3.1. Долгий путь демократии
борная аристократия составляет наилучший и самый естественный политической порядок17. «Если бы существовала нация богов, она управлялась бы демократически, - говорит Руссо _ Столь совершенное правление не годится для людей»|х. Таким образом, по крайней мере при первом чтении, мы приходим к выводу, что если представительство в сфере суверенитета представляется Руссо недопустимым, то применительно к власти оно терпимо и даже в большинстве случаев предпочтительно.
И все же, присмотревшись внимательнее, мы может убедиться, что, вопреки заверениям в обратном со стороны самого Руссо, его понимание суверенитета тоже содержит в себе идею о необходимости представительства. Это с особой очевидностью следует из данного им пояснения, что суверенна только «общая воля» народа, а вовсе не «воля всех». Воля всех есть множественное выражение воли всего населения, которое Руссо считает бессвязной какофонией, тогда как общая воля возвышается над обществом. Это трансцендентальное, единое выражение воли19. На основании замысла Руссо нам следует признать, что сама по себе общая воля - это представительство, которое одновременно привязано к воле всех и отделено от нее. Связь между единством, трансцендентальностью и представительством иллюстрируется тем различием, которое Руссо проводит между народом и множеством. Народ лишь тогда суверенен для Руссо, когда объединен. Как он объясняет, народ возникает в результате сохранения или созидания единых привычек, обычаев и взглядов, вследствие чего население говорит одним голосом и действует по единой воле. Народу не присуще многообразие. Между тем, на деле население, возможно, так никогда и не устранит различия и не станет говорить одним голосом. Единство народа можно создать, лишь приведя в действие механизм представительства, который отделяет народ от множества. То есть, вопреки тому, что народ как таковой сходится вместе, чтобы употребить суверенную власть, множество при этом не присутствует; его все-Го только представляет народ. Итак, у Руссо власть каждого Парадоксальным, но, тем не менее, неизбежным образом низ-
|
|
295 Часть 3. Демократия
водится до правления кого-то одного, которое осуществляется через механизм представительства.
Авторы и сторонники американской конституции были гораздо откровеннее, чем Руссо, в своих опасениях перед де. мократией и тяге к отделению, обеспечиваемому представительством. Например, для одного из авторов «Федералиста», Джеймса Мэдисона, концепция демократии характеризуется, как и народный суверенитет у Руссо, тем обстоятельством, что «народ сходится и осуществляет правление сам», то есть весь народ правит непосредственно, свободно и равноправно20. Мэдисон находит такую демократию опасной. Вслед за Руссо, он боится, что в народе возникнут различия - не только индивидуальные, которые легко проконтролировать, но также различия коллективные, то есть фракционность. Как пишет Мэдисон в «Федералисте №10», фракция меньшинства не составляет для демократии серьезной проблемы, так как большинство способно ее контролировать. Однако у демократии нет механизма, чтобы проконтролировать фракцию большинства. По мнению Мэдисона, у демократического множества как такового отсутствует механизм мышления, осмотрительной или нравственной оценки для организации различий: последние немедленно и неизбежно выливаются в конфликт и тиранию. Мэдисон доказывает, что представительная схема, заложенная в американской конституции, является надежной гарантией от деспотизма большинства в рамках республики. Тут вопрос масштаба выходит на первый план. Согласно известным аргументам, в ограниченных пространствах древнегреческих городов-государств демократия была осуществима, тогда как практические запросы, возникающие из-за обширных современных национальных государств, требуют ее укрощения с помощью представительных механизмов. Таким образом, демократия годится для немногочисленного населения, а представительство - для пространных территорий и большого населения21. В XVIII веке в Соединенных Штатах многие авторы, не разделявшие федералистских мнений, использовали противопоставления между демократией и представительством для критики предложенной конституции и идеи сильного федерального правительства. Они отдавали
|
|
3.1. Долгий путь демократии
предпочтение небольшим независимым штатам, поскольку малый масштаб создает условия, пригодные для демократии лди, по крайней мере, для представительства в небольших пропорциях, когда каждый делегат выступает от лица относительно немногих людей22. Федералисты были согласны, что представительство составляет препятствие для демократии - д\я всеобщего, равного и свободного правления всех, - и как раз в силу этого поддерживали его! Огромная протяженность современных национальных государств, особенно Соединенных Штатов, не мешает эффективному правлению, а, напротив, составляет большое преимущество! Представители, слишком близкие к тем, от чьего лица они выступают, не обеспечивают адекватного защитного барьера против демократии; представительство должно быть достаточно удаленным, чтобы удерживать на расстоянии опасности, связанные с демократией, и все же не столь далеким, чтобы у представителей не было вообще контактов с людьми, ими представляемыми. Нет необходимости, чтобы представители детально знакомились с теми, кого представляют, на месте («Федералист №56»). Важнее «заполучить в качестве правительства тех, кто обладает наибольшей мудростью и понимает, в чем состоит общественное благо, и наилучшими качествами, чтобы его добиваться»23. Мэдисон настаивает, что схема представительства, согласно которой правят немногие, не является ни олигархией («Федералист №57»), ни аристократией в британском стиле («Федералист №63»). Вероятно, она ближе всего к тому, что Руссо называет выборной аристократией, противопоставляя ее наследственным или естественным аристократическим формам. Мэдисон, бесспорно, согласен с точкой зрения Руссо, что «наилучший и самый естественный порядок вещей состоит в том, чтобы множеством управляли мудрейшие»24. В этих Дискуссиях мы вновь можем обнаружить сущность представительства: оно связывает граждан с правительством и в тоже время отделяет их от него. Новая наука основана на таком Дизъюнктивном синтезе.
|
|
Ослепительно ярким элементом этих рассуждений XVIII Века является то, что они со всей отчетливостью подводят к Вьш°Ду, что демократия и представительство не ладят друг с /
297 Часть 3. Демократия
другом. Когда наши полномочия передаются группе правителей, то с этого момента все мы не занимаемся управлением, мы уже отделены от власти и правительства. Несмотря на это противоречие, уже в начале XIX века представительство стало определять демократию эпохи модернити до такой степени, что с тех пор невозможно помыслить ее без какой-то формы представительства. Оно воспринимается не как защита от демократии, а как ее необходимое дополнение. Как говорят, чистая демократия, возможно, хороша в теории, но на практике относительно слаба. Только в соединении с представительством демократия дает достаточно сильную, стойкую субстанцию - подобно тому, как к железу добавляют углерод, чтобы получить сталь. «Новая наука», объявленная федералистами своим вкладом в создание новой нации и эпохи модернити, в чем-то походила на теорию современной металлургии. К1830-м годам Алексис де Токвиль мог называть «демократией» в Америке ту же схему представительства, которую за 50 лет до этого отцы-основатели считали защитой от опасностей демократии. Сегодня господствует еще более расплывчатое представление о демократии. Вспомним, например, определение, которое не так давно сформулировал Джозеф Най, ведущий автор в области либеральной политической теории: «Демократия - это правление должностных лиц, которые подотчетны и могут быть смещены большинством народа, на территории, на которую распространяется их юрисдикция»25. Как далеко мы ушли от взглядов XVIII столетия!
Поскольку представительство теперь до такой степени монополизирует область политической мысли, полезно будет составить резюме по поводу его разных типов, чтобы увидеть различия между ними. Вслед за Максом Вебером мы можем различить, в зависимости от степени разделения делегатов и тех, кого они представляют, три базовых типа представительства: присваиваемое, свободное и «по наказам»2".
|
|
Присваиваемое представительство (appmprikrte Representation) -это тип, при котором связь между представителями и представляемыми самая слабая, а разделение наибольшее. При этом уполномоченные никаким прямым образом не избираются, не назначаются и не контролируются теми, кого они представля-
3.1. Долгий путь демократии
т По существу они просто сами истолковывают интересы и волю тех, от кого делегированы. Вебер называет такую форму присваиваемым представительством, поскольку представители присваивают себе все полномочия по принятию решений. Нужно отметить, что и такие уполномоченные не вполне самостоятельны, так как представительство, как и всякое властное отношение, имеет две стороны, и представляемые всегда располагают какими-то средствами, которые позволяют им отказаться от этих отношений или их изменить, однако в данном случае такие средства самые косвенные и слабые. Мы могли бы также назвать этот тип патриархальной репрезентацией, так как само название передает в таком случае ощущение того, как феодальный лорд представлял крестьян из своего поместья. Действительно, в американской конституции предполагалось, что черные рабы, женщины и дети будут представлены именно подобным способом27. Как мы увидим далее в несколько ином контексте, патриархальное, или присваиваемое, представительство также характеризует то, каким образом сегодня наднациональные организации, подобные МВФ и Всемирному банку, представляют интересы стран, подобных Таиланду или Аргентине. Во всех этих случаях представители явно находятся на удалении от представляемых ими общностей, которые могут оказывать на них лишь слабое и косвенное влияние, и сами интерпретируют интересы последних.
