Едва высказав такую надежду, приходится возвращаться на землю под давлением того обстоятельства, что Соединенные Штаты отказались ратифицировать устав МУС (точнее говоря, американцы отозвали свою подпись под соответствующим договором). США возражают против того, чтобы решения суда могли распространяться на американских граждан, особенно военных и политиков'54. Мы вновь столкнулись с обстоятельством, подрывающим все попытки институционализировать наднациональную, или глобальную, систему правосудия. Самые мощные державы по-прежнему сохраняют в своих руках власть, позволяющую свести на нет любые правовые действия. Если на практике самые влиятельные государства или их группировки могут пользоваться особыми привилегиями, то надежды на всемирную справедливость и универсальные права тут же съеживаются до подобия власти сильного над слабым.
3.2. Глобальный запрос на демократию
Таким образом, не стоит питать иллюзий относительно действенности комиссий по расследованию преступлений, трибуналов и судов или ожидаемого от них правосудия. Порой они оставляют нас с горьким привкусом «справедливости», навязанной победителями; а в иных случаях годятся только для нейтрализации и улаживания конфликта, а не обеспечения торжества справедливости. Претензии на справедливость слишком часто служат лишь прикрытием для махинаций власть имущих.
|
|
Наконец, следует признать, что несправедливости, вызывающие сегодня так много нареканий, указывают не только на нехватку международных правовых институтов, которые гарантировали бы соблюдение прав, но и на нечто глубинное - на появление глобальных правовых структур, которые противоречат соблюдению прав человека. Многие ученые уже обсуждают новый вид имперского права, возникший после окончания «холодной войны». С одной стороны, американские законы доминируют столь явно, что в результате именно они сильнее всего влияют на законодательство всех других стран и изменяют их правовые структуры и кодексы, в особенности те, что касаются законов, регулирующих отношения собственности. С другой стороны, возникли новые всемирные структуры имперского права, которые гарантируются военной мощью США. Отчасти они оформляются под влиянием процессов развития коммерческого права, которые мы анализировали выше. Как следует из работ правоведов, которые занимаются этим вопросом, имперское право выступает разносчиком хищнической капиталистической глобализации, обслуживающей главным образом интересы многонациональных корпораций и ведущих капиталистических стран. «Ирония ситуации в том, - пишет один из ученых-юристов, - что, несмотря на отсутствие у него какой-либо демократической легитимности, имперское право навязывает в качестве естественной необходимости реакционную юридическую философию, которая ставит вне закона перераспределение благ на основе общественной солидарности. Для этого используются дискурсивные практики под маркой "демократии и верховенства права"»'". В последнее время центр тяжести неоконсервативной теории
|
|
337 Часть 3. Демократия
и практики имперского права сместился от коммерческого права и международного бизнеса к вопросам военного вмешательства, смены режимов и «строительства государств» - то есть от неолиберальной глобализации к вооруженной глобализации. Поскольку имперское устройство в растущей мере основывается на «праве на вмешательство», а права человека устанавливаются военными средствами, функция имперских судов становится все более двусмысленной66. В любом случае должно быть ясно, что имперские правовые рамки и структуры склонны не служить обеспечению прав и установлению справедливости, за что борются протестующие, но, напротив, создавать все новые препятствия на пути к этой цели.
