. и психологич. системы, соц.контроль также развивается и становится более гибким, а способы соц.регуляции обусловливают более свободное поведение субъектов взаимодействия и способствуют в большей степени эволюционному соц.развитию ч-ка. И все же кризисы, к-ые с относительной неизбежностью переживают и преодолевают люди в процессе своей жизни, чаще всего рассматриваются как нормативное психологическое явление. Развитие может проходить бурно и кризисно, с трудностями, конфликтами. При этом конфликты могут быть как с окр.людьми, так и внутриличностные. Далеко не все изменения в ч-ке происходят плавно и постепенно. Многие из них носят скачкообразный х-р, хотя они обычно контролируются самой личностью и не вызывают эмоциональных срывов при высоком уровне самоконтроля. Такая модель соц. развития получила название кризисной или скачкообразной. В соответствии с данной моделью соц. развитие ч-ка рассматривается как поэтапный процесс, причем переход от одного этапа к другому определяется кризисом - преобразованием, к-ый имеет нормативный, социальный и возрастной аспекты. Модель трех фаз рассматривает соц.развитие ч-ка как путь, состоящий из 3 основных этапов: детство, взрослость, старость. Детство - это подготовка к взрослой жизни, взрослость - единственный полноценный этап жизни, позволяющий ч-ку функционировать в качестве полноправного члена общества, а старость - процесс угасания жизни, в том числе и социальной. В контексте данной модели понимание отношений между людьми связывают прежде всего с отношениями поколений: молодые, старые и люди среднего возраста. Данная модель используется обычно при изучении демографических проблем. Модель гетерохронного развития ч-ка - одна из наиболее распространенных. Развитие гетерохронно не только в межиндивидном, но и в интраиндивидном смысле: разные подсистемы организма и личности достигают пика развития разновременно, поэтому взрослый может стоять в одном отношении выше, в другом - ниже ребенка. Творческое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое и др. виды развития рассматриваются как стороны соц. развития ч-ка. Если одна сторона в данном возрасте развивается высокими темпами, то другая, наоборот, может существенно отставать. Так, н-р, по модели гетерохронного развития детство изучается как период уникального всплеска творчества, к-ое многие люди утрачивают в процессе социализации и воспитания. Вполне очевидно, что необходим комплексный подход при моделировании и изучении социального развития ч-ка. В зависимости от поставленной проблемы и цели исследования можно использовать ту или иную модель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: