Как мы убедились, плоть множества осуществляет совместное производство так, что оно чудовищно и всегда превосходит всякую меру традиционных общественных организмов, но, тем не менее, эта производящая плоть не порождает хаоса или общественного беспорядка. Фактически она продуцирует общее, и это общее, которое мы делим между собой, служит основой для будущего производства в рамках винтообразной, расширяющейся связи. Последнее, вероятно, легче всего осмыслить, если рассуждать на примере коммуникации как производства: мы можем вступать в коммуникацию только на основе языков, символов, идей и взаимоотношений, которые являются для нас общими, и, в свою очередь, результатами нашей коммуникации выступают общие языки, символы, идеи и взаимоотношения. Сегодня такая двойственная взаимосвязь между производством и общим - общее производится, но и само является производящим - составляет ключ к пониманию всякой социальной и хозяйственной деятельности.
Одно из средств современной философии для оценки производства и продуктивности общего можно найти в американском прагматизме и в прагматическом понятии привычки, навыка. Навык позволяет прагматикам перенести в иные сферы субъективность, которую философия традиционно преД-
2.3. Зачатки множества
ставляет расположенной в трансцендентальном плане или где-то глубоко внутри человека. Прагматики же усматривают субъективность в повседневном опыте, в практиках и в поведении. Навык есть общее в практическом воплощении: то общее, которое мы постоянно создаем, и то общее, что служит базой для наших действий1"1. Таким образом, привычка находится на полпути между неизменным законом природы и свободой субъективного действия - или, точнее, она дает нам альтернативу относительно данной традиционной философской пары. Привычки порождают характер, который служит основой в жизни. Уильям Джеймс называет их огромным маховиком для общества, который создает балласт или инерцию, необходимые для общественного воспроизводства и жизни изо дня в день. В своем великом романе Марсель Пруст несколько в ином тоне пространно рассуждает о необходимости привычек для жизни и о том значении, которое они сообщают малейшим отклонениям: позднему материнскому поцелую на ночь, ужину одним часом раньше по воскресеньям, и тому подобным повторениям. Привычки напоминают функции физиологии, такие как дыхание, переваривание пищи и кровообращение. Мы воспринимаем их как должное и не можем без них обойтись. Однако, в отличие от физиологических потребностей, навыки и поведение делятся на всех и являются общественными. Они создаются и воспроизводятся во взаимодействии и в связи с другими людьми117. Таким образом, в сущности, привычки никогда не бывают личными или персональными. Индивидуальные обычаи, черты поведения и субъективность возникают только на основе общественного поведения, коммуникации и совместного действия. Навыки составляют наше общественное естество.
Привычки устремлены не только назад, но и вперед. Если ы они подразумевали лишь механическое повторение пре-них действий, следование протоптанными дорожками, которыми мы ходим каждый день, то они были бы не более чем *ертвым бременем. «Мы можем думать о навыках как о сред-Твах, которые, подобно инструментам в коробке, ждут, когда bI их используем, приняв сознательное решение, - писал Джон юи. - Но они означают нечто большее. Это активные сред-
245 Часть 2. Множество
ства, такие средства, которые материализуются как энергичные и доминирующие образы действия»"8. Навыки - это живая практика, в которой локализуются творчество и инновации. Если взглянуть на привычки с индивидуальной точки зрения, то наша способность изменить что-то может показаться незначительной, но, как мы уже говорили, на деле привычки не формируются и им не следуют в одиночку. С точки зрения общества, напротив, имея в виду социальную коммуникацию и сотрудничество, мы все вместе располагаем огромной силой для того, чтобы производить перемены. По сути, прагматики не отдают приоритет ни личному, ни общественному. Двигатель производства и внедрения новшеств лежит между этими двумя крайностями. Он в коммуникации и в сотрудничестве, в совместных действиях. В действительности навыки не препятствуют творчеству, но, как раз наоборот, составляют общий базис, на котором и происходит всякое творчество. Они формируют природу, которая произведена и производит сама, сотворена и творит - то есть составляет онтологию совместной социальной практики.
Мы уже можем различить концепт множества, возникающий из этого прагматического понимания привычки. Личности взаимодействуют и контактируют в социуме на основе общего, тогда как их коммуникация, в свою очередь, его производит. Множество представляет собой субъективность, которая возникает из динамики личности и общности. Однако понимание социального производства у прагматиков столь тесно связано с Новым временем и общественными организмами эпохи модернити, что его полезность с точки зрения множества сегодня неминуемо ограничивается. В работах Джона Дьюи более чем у кого-либо еще из прагматиков, полностью раскрыта взаимосвязь между прагматизмом и современной социальной реформой. Но они также ясно показывают, как прагматизм ограничен пределами модернити. Наибольшую известность принесли Дьюи его усилия в области реформы образования. Но он также был активно вовлечен в попытки реформировать американскую политическую систему, особенно в 1920-е и 1930-е годы"9. Дьюи утверждал, что промышленная модернизация и акционерный капитал прИ-
2.3. Зачатки множества
вели не только к экономическому краху, но и породили бедственную политическую ситуацию, когда общественность не имеет возможности активно участвовать в управлении. Он даже выступал против реформ в рамках рузвельтовского «нового курса», потому что они шли недостаточно далеко: Дьюи пропагандировал не плановую экономику, а то, что можно назвать планирующей демократией120. Иными словами, он настаивал на отделении политического от хозяйственного, чтобы произвести политическую реформу в духе прагматизма. С точки зрения Дьюи, если хозяйственная сфера обречена на инструментальность (поскольку в промышленности эпохи модернити навык выступает лишь как тупое повторение), то в политической области коммуникация и сотрудничество способны осуществить демократическое обещание, заложенное в прагматических понятиях привычки и общественного поведения. Таким образом, Дьюи демонстрирует как применимость прагматизма к политическим реформам эпохи модернити, так и его ограниченность этим периодом. Сегодня же следует руководствоваться понятием производства и продуктивности общего, которое в равной мере распространяется с политики на экономику и все сферы биополитического производства. Продуктивность общего должна предопределить не просто реформу существующих социальных организмов, а их радикальную переработку в производящую плоть множества.
Впрочем, существуют многочисленные теории, в которых подобная трансформация прослеживается вплоть до условий постмодернити. Смысл этих теорий состоит в концептуальном переходе от понятия привычки к представлению об исполнении роли как ключевом моменте создания общности людей. Примеры дают феминистские и гомосексуальные теории пер-формативности (самовыражения человека через исполнение им некой роли), которыми отмечена антропологическая трансформация эпохи постмодернити1-1. Новые теории о человеческом теле, возникшие в 1990-е годы, идут дальше старого изречения, согласно которому нам следует «помнить тело», поскольку игнорируя его и не признавая половых различий, как это традиционно имело место в философии и политике, мы содействуем восприятию мужского тела как нормы, увеко-
247 Часть 2. Множество
вечивая и маскируя тем самым подчиненное положение женщин. Феминистскому отношению к телу свойственна неизбывная противоречивость, так как, с одной стороны, тело есть сфера угнетения женщины, но, с другой стороны, особенности женского тела служат основой феминистской активности. Новые теории о теле как будто бы разрешают такой парадокс в той мере, в какой они действительно выступают против тела и за всеобщую перформативность социальной плоти, лишенной конкретных признаков пола. Здесь можно усмотреть некую связь с прагматизмом и его представлением о коллективной социальной жизни. Джудит Батлер формулирует наиболее насыщенную и изощренную концепцию, направленную против тела, а также четко обрисовывает перформативный характер процесса самоутверждения человека. Батлер критикует естественническое представление о сексуальных различиях, а именно - традиционную феминистскую концепцию, согласно которой тендер является социальным конструктом, тогда как пол обусловлен самой природой. Естественническое толкование пола и социально-политического положения «женщины», по ее мнению, уводит на второй план различия между женщинами в плане расы и сексуальных предпочтений. В частности, такой подход подразумевает восприятие гетеро-сексуальности как нормы, что ущемляет права гомосексуалистов. Как поясняет Батлер, пол не натурален; не является таковым и наделенное полом тело «женщины». Скорее, подобно тендеру, пол и тело каждый день «исполняются» в качестве некой социальной роли, поскольку в повседневной жизни женщины демонстрируют женственность, а мужчины - маскулинность. Люди с нестандартным поведением представляют себя окружающим иначе и тем самым нарушают норму. Критики обвиняют Батлер в том, что ее понимание тендерной перформативности наделяет индивидуального субъекта слишком большой волей и автономией, как если бы каждый из нас мог решать каждое утро, какую роль исполнить в наступивший день. В ответ Батлер приходится вновь и вновь настаивать, что подобные представления ограничиваются как грузом исполнения прежних ролей, так и социальным взаимодействием. Исполнение роли, как и привычка, не связано ни с
2.3. Зачатки множества
неизменной, непреложной природой, ни со спонтанной личной свободой. Оно располагается между ними. Это своего рода совместное действо, основанное на сотрудничестве и общении. Однако, в отличие от прагматического понимания привычки, гомосексуальная перформативность не привязана к воспроизводству или реформированию общественных организмов эпохи модернити. Политическая значимость признания того, что пол, наряду со всеми другими социальными признаками, ежедневно создается и постоянно воспроизводится в результате исполнения нами соответствующей роли, заключается в том, что мы можем исполнять и нечто другое, разрушив существующие общественные организмы и изобретя новые формы социума. Апология гомосексуализма и лесбийства -прекрасный пример подобного перформативного коллективного проекта бунта и самоутверждения. В сущности, речь идет не о создании гомосексуальных идентичностей, а о ниспровержении логики идентичности как таковой. Не бывает неправильных организмов, существует только необычная плоть, пребывающая в коммуникации и сотрудничестве в рамках социального поведения.
Еще один пример новой роли перформативности можно почерпнуть из лингвистических теорий, пытающихся постичь экономическую трансформацию постмодернити. Когда Дьюи имел дело с индустриальной парадигмой модернити, он считал, что особенности фабричной работы противоположны демократическому обмену, а потому ведут к формированию молчаливой и пассивной публики. Однако ныне постфордистская практика и нематериальная парадигма производства воспринимают перформативность, коммуникацию и сотрудничество как свои основные характеристики. Исполнение роли обернулось трудом122. Каждый вид труда, ведущий к производству нематериального блага, такого как взаимоотношения или эмоции, решение проблем или предоставление информации, от организации продаж до финансовых услуг, в сущности являются своего рода исполнительством: товаром стала деятельность как таковая. В экономическом плане очевидно, что всем обсуждениям привычки и исполнения нужно придать смысл с°вершения или делания, связав их с творческими способнос-
249 Часть 2. Множество
тями субъекта труда. Паоло Вирно верно ухватил природу этой новой парадигмы хозяйствования, использовав понятие «лингвистического исполнения» и в качестве метафоры, и как ме-тоним для новых аспектов современного производства. По его словам, если фабричный труд безмолвен, то нематериальный -говорлив и общителен. Он часто предполагает лингвистические, коммуникационные и эмоциональные навыки. Если рассуждать шире, то у него те же главные характеристики, что и у лингвистического исполнения. Прежде всего, язык всегда производится совместно: он никогда не бывает продуктом, созданным индивидуально. Напротив, его всегда порождает «языковое сообщество», находящееся в общении и сотрудничающее. Во-вторых, в меняющихся условиях лингвистического исполнение зависит от способности к привнесению новшеств, которые опираются на прежние практики и обычаи. Фабричный труд тяготел к специализации и фиксированным, четко установленным действиям, повторяемым на протяжении длительных периодов времени. Труд нематериальный требует способности к постоянной адаптации в новых условиях - гибкости и мобильности, о которых мы говорили выше -и к демонстрации хорошего исполнения роли в ситуации нестабильности и неопределенности. Тут важно умение решать проблемы, завязывать взаимоотношения, генерировать идеи и так далее. Языковой дар, то есть данная от природы способность говорить, тот неопределенный потенциал, который предшествует всякому конкретному высказыванию, согласно Вирно, не только составляет важный компонент нематериального труда, но и является ключом к пониманию всех его форм. «Современная организация труда, - пишет Вирно, - мобилизует родовую человеческую лингвистическую способность. При выполнении бесчисленных задач и функций дело состоит не столько в знакомстве с определенным видом формулировок, сколько в обладании даром предлагать формулировки различного рода; не столько в том, что конкретно сказано, сколько в чистой и простой способности говорения»123. Связь, которую Вирно находит между лингвистической и хозяйственной пер-формативностью, вновь выводит на первый план тройственное отношение к общему. Наша сила говорения базируется на
23. Зачатки множества
общем, то есть на разделяемом нами языке; каждый речевой акт создает нечто общее; наконец, само языковое действо совершается вместе - в диалоге и коммуникации. Эта тройственная связь с общим, демонстрируемая языком, характерна для всего неовеществленного труда.