Экономические жалобы
Протесты по поводу экономических условий, вероятно, самые громкие и яркие. Многие из претензий в адрес нынешнего мироустройства, высказываемые в ходе массовых демонстраций, а также участниками религиозных групп, неправительственных организаций (НПО) и агентств ООН, основываются на том простом факте, что слишком большое число людей в мире живет в условиях крайней нищеты, нередко на грани голода. Соответствующие цифры действительно ошеломляют. По отчетам Всемирного банка, почти половина мирового населения тратит менее чем по два доллара в день на человека, а каждый пятый - менее одного доллара в день67. На деле подобные цифры - лишь частичный, косвенный показатель состояния бедности. Подлинная нищета - биополитическое обстоятельство, которое связано со всеми сторонами жизни и не может быть измерено в долларах. Тем не менее, денежное выражение способно послужить для первого приближения к ее оценке. Конечно, нехватка ресурсов влечет за собой отсутствие доступа к услугам здравоохранения и образования. Подобная нищета потрясает, она разрушает все шансы на политическое и общественное участие, если не угрожает самой жизни. Только самые циничные люди могут игнорировать плачевное состояние бедняков, говоря, что они сами во всем виноваты, или, рассуждая философски, в христианс-
3.2. Глобальный запрос на демократию
ком духе, повторять, что нищие всегда пребудут с нами. Голод и нищета были и сегодня продолжают оставаться главным бедствием в мире.
Признав размах нищеты в сегодняшних условиях, нужно также отметить и ее неравномерное географическое распределение. Внутри каждого государства неравное распределение бедности зависит от расы, этничности и пола. Так, во многих странах мира показатели бедности среди женщин выше, чем среди мужчин, а у многих этнических меньшинств, таких как представители коренного населения в Северной и Южной Америке, они существенно выше средних. Однако местные и национальные колебания в уровне бедности бледнеют по сравнению с неравенством в распределении богатства и нищеты в планетарных масштабах. На долю Южной Азии и Африки к югу от Сахары приходится около 70 процентов мирового населения, живущего менее чем на один доллар в день на человека, тогда как десять лет назад соответствующая цифра составляла около 60 процентов. Средний доход в 20 богатейших державах в 37 раз превосходит средний доход в 20 беднейших странах. Этот разрыв удвоился за последние 40 лет68. Даже если принять в расчет покупательную способность -ведь в богатых государствах некоторые основные товары стоят дороже, чем в бедных - такой разрыв все равно поражает. Создание всемирного рынка и глобальная интеграция национальных хозяйств не сблизили нас, а развели еще больше, усугубив тяготы, переживаемые беднотой.
|
|
По всему миру можно видеть миллионы примеров как возмущения таким положением дел, так и щедрости по отношению к беднякам. Нередко они связаны с мужественными актами благотворительности и самопожертвования. Некоммерческие и религиозные благотворительные организации оказывают нуждающимся огромную помощь, но не в состоянии изменить систему, которая порождает и воспроизводит нищету. Впечатляет то, как много людей, начав с добровольной благотворительной деятельности, переходят затем к акциям и протестам, направленным против экономической системы.
Некоторые формы протеста против систематического вос-
339 Часть 3. Демократия
3.2. Глобальный запрос на демократию
производства нищеты, такие как Юбилейное международное движение, особое внимание уделяют тому факту, что обязательства по внешним долгам служат механизмом, из-за которого бедные страны не могут выбиться из бедности, и их население продолжает голодать69. Ясно, что независимо от того, какую хозяйственную политику они будут проводить, беднейшие страны не смогут рассчитаться по своим нынешним долгам или даже вовремя платить проценты по ним. Это увековечивает безысходный цикл их бедствования. Кроме того, многие утверждают, что с самого начала такие задолженности сложились сомнительным образом или с нарушением законов. История всегда одна и та же: долг служит правовым механизмом порабощения70. Специфика здесь в том, что логика долговой зависимости применяется не просто к отдельному работнику, связанному кабальным договором, и даже не к отдельной расе или группе коренного населения (когда основу долга составляет якобы цивилизаторская миссия по отношению к ним). Ее распространяют на нации в целом.