Свободное представительство (frew Reprdsentation) занимает срединную позицию. Оно типично для парламентских систем, в которых те, кого представляют, имеют некий прямой контакт с делегатами, но контроль над ними чем-то скован или ограничен. Так, в большинстве избирательных систем выбор или контроль со стороны представляемых ограничивается прежде всего во времени. Ведь соответствующая связь устанавливается только раз в два или четыре года, а то и раз в шесть лет. В период между выборами делегаты относительно независимы, они не получают инструкций от представляемых и не консультируются с ними, а потому Вебер называет этот тип «свободным», чтобы подчеркнуть относительную автономию делегатов. Ясно, что свобода делегатов обратно пропорциональна степени свободы выбора или контроля, которой
Часть 3. Демократия
располагают представляемые. Их власть, к примеру, также \ ограничивается принуждением к выбору из определенного круга кандидатов. Конечно, их влияние еще больше ограничивается и становится к тому же частичным, а делегаты, соответственно, ощущают дополнительную свободу с каждой очередной ступенью отделения от представляемых, подобно тому, в какой мере, скажем, политический назначенец представляет тех, кто избирал назначившее его должностное лицо. Таким образом, мы могли бы сказать, что представители на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций выступают от лица различных национальных групп населения, пребывая во второй степени отделения от них. При нарастании ограниченности или неполноты представительства и степеней разделения между представителями и представляемыми этот его тип все сильнее смыкается с формой патриархальной, или присваиваемой.
Когда делегирующие контролируют своих делегатов постоянно, такую систему характеризует то, что Вебер называет представительством по наказам (gebbndene Representation). Различные механизмы, создающие более прочное сцепление и вынуждающие представителей постоянно подчиняться инструкциям тех, кого они представляют, ведут к снижению самостоятельности делегатов28. Например, частые выборы и тем более постоянная возможность отзыва делегатов подрывают временные ограничения, связанные для избирателей с периодичностью выборов. Наращивание возможностей для всех членов общества выступать в качестве представителей также ослабляет ограничения власти представляемых. Наконец, когда гражданам дан больший простор для участия в принятии государственных решений, «представительский разрыв» сокращается. Процедуры участия в распределении бюджетных расходов в некоторых бразильских городах, таких как Порту-Алегри и Белен, - вот пример механизма по сокращению подобного разрыва29.
Предложенная Вебером типология представительства могла бы немедленно спровоцировать постановку политической задачи: работать над переделкой всех патриархальных, или присваиваемых, форм представительства в ограниченные,
3.1. Долгий путь демократии
свободные формы и, в свою очередь, переработку этих ограниченных моделей в непосредственные формы работы делегатов по наказам. В итоге контакт между представляемыми и их представителями становился бы все прочнее. Нет сомнений, что подобные попытки улучшили бы нынешнюю политическую ситуацию, но с ними не добиться реализации обещаний демократии эпохи модернити, то есть правления каждого для всех. Каждый из названных типов - присваиваемый, свободный и по наказам - возвращает нас к проблеме двойственной природы представительства, которое одновременно связывает и разделяет. Три формы обозначают в различных пропорциях сочетание двух функций, которые необходимы для суверенитета. Институты политического представительства должны позволить гражданам (по крайней мере, некоторым) выражать свои неоднородные устремления и требования, в то же время давая государству простор для их слияния в сплоченное единство. Делегат, с одной стороны, служит тому, кого он представляет, а с другой - привержен единству и действенности суверенной воли. Как мы еще убедимся в этой книге, из императива суверенитета следует, что, по здравому размышлению, править может только кто-то один. Демократия снова требует радикальных новшеств и свежей науки.
Восстание должников
Жена Джона Адамса, Абигайль, была очень сердита на Томаса Джефферсона. Легко ему было выпись-тать красивые фразы, сидя в далекой Франции! А дома в Массачусетсе дела шли из рук вон плохо. Соединенные Штаты, едва возникнув, переживали первый серьезный бунт на своей территории. Летом 1786 года Высший суд штата Массачусетс инициировал процесс по лишению фермеров-оолжников права выкупа заложенного ими имущества в округе Гем-пшир, наложив арест на их скот и землю. Фермеры призвали влас-ти штата напечатать побольше денег, как это сделали в °°-Айленде, чтобы освободить их от долга, но законодатели шта-Ща остались глухи к этим призывам. Народное ополчение из полутора сотен вооруженных фермеров, многие из которых были вете-нами Войны за независимость, воспрепятствовали судьям в
301 З.Де.
