Макс Вебер был среди тех, кто прекрасно понимал: социалистическая организация труда, в конечном счете, подчинится тем же законам, что и при капитализме. Эти законы будут, к тому же, сочетаться с аналогичными представлениями о представительстве41. Такое сходство вытекало не только из его наблюдений за сходными чертами в организации партий и выполнением ими бюрократической миссии (на что указал Роберт Майкле, с которым Вебер, конечно, был согласен). Вебер проник в суть проблемы гораздо глубже. Он отталкивался от того факта, что, как он говорил, нельзя рассуждать о политике (и демократическом представительстве), не затрагивая социальную политику, в силу чего представительство остается принципиально важным инструментом посредничества и выражения общественных интересов при любой сложной системе общественного управления, будь то социалистической
3.1. Долгий путь демократии
ч„ капиталистической. Социализм в любой форме непременно требует управления капиталом - вероятно, не в частнопредпринимательском или индивидуалистическом виде, но всегда контексте одной и той же безжалостной логики инструментальной рациональности жизни. Поскольку модернистская концепция представительства точно соответствует такой логике рационализации, социализм не мог обойтись без нее. Нельзя заменить ее и типом представительства работников, основанным на профессиональных союзах или советах. Вебер заключает, что противоречие между рабочей демократией и представительной демократией может быть разрешено только в пользу последней. Сказав это, мы, вопреки установленной таким образом нереальности искомого, все же замечаем у Вебера своего рода сожаление о фантастической мощи общественной трансформации, заключенной в русской революции и социалистической традиции в целом.
Польза критики Вебером социализма и свойственных ему механизмов представительства в том, что она помогает увидеть, что различные формы правого популизма выросли из извращенных побегов социалистической традиции. Традиция демократического представительства эпохи модёрнити прерывается и уходит в болото. Разнообразные элементы авторитарных правых сил, начиная с национал-социалистов в Германии и перонистов в Аргентине и заканчивая Национальным фронтом во Франции и Партией свободы в Австрии, стараются популистским путем разрешить противоречия, заложенные в социалистической идее представительства, привязывая к ней самые традиционные теории суверенитета. Здесь, на правом фланге, конструирование представительства в качестве внешней функции как полной передачи чьих-то прав достигает крайней точки. Политическое сознание полностью укоренено в традиции и питается ею, а к участию масс в политике призывают, опираясь на защитную и подлежащую коррекции идентификацию. Все эти правые проекты, будь то аристократические, клерикальные или сектантские, исходят из представления о состоянии умов и душ, оправдывающем данный тип представительства на традиционных основаниях. Так, Карл Шмитт показывает, каким образом реакционная идея репре-
309 Часть 3. Демократия
зентации от Хуана Донозо Кортеса до Жоржа Сореля создается на базе выпячивания самобытности и на традиционалистской идее суверенной легитимности. Именно таким путем являются на свет все виды фундаментализма. Нынешние разновидности правого популизма и фашизма - всего лишь деформированные отростки социализма. Популистские производные социализма составляют еще одну причину, по которой сегодня нам нужно искать постсоциалистическую альтернативу в политике, порвав с социалистической традицией, время которой истекло.
Странно, что снова приходится вспоминать об этом сплаве идеологических извращений, которые выросли из социалистического понимания идеи представительства, но сегодня мы, наконец, можем ее похоронить. С демократическими надеждами на социалистическое представительство покончено. И, прощаясь с ними, нельзя не вспомнить, как много побочных идей, более или менее пораженных фашизмом, великие исторические опыты социализма были приговорены тащить за собой. Некоторые из них оказались всего лишь бесполезными вспышками, а другие - инфернальным кошмаром. Ныне иссякли возможности вернуться к модернистским образцам представительства, чтобы построить демократический порядок. Нам нужно изобрести иные формы представительства или же, что не исключено, другие типы демократии, выходящие за рамки представительства.