|
|
Многие экономические претензии к мировой системе исходят из предположения, что неравенство и несправедливость в глобальной экономике являются главным образом следствием того, что политическая власть теряет способность регулировать хозяйственную деятельность. Согласно этой аргументации, мировой капитал не может надежно контролироваться государствами, так как его движение и размах выходят далеко за пределы национального пространства. Многие профессиональные союзы, особенно в ведущих странах мира, протестуют против того, что достаточно одной только угрозы исхода капитала, чтобы убедить государства полностью или частично отказаться от своих полномочий по регулированию. К примеру, компании угрожают перенести производство и рабочие места в другие страны, где государственное регулирование и/или расходы на рабочую силу ниже и более благоприятны для бизнеса. Государства приспосабливаются к запросам капитала и даже предвосхищают их из опасения оказаться на задворках всемирной системы хозяйствования. Это порождает своего рода «гонку по нисходящей», в которой интересы труда и общества в целом уходят на второй план, уступая капиталисти-
ческим интересам. Неолиберализм - это общий ярлык д^я такой экономической политики правительств. В сущности, как мы утверждали во второй части книги, неолиберализм не означает отсутствия регулирования в отношении капитала. Это такой режим государственного регулирования, который в наибольшей степени облегчает глобальное перемещение капитала и повышает его прибыли. Опять-таки, в неолиберальные времена, вероятно, небесполезно было бы трактовать государство как исполнительный комитет, облеченный задачей обеспечить долговременное благополучие коллективного капитала. С такой точки зрения, основополагающая цель неолиберального государства, как и всех типов капиталистического государства, состоит в том, чтобы управлять капиталистическим развитием в интересах самого всемирного капитала.
Приватизация - это одна из центральных опор неолиберальной политики. Когда государства проводят ее не по собственной воле, то их к этому нередко подталкивают наднациональные экономические организации, такие как МВФ. В определенные периоды истории приватизация становится своего рода всеохватным безумием. Такое произошло после длительного периода Французской революции, в промежуток времени между царствованиями Луи-Филиппа и Луи-Бонапарта; или же после кризиса государства благосостояния в Европе в 1970-е годы; или вновь, уже после падения Берлинской стены, когда прежние государственные аппаратчики советского блока вернулись на авансцену жизни в облике капиталистических олигархов. Сегодня приватизация часто предполагает продажу в частные руки государственных предприятий и отраслей, но она подразумевает и распространение сферы собственности как таковой. Ранее мы уже убедились, как традиционные знания, семена и даже генетический материал все чаще становятся объектами частного владения. Другими словами, не только железные дороги, электрические компании и тюрьмы, но и все новые общие сферы жизни становятся частными и закрытыми. К примеру, когда активисты из «Movimento Sem Terra», движения безземельных в Бразилии, захватывают и разоряют соевое поле, где корпорация
341 Часть 3. Демократия
«Монсанто» экспериментирует с генетически измененными семенами, которые она может запатентовать, их протесты отчасти направлены как раз против такого приватизационного процесса.
Неолиберальный курс, ограничивающий политическое и общественное регулирование экономики, особенно явно дает себя знать в рыночной и финансовой сфере. По мере того, как рынки становятся все глобальнее, а неолиберальный курс ужимает политическое регулирование, финансовая власть укрепляется1. В частности, произошло гигантское увеличение роли деривативов, то есть финансовых инструментов, цена которых зависит от стоимости такого актива, как товар или валюта. Например, если вкладывать средства в деривативы, это означает не покупку зерна, а спекуляцию на подъеме или падении зерновых цен. Абстракция является ключом, позволяющим понять, что такое деривативы и финансовые рынки в целом. Действительно, с 1970-х годов деривативы стали базироваться на величинах, все более отвлеченных от конкретных видов хозяйственного производства. Так, есть деривативы, основанные на ставках ссудного процента, на показателях фондового рынка и даже на колебаниях погоды72. В силу подобного абстрагирования крайне незначительное число ключевых игроков - финансовых королей - способно сосредоточить в своих руках огромное влияние над обширными рынками. Они также могут повысить уязвимость таких рынков по отношению к кризисам и катастрофическим скачкам. На столь высоком уровне абстракции все изменения умножаются, вследствие чего незначительная подвижка в направлении ветра способна обернуться ураганом, провоцируя банкротство предприятий и падение валют. Набор средств, позволяющих заниматься регулированием национальной экономики перед лицом столь колоссальных мировых финансовых сил, особенно ограничен у политических руководителей зависимых стран. Короче говоря, когда протестующие осуждают неолиберализм и финансовую власть, их беспокоит тенденция финансовых сил содействовать концентрации богатства в руках немногих, контролю над национальными и мировыми рынками и дестабилизации всех хозяйственных систем, в которых они действуют.