Нет необходимости особо говорить о том, что коллективная жизнь, присущая процессу нематериального производства, еще не означает, будто мы уже пришли к свободному и демократичному обществу. Как мы писали выше, сегодня эксплуатация непосредственно сказывается на поступках людей, поскольку общее контролируется капиталом. Однако уже можно утверждать, что широкое распространение в нашем мире коллективной деятельности и ее исключительное экономическое значение для социума создают условия, делающие возможной стратегию формирования демократии, основанной на свободном самовыражении и жизни в сообществе. Реализация такой возможности и станет проектом множества.
За пределами частного и общественного
Прежде чем двигаться дальше, нужно несколько конкретизировать философскую дискуссию о производстве общего, связав ее с правовой теорией и практикой. Право всегда было привилегированной сферой, в которой устанавливался и фиксировался контроль над общим. Как мы убедились, взглянув на дело с философской точки зрения, производство общего обычно смещает традиционные границы между личностью и обществом, между субъективным и объективным, а также между частным и общественным. В правовой области, особенно если говорить об англоамериканской традиции, концепт общего издавна затушевывался понятиями публичного и частного, причем нынешние тенденции в юриспруденции еще оольше разъедают сферу распространения общего. С одной СТоР°ны, в последние годы мы наблюдали многочисленные изменения в юридической области, которые наращивают возможности социального контроля, разлагая «частные права» (именуемые «субъективными правами» согласно континентальной традиции права, тогда как мы назвали бы их «правами
251 Часть 2. Множество
личности»). Например, в Соединенных Штатах права женщин на легальный аборт и юридические права гомосексуалистов отстаивались и подкреплялись во имя частной жизни - на основании утверждения, что соответствующие действия и решения лежат вне публичной сферы и, таким образом, не подлежат правительственному контролю. Силы, выступающие против абортов и прав сексуальных меньшинств, противостоят неприкосновенности частной жизни и направлены против ее защиты. Помимо всего прочего, нападки на частную сферу многократно усилились с началом войны против терроризма. Законодательство Соединенных Штатов, в частности т. н. PATRIOT Act*, заметно расширило компетенцию правительства в деле надзора за собственными и иностранными гражданами. То же самое произошло и в Европе. Кроме того, новые возможности для наблюдения возникли с появлением передовых технологических систем, таких как «Эшелон», представляющий собой секретный план разведывательных ведомств США и других правительств по мониторингу всемирной электронной связи, включая телефонные, электронные и спутниковые каналы. Все это ломает ту черту, которая отделяет и ограждает сферу частной жизни. Фактически, если следовать логике борьбы с терроризмом и противодействия мятежам, то, коль скоро безопасность должна, в конечном счете, возобладать над всем остальным, ничего «приватного», в сущности, не остается. Безопасность - это абсолютная неизбежность для общего или, на самом-то деле, это извращение, из-за которого ко всему общему относятся как к объекту контроля.
С другой стороны, мы уже приводили примеры из экономической области, касающиеся юридических нападок на публичную сферу. Приватизация является центральным звеном неолиберальной идеологии, определяющим стратегию крупнейших держав, заправляющих мировой экономикой. В це-
2.3. Зачатки множества
USA PATRIOT Act - антитеррористический закон, принятый в США после трагический событий 11 сентября 2001 года и продленный в 2005 году. Обычно его название переводится на русский язык как Патриотический акт или Акт о патриотизме. Если быть более точным, то речь идет об аббревиатуре, которая расшифровывается как «Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism» («Объединим и укрепим Америку путем создания необходимых средств для пресечения и искоренения терроризма). - Прим. ред.