Мятеж: Берлин 1953 года
Как полагали берлинские рабочие, если у них отныне установлен социалистический режим, то им не нужно больше мучаться, выполняя производственные задания. Начавшись с аллеи Сталина и распространившись по всему Берлину, 16-17 июня 1953 года бунт строительных рабочих перекинулся на крупные фабрики, рабочие кварталы, а затем на пригороды и сельскую местность Восточной Германии. Вспоминая эти события, Бенно Сарель подчеркивает, что самым главным требованием фабричных, рабочих было отменить нормы выработки и приказной порядок регулирования фЬ
3.1. Долгий путь демократии
ычного труда. В конце концов, социализм и капитализм - не одно и
Весной 1953 года в новорожденной Германской Демократичес-пй Республике социалистический режим разработал долговременный план и предложил интенсифицировать работу на фабриках и на всех других предприятиях. Речь шла о восстановлении Берлина и основании социалистического государства. На четырехкилометровом бульваре под названием аллея Сталина, прежде называвшемся франкфуртской аллеей, возникло огромное скопление строительных рабочих и их мастерских. Они уже расчистили оставшиеся со времени войны каменные завалы, работая день и ночь в свете электрических прожекторов, чтобы восстановить свой город. После объявления весной 1953 года плановых решений нормы выработки были увеличены. Фактически за первые четыре месяца текущего года строительная промышленность выполнила только 77 процентов от требуемого по плану. Теперь табельщики усердно контролировали рабочих, а партийные деятели и мастера активно поддерживали наращивание выработки, часто выдавая его за добровольное.
В рабочих коллективах возникло сопротивление. Наращивание производственнък заданий сопровождалось сокращением заработной платы. Деньги выдавали по пятницам, и потому в первую пятницу июня возникли конфликты, протесты и многочисленные мелкие акты сопротивления. Столкнувшись с нарастанием беспорядков, партийные и хозяйственные бюрократы, нередко представленные в цехах одними и теми же лицами, отреагировали еще большим ужесточением дисциплины: они посулили персональное наказание и коллективные санкции тем, кто не подчинится. Рабочие ответили угрозой забастовок. Рядовые члены партии, хорошо зная настроения в рабочей среде, попытались быстро найти компромисс, и многие из них перешли на сторону рабочих. Но 12 июня, когда во второй раз вытачивалась заработная плата с момента подъема производственньгх квот, ее размеры еще сильнее сократились. Были сформированы рабочие собрания, чтобы выразить возмущение по этому поводу.
В понедельник 15 июня руководство партийного союза отпра-
вилосъ в цеха, чтобы начать обсуждение. Но рабочие сформировали
Легацию, чтобы выразить протест непосредственно перед зда-
' Дома правительства. Во главе небольшой делегации пример-
зг Часть 3. Демократия
но в три сотни рабочих несли плакат, призывавший к отмене норм выработки. Демонстранты проходили мимо других мастерских и призывали их рабочих присоединяться к ним. Исходные три сотни быстро переросли в многотысячный поток. На следующий день ц позже той же ночью комитеты рабочих заблокировали производство в мастерских и отправились по округе, чтобы объяснить свои требования. Металлургические и химические предприятия Берлина тут же присоединились к борьбе. По мере того, как новость о берлинском восстании достигла других промышленных центров Восточной Германии, распространялись и стачки - в Бранденбур-ге, Галле, Биттерфельде, Мерсеберге, в крупных индустриальных городах Саксонии и, наконец, в Лейпциге и Дрездене.
Почему профсоюзные и партийные лидеры, многие из которых участвовали в героическом сопротивлении нацистскому режиму и, как они сами утверждали, представляли социалистическую республику, республику трудящихся, не смогли убедить или хотя бы урезонить рабочих, у которьи была одна с ними история и общий проект освобождения? Выступая перед Домом правительства, министр промышленности Зелъбман, сам бывший пролетарий с мозолистыми руками, обратился к рабочим, назвав их «товариищ-ми», но они ответили: «Мы тебе не товарищи!» Откуда такое отчуждение? Нам известно из истории, как впоследствии политическая система Восточной Германии развилась в своего рода полицейское государство, но в тот момент, в 1953 году, этого еще не произошло. То был пример классовой борьбы при строительстве «государства рабочих», когда представительство должно бьую походить на прямую форму демократии. Почему же вместо этого представители не представляли никого и ничего, кроме власти и плановых разнарядок? Когда президент Гротеволь заявил во время забастовок, что «мы плоть от плоти рабочего класса», никто с этим не спорил. Так почему же вера в представительство испарилась так быстро и бесповоротно?