3.2. Глобальный запрос на демократию
Нужно подчеркнуть, что у финансового капитала есть и другой, всеобщий облик, обращенный в будущее. В действительности, вопреки обратным утверждениям, финансы не менее продуктивны, чем другие виды капитала. Как и они, это всего лишь аккумулированный труд, который может быть представлен в денежном выражении. Что отличает финансы, так это, во-первых, высокий уровень абстракции, позволяющий с помощью денег представлять безбрежные сферы труда и, во-вторых, его обращенность в грядущее. Иначе говоря, финансовый капитал обычно функционирует как абстрактное воплощение наших совместных будущих производственных возможностей. Все странные трюки, используемые на финансовых рынках (технические - на разнице во времени для спекуляций на разных фондовых площадках; финансовые - вкладывание пенсионных средств в ценные бумаги, что означает создание рисков для накоплений работников; наконец, управленческие - предоставление высшим руководителям и менеджерам громадных опционов на акции), оказываются механизмами, обеспечивающими деньгам власть, чтобы руководить новыми видами труда и обусловливать их будущую производительность73. Финансовый капитал смотрит в грядущее и представляет огромные силы труда. По этой причине мы, парадоксальным образом, возможно, могли бы узреть в нем возникающую фигуру множества, правда - в перевернутом, искаженном виде. В финансовой сфере противоречие между распространяющимся, наступающим общим началом нашей будущей производительности и все более узкой элитой, его контролирующей, обретает крайние формы. Так называемый «коммунизм капитала», то есть его движение к все более широкой социализации труда, неявно указывает в направлении коммунизма для множества.
Биополитические жалобы
До сих пор нам было не очень удобно подразделять жалобы по поводу привычных категорий политики, прав, правосудия и экономики, потому что по ходу глобализации в последние десятилетия разграничительные линии между этими
343 Часть 3. Демократия
областями жизни и власти постепенно сходили на нет, вследствие чего экономические вопросы обрели непосредственное политическое значение, и наоборот. Теперь мы добавляем к этому списку категорию биополитического - но не в качестве дополнения, объединяющего все, что осталось за бортом, и которому придавалось бы чисто общественное или чисто культурное значение, - а как основополагающую категорию, отражающую взаимосвязанность всех остальных категорий. Здесь мы имеем своего рода водоворот, втягивающий всю общую жизнь в тиски эксплуатации.
Одной из областей, где базовые вопросы жизни, бесспорно, непосредственно носят политический, культурный, правовой и экономический характер, является экология. В сущности, обеспокоенность экологическими проблемами была первой, в отношении которой пришлось признать необходимость придания ей всемирного масштаба. Отдельная страна не в состоянии остановить загрязнение воздуха, воды или пересечение ее границ радиоактивными облаками, сформировавшимися вне национальной территории. Все мы живем на планете и вместе с ней, а она составляет одно общее, взаимоувязанное целое. Флотилия «Гринписа», бороздящая воды мировых океанов, возможно, лучше всего символизирует тот факт, что экологические протесты столь же глобальны, как и проблемы экологии. Феминистские, антирасистские выступления и борьба коренных народов тоже биополитичны, поскольку они непосредственно затрагивают правовые, культурные, политические и экономические вопросы - фактически они касаются всех сторон жизни. Всемирную конференцию ООН по проблемам женщин, проходившую в Пекине в 1995 году, и Всемирную конференцию ООН по борьбе с расизмом 2001 года можно считать крупными примерами синтеза биополитических жалоб по поводу нынешней мировой системы.