лом то «публичное», что приватизируется в согласии с неолиберализмом, - это собственность и предприятия, прежде находившиеся под контролем государства, начиная с железных дорог и тюрем и заканчивая парковыми насаждениями. В этой главе мы уже обсуждали широкое проникновение частной собственности в сферы жизни, прежде находившиеся в коллективном владении, которое осуществлялось через системы патентов, защиты авторских прав и с помощью иных правовых инструментов. Порой, доводя такую логику до крайности, экономисты заявляют даже, будто каждая полезная вещь должна находиться в частной собственности ради максимизации ее продуктивного использования. Другими словами, в общественном плане тенденция состоит в том, чтобы все сделать публичным, то есть открыть для правительственного наблюдения и контроля; в то же время в экономическом плане дело идет к приватизации и подчинению всего и вся праву частной собственности.
Нам не понять эту ситуацию, если не разобраться в путанице, вызванной терминологическими особенностями. Считается, что к «частному» относятся права и свободы социальных субъектов наряду с правами частной собственности, вследствие чего разница между тем и другим стирается. Такая ошибка проистекает из идеологии «собственнического индивидуализма», присущей нынешней теории права, в особенности в ее англоамериканском варианте. Согласно такой идеологии, всякий аспект или атрибут субъекта, начиная с его интересов и желаний и заканчивая его душой, считается «достоянием», которым личность владеет, что ограничивает грани субъективности исключительно экономическими пределами124. То есть понятие «частного» способно смешать в кучу все наши «пожитки», как субъективные, так и материальные. Но и понятие «публичного» скрадывает важное различие между государственным контролем и тем, чем владеют и управляют совместно. Нам нужно перейти к разработке альтернативной правовой стратегии и соответствующих ей рамок: к такой концептуализации личной жизни, которая выражает единичность социальных субъектов (а не частной собственности). Требуется также такое понимание публичного, которое базируется на
Часть 2. Множество
2.3. Зачатки множества
общем (а не государственном) контроле - можно сказать, что речь в данном случае идет о постлиберальной и постсоциалистической теории права. Ясно, что традиционных концепций частного и публичного для решения подобной задачи недостаточно.
Наилучшим известным нам примером современной правовой концепции, основанной на личности и общности, является школа «постсистемной теории», которая, используя формально-юридическую терминологию, формулирует представление о правовой системе как о прозрачной и демократичной самоорганизующейся сети плюральных подсистем, каждая из которых формирует нормы многочисленных частных (или, лучше сказать, единичных) режимов. Она дает молекулярное понимание права и создания норм. Такое право, выражаясь нашим языком, основано на постоянном, свободном и открытом взаимодействии между личностями, порождающими общие нормы в процессе взаимной коммуникации125. Подобное понятие единичных прав лучше всего трактовать как выражение этического понимания перформативности, о котором мы говорили выше. Права продуцируются общностью в ходе социальной коммуникации и, в свою очередь, они продуцируют само общее. Следует подчеркнуть, что подобное понимание прав, основанное на общем, не равнозначно «коммуни-тарной» или какой-нибудь еще концепции прав, которая неким образом диктовалась бы общиной. Термин община часто используется для обозначения некоего нравственного единства, возвышающегося над населением и его взаимодействиями подобно суверенной власти. Общее не относится к традиционным понятиям общины или публичной сферы; оно опирается на коммуникацию между единицами, которые не умаляются в общем, а свободно выражают в нем самих себя. Возвращаясь к приведенным выше примерам в очерченных таким образом рамках, следует уточнить, что свобода в области сексуальных и репродуктивных практик должна быть гарантирована не по той причине, что они личные или персональные, а потому, что они особенные и сосуществуют в открытой связи с другими, формируя общее. Конечно, в этом аспекте неверно было бы утверждать, будто приемлемы лю-
бые практики (к примеру, сексуальное насилие). Точнее было бы сказать, что решение установить законные права приходит в процессе коммуникации и сотрудничества между личностями.