Утром 17 июня демонстранты сошлись у Дома правительства. Все жители присоединились к рабочим, и манифестация перешла в восстание, заполыхавшее во многих восточногерманских городах. В Берлине полиция преградила демонстрантам путь кДоЩ правительства, и множество быстро нашло новое символическое место сбора: площадь Маркса и Энгельса. В час дня советское рукО'
_______________________________________ 3.1. Долгий путь демократии
водство объявило из Москвы осадное положение. До позднего вечера восставшие ожесточенно сражались против бронированной техники буквально голыми руками. Депутаты от рабочих были направлены из восточного сектора Берлина в западный, стучась в двери западногерманской администрации и прося о помощи, ору-лсии и организации забастовок солидарности, но безрезультатно. В итоге рабочее восстание в Берлине захлебнулось, оказавшись пер-gbiM в ряду многочисленных, но зачастую не получивших громкого резонанса бунтов против социалистических режимов.
Нам неизвестно, что низвело представителей народа в Германской Демократической Республике до состояния пародии на коммунистическую мечту о демократическом представительстве, что разложило их до такой степени, что они стали жалкими эмиссарами дисциплинарной власти, мало чем отличающимися от агентов буржуазного суверенитета, как сказали бы прежние коммунистические бойцы. (Те, кто никогда и не сомневался, что в шкафу «реального социализма» притаился капиталистический скелет, называют это примером социализма как формы государственного капитализма.) И все же в условиях краха революционной утопии и ее конституирующей силы состоялся мятеж, указавший путь в будущее. Рабочие пели слова из старого гимна: «К свету, братья! К свободе!» Этот гимн был частью практики сопротивления, забастовок и баррикад, которые строили в борьбе с бюрократическими режимами во имя будущей демократии. В случае берлинского восстания 1953 года новой организационной формой стал забастовочный комитет. В нем объединились профсоюзная дЗункция трудового управления (прямое руководство фабричными делами) с политической функцией организации восстания. Поскольку в обществе царила гегемония рабочего класса, члены комитета призывали прочие социальные группы присоединиться к восставшим. Они требовали повсеместной демократии трудящихся, осуществляемой ^w самими. В состав забастовочного комитета вошли люди из самъчх разных слоев общества. Там были рабочие из мастерских, Kornopbie первыми выразили возмущение и организовали сопротив-Ление, коммунисты, которые с самого начала стояли за рабочую Ма°су, а также интеллигенты, студенты, протестантские пас-торы и ветераны антифашистского движения. Всех их пробудил ризъю к справедливости. То, как выбирали членов забастовочного
313 Часть 3. Демократия
комитета, по-видимому, не самая важная часть всей истории. Важнее их настоятельная тяга к свободе и демократии. Больше никаких норм выработки! Если труд не свободен, то коммунизма быть не может! Таков смысл берлинских событий 1953 года. Их участники увидели в представительстве капиталистическую функцию руководства рабочим классом и воспротивились ей. В ответ они встали на защиту коммунистического выражения стремлений через множество.
От демократического представительства к мировому общественному мнению
Ныне общественное мнение во многих отношениях превратилось в главную форму общественного представительства. В феврале 2003 года, в понедельник после выходных дней, когда состоялись массовые демонстрации против операции США в Ираке и миллионы людей вышли на улицы крупнейших городов мира, «Нью-Йорк тайме» объявила в материале на первой полосе, что отныне в мире есть две сверхдержавы: Соединенные Штаты и мировое общественное мнение4'. Похоже, общественное мнение, наконец, явилось на политическую авансцену. Однако чтобы считать его сверхдержавой, нужно, чтобы оно было политическим субъектом, весьма отличным по своей природе от такого национального государства, как США. Кроме того, неясно, кого и как оно представляет. Тут полезно отступить на шаг, чтобы рассмотреть историю общественного мнения и различные теории, авторы которых пытались охарактеризовать свойственный ему тип представительства. Как мы увидим, на деле общественное мнение не репрезентативно и не демократично.
Хотя понятия «общественный» и «мнение» уходят далеко в прошлое, общественное мнение, в сущности своей, - это изобретение XVIII столетия, которое не случайно появилось в то же время, что и «новая наука» демократического представительства. В общественном мнении усматривали глас народа, а потому считалось, что в условиях современной демократии оно выполняет ту же роль, какую в условиях античной демократии выполняло собрание: это площадка, на которой люди выс-
3.1. Долгий путь демократии
казываются по поводу публичных дел. Принято было полагать, что общественное мнение функционирует через представительные институты, такие как избирательная система, но выходит далеко за их рамки; представлялось, будто с его помощью постоянно дает знать о себе народная воля. Иначе говоря, с самого начала общественное мнение тесно связывалось с понятием демократического представительства и рассматривалось как средство, дающее представительству полноту выражения, и как дополнение, компенсирующее его недостатки.