Весьма специфичным образцом биополитических жалоб является движение по спасению реки Нармады (Narmada Bachao Andolari), с 1980-х годов выступающее против строительства грандиозной плотины «Сардар Саровар» в Индии74. Сначала проект плотины частично финансировался за счет кредита, предоставленного Всемирным банком. ВБ вообще свойствен-
3.2. Глобальный запрос на демократию
но поощрять правительства прибегать к займам на реализацию таких крупных проектов. Поэтому протесты были направлены не только против правительства Индии, но и против Всемирного банка. В частности, манифестанты жаловались по тому простому поводу, что их выселяют с занимаемой ими земли. Сооружение каждой крупной плотины ведет к переселению десятков, а порой сотен тысяч жителей, зачастую с незначительной компенсацией либо вовсе без таковой. Наиболее резкие столкновения, связанные с движением по спасению Нармады, были вызваны тем, что протестующие отказались покидать родные деревни и поклялись утонуть в речных водах, если водохранилище будет заполнено. Их жалобы имеют также экологическое и экономическое содержание. Манифестанты заявляют, что плотина угрожает рыбам, блокируя им пути на нерест, и подорвет традиционные формы ведения сельского хозяйства из-за изменения природного русла реки. Такого рода жалобы могут показаться полным осуждением всякой технологии, нарушающей естественный порядок - и действительно, некоторые протесты действительно имеют подобный характер, - но главное состоит в использовании технологии и контроле над нею. Очевидно, что плотины могут быть полезны д\я общества, давая электричество, чистую питьевую воду и защиту от наводнений. Однако во многих случаях (в протестах против плотины на Нармаде это было основополагающим моментом) беднякам приходится нести основные общественные тяготы, связанные с ее строительством, тогда как выгоды достаются главным образом богачам. Другими словами, плотина действует как мощное средство приватизации. Она как бы передает общее благо реки и земли в частные руки - скажем, в руки корпорации агробизнеса, которой принадлежит земля и которая выращивает урожай, получая воду для орошения. Иначе говоря, речь идет о протесте не против технологии как таковой. Он направлен против политических сил, принимающих решения без учета мнения тех, кого это больше всего касается, по поводу приватизации общего, которая, обогатив немногих, усугубит бедствия большинства людей.
Другой тип биополитической борьбы связан с контролем
345 Часть 3. Демократия
над знаниями. Теперь научное знание в такой степени является частью экономического производства, что доминирующая хозяйственная парадигма сместилась от производства материальных благ к производству самой жизни. Когда знание столь тесно переплетается с производством, не стоит удивляться, что хозяйствующие силы хотят поставить на знания свое клеймо и подчинить его производство правилам извлечения прибыли. Как мы убедились в предыдущей главе, семена, традиционные знания, генетический материал и даже формы жизни все чаще обращаются в частную собственность через патентование. Это вопрос экономический, так как, во-первых, речь идет о распределении прибылей и благ и, во-вторых, часто происходит ограничение свободного применения и обмена, которые необходимы для развития и внедрения новинок. Однако это также явно политический вопрос, а также вопрос справедливости - отчасти потому, что владение такими знаниями систематически концентрируется в богатых странах Северного полушария, тогда как глобальный Юг из этого процесса исключен. К примеру, жалобы на фармацевтические корпорации, которые предъявляли иски южноафриканскому правительству, чтобы помешать импорту дешевых аналогов своих патентованных лекарств против ВИЧ, были фактически направлены против частного контроля над знанием, связанным с производством лекарств. В данном случае имеет место острейшее противоречие между прибылями фармацевтических корпораций и тысячами жизней, которые можно спасти, открыв доступ к недорогим лекарственным препаратам75.