проведении заседаний и аресте фермерской собственности; в гороМ ке Большой Баррингтон они ворвались в окружную тюрьму и осво~ бодили должников. Даниэль Шейс, бывший командир в Континентальной армии, позже стал известен как лидер восставших.
Абигайль Адаме написала из Лондона своему другу Томасу Джеф. ферсону, который был послом во Франции, и самым драматичным образом обрисовала беспорядки, устроенные должниками в ее род. ном городке: «Невежественные, мятежные головорезы, без чести ц совести, увлекли сбитую с толку толпу своим примером под предлогом нанесения им мнимых обид». Томаса Джефферсона эти события не взволновали, и он ответил в возвышенном духе, чем сильно поразил Абигайль Адаме: «В некоторьи случаях дух сопротивления правительству так ценен, что я хотел бы, чтобы он никогда не испарялся... Небольшой бунт время от времени не помешает»'®. После этого Абигайль Адаме на несколько месяцев прервала регулярную переписку с Джефферсоном, а бунт на самом деле закончился плохо для всех, кто оказался к нему причастен. Законодательное собрание Массачусетса приостановило действие закона о неприкосновенности личности и разрешило тюремное заключение на неограниченное время без судебного разбирательства, чтобы облегчить подавление беспорядков. На протяжении следующего года восставших фермеров преследовали, многих из них задержали, а человек десять казнили. Но положительное мнение Томаса Джефферсона о восстании не было поколеблено известиями о примененном насилии. Полковнику Смиту, зятю четы Адаме, он написал: «Древо свободы периодически нуждается в том, чтобы его поливали кровью патриотов и тиранов. Это естественное удобрение»31.
У нас не столь положительный взгляд на кровопролитие и восстание при всех и всяческих обстоятельствах, какой демонстрирует Джефферсон в этих письмах. На деле нет никакого резона превозносить вооруженных фермеров из ополчения Шейса как демократическую силу в юной республике. Полезнее признать в этом бунте симптом экономического противоречия, свойственного Со-единенным Штатам с момента их зарождения. В конце концов* мятеж возник из-за тех долгов, которые фермеры никак не мой* вернуть. США, вопреки всей своей риторике равенства, представ' ляли собой общество, разделенное на классы, а их конституция^* многих отношениях служила делу сохранения имущества богачей
3.1. Долгий путь демократии
Восстание задолжавших фермеров стало убедительным признаком этого противоречия.
Случай повторения эпизодов из истории формирования Соеди-ненных Штатов усматривается в том, как сегодня складывается глобальная система. Беднейшие страны, включая большинство африканских государств к югу от Сахары, страдают от бремени национального долга, который они не надеются когда-нибудь выплатить. В этом состоит противоречивость нынешней глобальной системы. Долг - один из факторов, из-за которых в этом мире бедные остаются бедными, а богатые продолжают богатеть. Можно представить себе, что когда-нибудь, причем в недалеком времени, это противоречие возбудит нечто вроде всемирного восстания должников под водительством нового Шейса, которое не только повергнет в ужас дам, подобньи Абигайль Адаме, но и даст выход грандиозной разрушительной силе. Нескончаемая задолженность в хозяйственной системе, призванная поддержать сложившееся распределение богатства, - это готовый рецепт для отчаянньи, насильственных актов. Трудно набраться оптимизма, какой испытывал Джефферсон, по поводу подобной перспективы. Пролитая кровь мирового пожара вряд ли послужит удобрением для древа свободы. Мы много выиграли бы, если бы стали искать иньт средств, чтобы победить систематическое неравенство и противоречия в мировой системе прежде, чем действительно разразится какая-то буря насилия.