В политической мысли эпохи модернити это представление об общественном мнении быстро раскололось на две противоположные точки зрения: утопичное видение совершенного представительства воли народа во власти и апокалиптическое видение руководства толпой как объектом манипуляции. Рассмотрим, к примеру, два текста, опубликованных в 1895 году: «Американское содружество» Джеймса Брюса и «Психология толпы» Густава Ле Бона. Шотландский ученый и политик Брайс вслед за Токвилем превозносит американскую демократию, видит в общественном мнении обязательный элемент демократического представительства. Власть общественного мнения достигается, как он пишет, «если волю большинства граждан можно достоверно установить в любой момент и без необходимости ее прохождения через представительный орган, возможно, вообще не прибегая к механизму голосования... Такой неформальный, но прямой контроль множества затмил бы, если не вытеснил совсем, формальные, но получаемые от случая к случаю результаты избрания представителей»44. Брайс представлял себе такую политическую систему, в которой воля всех индивидов полностью и непосредственно представлена во власти. Как он полагал, политика США в XIX веке делала такую систему возможной. Ле Бон, напротив, усматривает в публичном самовыражении масс не множество рациональных персональных голосов, а один незаинтересованный и иррациональный голос. Если верить Ле Бону, в толпе «неоднородность погрязает в однородности, а верх берут несознательные элементы»45. Толпы по своей сути иррациональны и подвержены внешнему воздействию; они
315 Часть 3. Демократия
естественно и обязательно следуют за лидером, под контролем которого их единство поддерживается внушением вредных идей и их повторением. Фактически, главной эмоцией толпы можно считать панику. Греческий бог Пан, от имени которого происходит этот термин, ведет массы за собой и сводит их с ума: толпы линчуют невинных людей, рушатся рынки, падают валюты, начинаются войны46. Следовательно, согласно второму - апокалипсическому - видению, общественное мнение очень опасно, поскольку склонно к унификации и подвержено манипуляции.
Где-то посередине между этими крайними точками зрения в истории политической философии эпохи модернити находится подход к общественному мнению как к форме посредничества между множеством индивидуальных или групповых выражений и общественным целым. Основополагающим для данной концепции посредничества является принадлежащее Гегелю понятие гражданского общества47. Гражданское общество - это сфера существования всех общественных, экономических и политических организаций и институтов, не относящихся к государству. В него входят не только личности, но также, что важнее, семьи, группы горожан, профессиональные союзы, политические партии, группы интересов - наряду со всеми прочими формами общественных ассоциаций. Ключом к гегелевскому пониманию гражданского общества является то, что оно отлично стыкуется с капиталистической идеологией общества, основанного на отношениях обмена. Путем политической алхимии гражданское общество преобразует множественные обмены в капиталистическом обществе в унитарную суверенную власть: это и пестрое отражение желаний каждого, и их просвещенный синтез в унифицированной, обобщенной воле. Нужно заметить, что гражданское общество играет у Гегеля ту же роль, какая в политической мысли эпохи модернити в целом принадлежит представительству: с одной стороны, посредством участия в гражданском обществе все члены общества связываются с политической сферой суверенитета и государства, а с другой -отделяются от нее. Гегелевское понятие гражданского общества дает образец возведения совокупности индивидуальных
3.1. Долгий путь демокрап
высказываний в рамках общественного мнения в рациональное единство, совместимое с суверенитетом.