После 11 сентября 2001 года и с началом последующей войны против терроризма все протесты против глобальной системы оказались временно подавлены глобальным состоянием войны. Прежде всего, во многих странах стало почти невозможно протестовать, так как во имя антитеррора полицейское присутствие на демонстрациях стало гораздо многочисленнее и жестче. Во-вторых, на фоне военных невзгод различные жалобы как будто поблекли, отойдя на задний план и утратив актуальность. В сущности, в самые интенсивные периоды ведения боевых действий и бомбардировок все они трансформировались в одну решающую жалобу - предельный
3.2. Глобальный запрос на демократию
биополитический страх перед разрушениями и смертью. Как мы уже убедились, протесты против войны достигли кульминации 15 февраля 2003 года, когда состоялись массовые скоординированные демонстрации в разных городах всего мира. Все прочие жалобы не исчезли и со временем поднимутся снова во всю силу, но сейчас озабоченность по поводу войны добавилась ко всем направлениям борьбы как всеобщая, фундаментальная жалоба. Фактически жалоба на войну как бы выступает в качестве резюме для всех прочих сетований: скажем, глобальная нищета и неравенство усугубляются войной, которая мешает выйти из этого положения. Мир является общим требованием и необходимым условием для реализации всех проектов, направленных на разрешение глобальных проблем. Наконец, этот ряд биополитических претензий позволяет нам выявить онтологические условия, на которые они опираются, и изучить их. Это нечто вроде того, что Мишель Фуко называет критическим запросом в отношении настоящего и нас самих. «Наша критическая онтология, - пишет Фуко, -конечно, должна восприниматься не как теория, доктрина или постоянный свод знаний», а как «исторический анализ ограничений, которым мы подвергаемся, и эксперимент с возможностью выйти за их рамки»76. Правовые, экономические и политические протесты, рассмотренные нами, все до единого опираются на такое онтологическое основание. Его пронизывают мощные и ожесточенные конфликты по поводу целей, сопровождающие всю жизненную сферу. Демократический проект заложен в каждой из жалоб, и ведущиеся вокруг них схватки составляют часть плоти множества. Бесспорно, остается открытым вопрос, поможет ли развитие биополитической ткани создать зоны свободы или же мы будем подвергнуты новым видам закабаления и эксплуатации. Здесь мы должны решить, как говорили древние, быть ли нам свободными людьми или рабами, и как раз такой выбор сегодня лежит в основе установления демократии. Спиноза был бы доволен, узнав, что вопрос поставлен именно таким образом, когда проблема демократии пронизывает всю жизнь, разум, чувства и само формирующееся божество человеческого духа.
347 Часть 3. Демократия
3.2. Глобальный запрос на демократию
Сходка в Сиэтле
Интернет-кафе «Легкий разговор» на Второй улице в Сиэтле было одним из обозначенных, «центров сбора». В заключительные дни ноября 1999 года, типично серые для конца осени, группы активистов-единомышленников встречались в «Легком разговоре», чтобы соорудить гигантские куклы из папье-маше и спланировать акции протеста. Некоторые активисты прибыли из-за границы, многие - из других городов западного побережья Соединеннъюс Штатов, но большинство было из самого Сиэтла. Учителя средних школ обратили внимание своих учеников на глобальные вопросы, университетские студенты изучали мировую торговлю, церковные группы и политические активисты планировали выступления уличного театра и проводили семинары по ненасильственным формам протеста, юристы организовали команды наблюдателей и правовую помощь на случай ареста - Сиэтл хорошо подготовился1' '. В нескольких кварталах от этого интернет-кафе на саммит Всемирной торговой организации собрались делегаты и главы государств и правительств из 135 стран, чтобы обсудить сельскохозяйственные субсидии, экспорт по заниженным ценам (демпинг) и прочие торговые вопросы. Однако в последующие дни радикальные протесты не только серьезно помешали участникам саммита завершить встречу и договориться относительно ее заключительной декларации, но и «похитили» газетные заголовки у президентов, премьер-министров и одшциальных представителей. На центральной сцене, в ярком свете мировъи информационнъп средств улицы Сиэтла взорвались борьбой вокруг нового мирового порядка.