Нереализованная демократия социализма
В истории модернити политическое представительство при социализме развивалось параллельно либеральному и конституционному представительству и в конце концов потерпело аналогичный крах. Несмотря на ряд попыток, социализму не удалось выработать самостоятельные и оригинальные идеи или формы политического представительства, чтобы избежать тех нездоровых выдумок, которые неотступно преследовали представительные институты на всем протяжении Истории суверенитета эпохи модернити. Конечно, сначала в с°Циалистической традиции были многообещающие элементы. Прежде всего, социалистические движения критиковали
Часть 3. Демократия
понятие «автономии политики», на которое опиралась буржуазная концепция государства. Демократия должна была прийти снизу, чтобы нейтрализовать государственную монополию на власть. Во-вторых, социалистические движения признавали, что разделение политического представительства и хозяйственного администрирования есть ключ к структурам угнетения. Приходилось искать путь, позволяющий демократично сочетать инструменты политической власти с хозяйственным управлением в обществе. Однако, вопреки обнадеживающему началу, история социалистической политики часто спускалась с высот по другим, менее благоприятным тропам.
В конце XIX и начале XX веков социалисты и коммунисты, социал-демократы и большевики по-разному, но созвучно выдвинули идею партии как альтернативы традиционным способам институционального представительства. Они воспринимали государство, даже в его представительной разновидности, как диктатуру правящего класса, как политический аппарат для господства над рабочим классом. Партия должна была стать авангардом, такой организацией, которая могла свести рабочий класс с интеллигенцией и активными деятелями из других слоев населения для формирования политической силы, компенсирующей отсутствие у рабочих представительства, чтобы исправить их незавидное положение. Партия должна была выступать от имени тех, кто лишен представительства. Считалось, что она будет обособлена от рабочего класса и останется вне логики как капиталистической экономики, так и узко понятого буржуазного общественного порядка. Эта концепция партии-авангарда ясно указывала на связь социализма и коммунизма с якобинской традицией, поскольку она возрождала руководящую роль элиты, которую радикальная и прогрессивная часть буржуазии выразила в якобинстве. С такой точки зрения, партия рабочего класса должна была поднять флаг якобинства, очистив его от классовых интересов буржуазии и связав с новыми интересами пролетариата: власть - пролетариям, государство - коммунистам!
Наиболее радикальные представители социализма, коммунизма и анархизма в конце XIX и начале XX веков были единодушны в критике парламентского представительства, как
3.1. Долгий путь демократии
й в призыве к отмене государства. Парижская коммуна 1871 года стала для Маркса, Ленина и многих других первым примером нового демократического опыта управления. Коммуна, бесспорно, еще представляла собой представительную власть, однако Маркса особенно вдохновляли механизмы, учрежденные коммунарами для сокращения разрыва между представителями и представляемыми. К ним относились: декларация всеобщего избирательного права, возможность отзыва делегатов в Коммуне в любой момент своими избирателями, назначение депутатам равной платы с рабочими, а также предложение о свободном и всеобщем образовании'1. В Коммуне полагали, что каждый шаг, сокращающий разрыв между представителями и представляемыми, ведет к отмене государства, а значит и к разрушению преграды между суверенной властью и обществом. Стоит отметить, что концептуализация представительства и демократии, вдохновленная опытом Коммуны, в сущности, незначительно отличалась от соответствующих взглядов революционеров XVIII столетия. Действительно, при ретроспективном рассмотрении трудов Маркса и Ленина о Парижской коммуне особенно удивляет то, как сильно их демократическая риторика напоминает работы предшествующих авторов. Маркс, к примеру, приветствовал Коммуну как правительство «народа, осуществляемое народом», а Ленин усматривал в ней шаг, приближающий «более полную демократию», при которой делегаты «несут прямую ответственность перед своими избирателями»34.
Еще одно направление поиска новых способов политического представительства предполагало создание механизмов, которые давали бы пролетариату непосредственную роль в экономическом управлении и социальном администрировании. К самым важным опытам такого рода демократической репрезентации в социалистической и коммунистической традиции относились разные типы коллегиальных органов управления и власти, включая советы и так называемые совещания (Rat)'*. В совещаниях и советах видели механизмы, позволявшие радикально укрепить связь множества с управлением и его участие в нем. Промышленные рабочие, солдаты и крестьяне - все должны были быть представлены собствен-
305 Часть 3. Демократия
ными советами. Ни в социал-демократическом опыте, зависшем между коллективными организациями трудящихся и иллюзиями самоуправления, ни в большевистском опыте, при котором велась постоянная борьба за хозяйственное и политическое выживание, советы в реальности не имели успеха в создании новых образцов представительства. На этих совещаниях и советах людей, составлявших социальную базу, призывали принести еще большие жертвы во имя завода, общества и государства в ответ на обещания более широкого участия в управлении ими. Правда, людей всегда держали отдельно, на расстоянии от суверенной власти, а со временем их участие и представительство стали совсем эфемерными. Таким образом, антидиктаторские инициативы и требования прямой демократии со стороны социалистических и коммунистических движений не получили продолжения.