Однако по крайней мере с середины XX века общественное мнение видоизменилось из-за грандиозного распространения средств массовой информации - газет, радио, телевидения, интернет-ресурсов и тому подобных средств. Скорость передачи информации, то, что символы самым раздражающим образом наезжают друг на друга, бесконечная череда картинок и недолговечность смыслов, по всей видимости, подрывают понимание общественного мнения и как множества индивидуальных высказываний, и как унифицированного рационального голоса. Среди нынешних теоретиков, занимающихся этой темой, Юрген Хабермас наиболее откровенно обновляет гегелевскую идею медиации и привязывает ее к утопическому видению рационального личностного самовыражения4**. При этом он опирается главным образом на раннее понимание Гегелем взаимосвязи, а не на его более позднюю концепцию гражданского общества. С точки зрения Хаберма-са, общественное мнение можно понимать в терминах коммуникативного действия, направленного на достижение взаимопонимания и становление ценностного мира. Публичная сфера демократична в той мере, в какой она допускает свободу самовыражения и множество коммуникативных обменов. Для Хабермаса такой жизненный мир активно выступает в качестве альтернативы, поскольку позиционируется им вне инструментального разума и капиталистического контроля над коммуникацией. В этой попытке отделить мир свободной и нравственной коммуникации от инструментальной системы и доминирования присутствует, конечно, рационалистский и морализаторский отзвук, чувство возмущения капиталистической колонизацией жизненного мира. Впрочем, в этом, как представляется, как раз и заключены исключительная утопичность и неосуществимость теории Хабермаса о нравственной коммуникации в демократичной публичной сфере. Ведь нас, наши отношения и наши контакты невозможно изолировать от посредничества капитала и средств массовой информации. В противоположность Хабермасу, Никлас Луман категорически отвергает подобный нравственный трансцендента-
317 Часть 3. Демократия
лизм, или утопизм. Вместо этого он предлагает функциональный метод анализа публичной сферы, под влиянием которого сеть социального взаимодействия обращается в двигатель, поддерживающий общественное равновесие4". Эта позиция обновляет функционалистский характер традиционной американской социологии и связывает ее с разными новыми методологическими подходами в социологии. Луман считает публичную сферу чрезвычайно сложной, но, тем не менее, самоподдерживающейся системой, в которой все разнообразные общественные акторы - несмотря на разногласия во мнениях и верованиях и даже выражая таковые - в итоге работают на поддержание равновесия системы в целом. В той мере, в какой эта концепция общественного мнения предполагает демократическое представительство, оно опирается на идею свободного взаимного столкновения огромного множества социальных противоречий внутри социальной системы; сама по себе сложность данной системы воспринимается как признак ее представительной природы. Но такое понятие представительства слишком слабо. Функционалистские подходы, подобные точке зрения Лумана, помещают модель посредничества между разноголосицей общественных мнений и синтезом социальной тотальности, но упор явно сделан на прочное, стабильное единство и равновесие в системе.
Впрочем, ни одна из этих теорий посредничества не ухватывает новой роли массовой информации и широкомасштабных опросов, ставших важными факторами оформления и выражения современного общественного мнения. В области изучения средств массовой информации, которая как раз имеет дело с этими новыми факторами, мы вновь обнаруживаем прежние расходящиеся взгляды на общественное мнение либо как рациональное личностное выражение точки зрения, либо как массовую манипуляцию обществом. Утопический взгляд продвигается главным образом самими конформистскими средствами массовой информации: в них якобы представлена объективная информация, позволяющая гражданам сформировать собственное мнение, которое, в свою очередь, во всей достоверности возвращается к ним в результатах массовых опросов. Так, Джордж Гэллап, основоположник американской
3.1. Долгий путь демократии
модели опросов общественного мнения, находившийся, кстати говоря, под большим влиянием Джеймса Брюса, утверждает, к примеру, что опросы помогают повысить восприимчивость правительства к пожеланиям народа3". Академическая сфера исследования средств массовой информации, напротив, больше склоняется к апокалиптической точке зрения. Хотя в современном обществе информация и образы присутствуют повсюду в неимоверном масштабе, количество источников, из которых они черпаются, в некоторых отношениях резко сократилось. Альтернативные газеты и другие информационные средства, выражавшие взгляды различных подавляемых политических групп почти на всем протяжении XIX и XX веков, почти исчезли31. Поскольку медийные корпорации сливаются в гигантские конгломераты, распространяемая ими информация становится все однообразнее. Ученые, изучающие медийную сферу, сетуют, к примеру, что во время войны 2003 года против Ирака основные американские газеты и телев»-зионные каналы единодушно излагали только версию правительства США об этих событиях - с небольшими отклонениями или вовсе без таковых52. Корпоративные средства массовой информации временами могут быть не менее надежным рупором правительства, чем какая-нибудь система, непосредственно управляемая государством. Ученые выделяют также мани-пулятивное воздействие результатов массовых опросов. Бесспорно, есть нечто странное в идее, будто опросы общественного мнения сообщают нам, что именно мы думаем. Как минимум, в них имеется центростремительный психологический эффект, то есть они подталкивают всех к согласию с точкой зрения большинства53. Многие авторы левого и правого толка выдвигают обвинение в том, что средства массовой информации и проводимые ими опросы тенденциозны, что они служат для манипуляции и даже фабрикации взглядов общества54. И снова общественное мнение как будто попадает в ловушку, зависая где-то между наивным утопизмом представлений об объективной информации или о рациональном личном самовыражении, с одной стороны, и циничностью пессимистического взгляда на массовый общественный контроль -с другой.