Впрочем, вплоть до настоящего момента мы ставили вопрос исключительно в формально-юридической плоскости. Между тем требуется выяснить, каким образом «общее» может быть оформлено в нынешнем мире в политическом плане. Как сотрудничающие личности могут проявить свою власть над общим и как в то же время подобная власть могла бы быть выражена в юридических терминах? Здесь нужно разобраться с правовыми рамками, учрежденными в контексте неолиберальных режимов, с которыми ведут борьбу движения множества. Эти правовые рамки содействуют реализации плана по приватизации публичных благ (таких как вода, воздух, земля и все системы по управлению жизнью, включая здравоохранение и пенсии, прежде, в период государства благосостояния, обращенные в государственные функции). Кроме того, вероятно, еще важнее, что речь идет о приватизации государственных услуг (в том числе телекоммуникаций и других сетевых отраслей, почтовой службы, общественного транспорта, энергетических систем и образования). Следует помнить, что эти общественные блага и услуги как раз и составляли основу суверенитета эпохи модернити, оказавшегося в руках национальных государств. Как можно представить себе сопротивление приватизации общих благ и услуг, не впадая в прежнее противопоставление между частным и общественным?
В этой ситуации для юридической или правовой теории общего важно сначала решить негативную задачу: доказать ошибочность неолиберального принципа, по которому «все определяется рынком». Даже самый фанатичный идеолог неолиберализма (или, коли уж на то пошло, сторонник доктрины свободы воли) не может утверждать, будто такой принцип и в самом деле включает все. Всякий должен признать, что либерализация общественных благ и услуг не обязательно ведет к их полной приватизации и что «общий», или «публичный», интерес каким-то образом необходимо сохранять по закону, Даже если ограничиваться лишь формальными кодексами, обес-
255 Часть 2. Множество
печивающими доступность и использование общественных услуг. (Так, даже самые преданные приверженцы дерегулирования и приватизации энергетических отраслей должны признать, что общество нуждается в гарантиях надежности энергоснабжения.) Однако такого исходного ограничения права частной собственности и такой возможности для общественного (или, в сущности, государственного) правового контроля еще недостаточно.
Здесь необходимо (и в этом состоит следующая задача правовой теории общего) заменить концепцию «общего», или «публичного», интереса такими рамками, которые допускают общее участие в регулировании соответствующих благ и услуг. Таким образом, мы полагаем, что правовая проблема, связанная с трансформацией биополитического производства по завершении модернити, не уводит нас вспять от общественного интереса к частному контролю, основанному на разных социальных идентичностях, а ведет вперед от публичного интереса к общим рамкам для личностей. Новый общий интерес - в противоположность тому агрегированному интересу, на который опиралась правовая догма национального государства, - фактически представляет собой созидание множества. Другими словами, общий интерес есть такой обобщенный интерес, который не переходит в абстрактную форму под контролем государства. Он возвращается к личностям, которые сотрудничают в общественном, биополитическом производстве: это публичный интерес, который находится не в руках у бюрократии, а демократично достигается множеством. Иначе говоря, это не только вопрос права. Он совпадает с хозяйственной или биополитической активностью, которые мы анализировали выше, говоря об общности, порождаемой позитивными экстерналиями или новыми информационными сетями и, в более широком плане, всеми кооперативными и коммуникативными видами труда. Короче говоря, общее обозначает новый вид суверенитета, а именно демократический суверенитет. Выражаясь еще точнее, речь идет о создании новой формы социальной организации, способной заменить систему суверенитетов, формы, в которой личности контролировали бы через свою биополитическую активность блага и услуги, обес-
2.3. Зачатки множества
печивающие воспроизводство множества. Все это ознаменует переход от pec-публики (Res-publica) к pec-коммуне (Res-communis).
Ясно, что утверждение нами правовой концептуализации общего в противоположность как частному, так и публичному принципиально расходится с традицией и конституирующими опытами якобинства и социализма, каковые имели место в XIX и XX веках. В сущности, современная родовая концепция дисциплинарного государства (получившая развитие в условиях монархического абсолютизма) полностью перешла в юридические формы и правовые структуры как якобинской, так и социалистической версии республиканского государства. Иначе говоря, концепции публичных благ и услуг складывались под влиянием правовой теории, рассматривавшей публичное как наследственное имущество государства, а принцип агрегированного интереса - как атрибут суверенитета. Когда возникает понятие общего - но не в качестве изначального единства или органической сущности национального сообщества (Gemeinschaft), являющегося аналогичным продуктом, а в качестве производящей активности личностей, объединенных во множество, - оно нарушает непрерывность суверенитета государства эпохи модернити и поражает биовласть в самое сердце, разоблачая миф об ее неприкосновенном ядре. Все, что есть общего или публичного, должно вернуться в собственность множества и им же регулироваться, становясь тем самым совместным. Такое понимание общего не только означает решительный разрыв с республиканской традицией якобинского и/или социалистического государства, но и свидетельствует о метаморфозе права, его природы и структуры, его содержания и формы.