В Сиэтле состоялся первый общемировой протест. Многочисленные протесты против экономических и политических институтов глобальной системы имели место и раньше. Проходили про-тестные акции, направленные против планов и политики Всемирного банка, подобные манифестациям против сооружения плотины «Сардар Саровар» в Индии; еще раньше многочисленные мятежи по всему миру - такие как протесты на Ямайке - становились ответом на программы жесткой экономии и приватизации, диктуемые МВФ'*; а некоторьи группировки вели борьбу с региональными соглашениями о свободной торговле, подобно тому, как это произошло с восстанием сапатистов, которое возникло в
1994 году в знак протеста против соглашения о НАФТА и его негативных последствий, в особенности для коренного населения Чиа-паса. В Сиэтле мы увидели первый крупный протест против мировой системы в целом, первое подлинное соединение бесчисленных жалоб на ее несправедливость и неравноправность. Сиэтл открыл цикл подобных протестов. После этого встречи в верхах крупнейших международных или глобальньгх институтов - будь то Всемирный банк, МВФ, «большая восьмерка» и тому подобные форумы - уже неизменно сопровождались яркими протестными мероприятиями.
На мировые средства массовой информации, привлеченные в Сиэтл на встречу в верхах, самое сильное впечатление произвела ожесточенность в выражении протеста. Сначала полиция в Сиэтле оказалась не готова к большому числу протестующих и их настойчивым действиям, нацеленным на то, чтобы заблокировать место проведения саммита ВТО. Масс-медиа изображали идиллическую, спокойную картинку Сиэтла, Изумрудного города, который забыл о неистовствах своего радикального прошлого, начиная с акций Международных рабочих мира в начале XX века и всеобщей забастовки 1919 года и заканчивая взрывами, которые устраивала бригада Джорджа Джексона в 1970-е годы. Впрочем, во время саммита ВТО насилие со стороны протестующих было незначительным. Ясно, что большинство из них были настроены вполне мирно и даже празднично. Самые серьезные акты насилия включали нанесение ущерба собственности, а именно — битье витрин таких знаковьи глобальных корпораций, как «Макдональдс» и «Старбакс». Не было зафиксировано никаких серьезных телесных повреждений в результате насилия со стороны протестующих в Сиэтле (как и во всех последующих протестах, сопровождавших встречи в верхах, вплоть до настоящего времени). Однако полиция Сиэтла после критики в свой адрес за излишнюю мягкость в самом начале событий стала довольно беспорядочно набрасьшаться на протестующих и граждан города с резиновыми пулями и слезоточивым газом. Так, ничего не подозревавшие посетители ресторанов в одном из районов были подвергнуты газовой атаке, как и исполнители рождественских песенок в другом месте19. Полиция вышла из-под контроля. В связи с последующими протестами во время саммитов полиция пошла еще дальше и стала стрелять в демонстрантов настоящи-
349 Часть 3. Демократия
ми пулями. Один из них был серьезно ранен в Готенбурге, а другой -застрелен в Генуе. Многие манифестанты были недовольны тем, что насилие, к которому прибегают немногие из них, провоцирует полицию, монополизирует газетные заголовки и заслоняет собой идею, которую хотело выразить большинство, а также ведет к расколу в рядах самих манифестантов. Это, конечно, справедливо, однако нужно признать и тот достойный сожаления факт, что именно из-за насилия средства массовой информации обращают внимание на сами протесты. Без него для них не получится интересного репортажа. Существует своего рода элемент объективного сговора между средствами массовой информации и мелкими группами протестующих, которые крушат чужую собственность и нарываются на стычки с полицией. В итоге интерес со стороны масс-медиа - сомнительное благо.