319 Часть 3. Демократия _____________________________________________________
При подобном экстремальном и несостоятельном противопоставлении серьезный выход предлагают культурологические исследования, в частности то их направление, которое выросло из работ Стюарта Холла и «бирмингемской школы»55. Во-первых, культурологи проницательно показывают нам, что у коммуникации (а, значит, и общественного мнения) имеются две стороны. Хотя всех нас постоянно бомбардируют сообщениями и домыслами из области культуры и коммуникации, мы - не просто пассивные получатели или потребители. Мы постоянно придаем нашей культурной среде новые смыслы, выдвигаем свои возражения на господствующие идеи и вскрываем новые коды своего социального выражения. Мы не изолируемся от социального мира доминирующей культуры, но и не смиряемся молча с ее давлением. Скорее, оставаясь внутри господствующей культуры, мы создаем не только субкультурную альтернативу, но и, что важнее, новые коллективные сети для выражения своих позиций. Коммуникация продуктивна не только в плане ценностей хозяйственного плана, но и в плане субъективности, и в этом смысле коммуникация имеет особое значение для биополитического производства. Общественное мнение не является адекватным термином для обозначения таких альтернативных сетей самовыражения, возникающих в ходе сопротивления, так как мы уже убедились, что в традиционных представлениях общественное мнение чаще всего есть либо нейтральное пространство личной экспрессии, либо унифицированное общественное целое - или опосредованное сочетание этих двух крайностей. Мы можем воспринимать формы общественного самовыражения только как сети множества, которое сопротивляется доминантной силе и изнутри нее ухитряется создавать альтернативные значения.
Наконец, общественное мнение не является единым голосом или средней точкой социального равновесия. Когда опросы и обзоры заставляют нас относиться к публичной сфере как к некоему абстрактному субъекту, это чистой воды фикция и мистификация (якобы публика думает так или иначе и хочет того или иного). Общественное мнение не является ни формой представительства, ни даже его модернистским тех-
_______________________________________________ 3.1. Долгий путь демократии
ническим или статистическим субститутом. Общественное мнение - это не субъект демократии, а поле битвы, характеристики которого устанавливаются в зависимости от властных отношений, в которые мы можем и должны вмешиваться средствами политики, через коммуникацию, культуру и все другие виды биополитического производства. Поле формирования общественного мнения - это не ровная игровая площадка. Оно крайне асимметрично, поскольку средства массовой информации контролируются главным образом крупными корпорациями. Фактически отсутствуют реальные конституционные гарантии или система сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы или регулировала доступ на это поле. В Европе неоднократно предпринимались попытки поставить механизмы формирования общественного мнения под публичный контроль, но так и не удалось затронуть сущностное ядро информационных средств, находящихся во власти корпораций. Во всяком случае, заявляя, что общественное мнение не является пространством демократического представительства, а служит полем, на котором разворачивается конфликт, мы, в сущности, не получаем искомых ответов, а лишь высвечиваем проблему. Конфликт на поле общественного мнения - это порог, через который должно переступить множество в процессе своего становления.
Теперь можно вернуться к тому, с чего мы начали: ко второй сверхдержаве, которую газета «Нью-Йорк тайме» усмотрела в скоординированных в общемировом масштабе антивоенных демонстрациях, состоявшихся в феврале 2003 года. Назвав эту новую сверхдержаву мировым общественным мнением, мы упустим из виду, что она выходит далеко за рамки политических институтов представительной демократии и, в сущности, возникла как симптом общего кризиса демократического представительства в глобальном обществе: множествам удается выразить то, на что не способны их представители. Однако термин «мировое общественное мнение» совершенно не служит пониманию характера и возможностей подобных проявлений множественных сетей, а обращение к этим сетям как к суперсиле не только преждевременно, но и уведет в сторону, поскольку свойственный им тип влияния резко асиммет-
321 Часть 3. Демократия
ричен тому, что доминирует сегодня в мире. Чтобы лучше уяснить силу множества, мы рассмотрим сначала некоторые из ее текущих проявлений, в частности - недовольство складывающейся глобальной системой и предложения по реформе, а затем разберемся, как эти сети множества могут образовать реальный противовес нынешней системе, чтобы создать условия для подлинно демократичного глобального общества.