Нужно учесть, что требования прямой демократии и самоуправления звучали громче всего в социалистических и коммунистических движениях на стадии индустриального развития, когда профессиональные пролетарии занимали доминирующее положение в организации капиталистического производства, то есть примерно с конца XIX по начало XX веков. Тогда промышленным рабочим был знаком каждый аспект технологического процесса и понятен весь цикл производства, так как они были его стержнем. В результате дальнейшего развития промышленной революции в XX веке, когда появился конвейер и рабочие все больше дисквалифицировались, призыв к рабочему самоуправлению почти естественным образом сошел на нет. Впоследствии проекты введения самоуправления уступили место концепции планирования как механизма коррекции (но не замещения) капиталистической организации труда и рынка.
В последующие десятилетия XX века демократические социалистические партии как в Европе, так и в других регионах мира, интегрировавшись в капиталистическую систему, отказались даже от декоративного представительства и защиты рабочего класса. Что касается коммунистов, то в новых пролетарских государствах они в основном были выметены прочь. Возглавлял этот процесс Советский Союз. Чтобы гарантиро-
3.1. Долгий путь демократии
вать легитимность советской власти, там изображали дело так, будто она представляет весь народ и будущее человечества в целом. Прислушайтесь, к примеру, к надеждам на утопическое коммунистическое будущее, на которые СССР вдохновил французского поэта Луи Арагона. Бродя по московским улицам, Арагон восклицает: «...ici j'ai tant гкуй marchant de l'avenir / qu'il me semblait parfois de lui me souvenir» («я так мечтал бродить здесь в будущем, что иногда как будто вспоминал его»)*. Однако в Советском Союзе и других социалистических государствах представительство не устояло на уровне буржуазных стандартов. Со временем оно, теряя последние элементы связи с множеством, деградировало и ужалось до фикции демагогического контроля и популистского консенсуса. Деградация демократического представительства стала одним из важных факторов, способствовавших бюрократической централизации социалистических режимов в Восточной Европе в конце 1980-х годов. Такой провал обусловливался не только историческими обстоятельствами, но и теоретической ограниченностью. Даже в своих наиболее радикальных формах социализм и коммунизм не предложили фундаментально новых концепций представительства и демократии, а в результате воспроизвели основополагающее ядро буржуазной концепции суверенитета, парадоксальным образом увязнув в необходимости обеспечить единство государства37.
Мы вовсе не утверждаем, будто в коммунизме и социализме не было глубокого демократического наполнения или что оно не достигало зачастую мощного и трагического выражения. К примеру, в ранние годы советской власти проводились многочисленные социальные, политические и культурные эксперименты, питавшиеся представлениями о создании нового, более демократичного общества, в особенности в том, что касалось освобождения женщин, перестройки крестьянского мира и художественных новаций'8. Теоретики права ранне-советского периода, такие как Евгений Пашуканис, усматривали возможность выйти за рамки частного права и трансформировать публичное право в институциональную систему, основанную на совместном пользовании собственностью39. В Китае и на Кубе тоже было немало подобных примеров. На
Часть 3. Демократия
разных этапах своего развития каждая из этих стран проводила оригинальные эксперименты по демократическому управлению производством и обществом, отвергавшие бюрократический, сталинский образец. От них исходили и планы технического и хозяйственного содействия борьбе с колониализмом и империализмом в «третьем мире». Задолго до появления многих сегодняшних гуманитарных НПО кубинские врачи лечили тропические заболевания повсюду в Латинской Америке и Африке. Временами утопичные коммунистические и социалистические устремления направляли деятельность институтов социалистических режимов и заставляли их учитывать в процессе управления прежде всего критерий социальной справедливости. А в целом коммунистические и социалистические движения и партии часто защищали демократию - как в Европе и в Северной и Южной Америке, так и в Азии и в Африке, а также по обе стороны «железного занавеса» - от нападок фашизма и реакции, начиная со сталинизма и заканчивая маккартизмом. Однако мечты о социалистическом и коммунистическом представительстве оказались иллюзорными. Еще раз вспомним Арагона: «On siurira de nous d'avoir aimft la flame / au point d'en devenir nous mrane l'aliment» («мы достойны насмешек потому, что обожали пламя - и сгорели в нем)»40.