Такая теория общего подразумевает, помимо прочего, глубокое изменение в сфере международного права. Если, согласно традиции национального права, «общественный договор» заключался между отдельным индивидом и государством, тогда как на традиционной вестфальской территории международного права контракт заключался между национальными государствами, то сегодня отношения между субъектами обычно Непосредственно обозначаются совместным владением. Как мы
257 Часть 2. Множество
доказываем в этой книге и других своих работах, договорная парадигма международного права, согласно которой строились отношения между национальными государствами, сейчас подрывается и преобразуется новой формой глобального порядка и имперского суверенитета, которые исходят из принципа общности (немедленно пытаясь затемнить его смысл). Как мы полагаем, нет ничего плохого в том факте, что этот процесс или эта тенденция продолжаются и развиваются, поскольку они подрывают современную парадигму государственного суверенитета, согласно которой государство действует на международной сцене как «частная сторона в договоре». В отсутствие суверенных государственных субъектов нет другой основы для производства норм, кроме множества. С традиционной точки зрения, новое «общее» возникает просто как отсутствие чего-то, но на деле его наполняет биополитическое производство. В третьей части, когда мы будем говорить о всемирной демократии, мы убедимся, что связь между биополитическим производством и общим дает шансы выстроить иные общественные взаимоотношения. Они основывались бы на новых правовых взаимосвязях, на сложносоставных фигурах нормативного производства местного и глобального уровня и на разнообразии соперничающих между собой юридических процедур. Опять-таки понятно, что это не только вопрос права, но также непосредственная проблема экономики, политики и культуры.
Имперская трансформация международного права ведет к разрушению как публичной, так и частной сфер. Фактически такой парадокс развития уже просматривался во всех современных утопиях космополитического права, начиная с аббата де Сен-Пьера и закачивая Гансом Келсеном. Любопытно, что, хотя многие из подобных авторов придерживались реакционных взглядов в отношении внутреннего права, они становились на удивление демократичными, когда рисовали общепланетарные правовые рамки, космополитическое право «по согласию» (jus contendum). Суть дела в том, что когда мы затрагиваем мировые взаимоотношения, правовые вопросы утрачивают исключительную связь с применением власти, а отныне предполагают также учет всех ценностей, относящих-
23. Зачатки множества
ся к глобальному общему. На нынешней стадии закон пред-стает не в виде консолидированного нормативного результата, но как процесс, не в виде археологии, но как генеалогия в действии. Он возвращает себе конституирующий элемент и берется разрешать то, что оказывается новым в нашем мире. Поэтому общее становится единственным базисом, на котором закон может выстроить социальные взаимосвязи согласно сетям, организованным многочисленными исключениями, творящими для нас новую глобальную действительность. Конечно, такой путь не прямолинеен, но нам он представляется единственной дорогой, ведущей вперед. Во внутреннем праве концепты личности и общего содействуют обновлению правовых рамок общественных связей за пределами частного и публичного, давая шанс множеству личностей на свободное и равное сотрудничество. Так и в международном праве личность и общее предоставляют собой единственно возможное основание для нашего мирного и демократичного сосуществования на планете. Как мы еще более явно обнаружим на основании материала финальной части этой книги, в этом состоят некоторые из условий для появления демократии множества.
Карнавал и поток
Множество, базирующееся на производстве общего, представляется некоторым авторам новым субъектом суверенитета, организованной идентичностью, родственной прежним общественным организмам современности, таким как народ, рабочий класс и нация. Другим, напротив, в нашей концепции множества, составленного из самобытных личностей, видится чистая анархия. Действительно, до тех пор, пока мы остаемся в плену подходов времен модернити, определяемых альтернативой - либо суверенитет, либо анархия, понятие множества останется невразумительным. Нам нужно вырваться из прежней парадигмы и признать такой способ социальной организации, который не связан с суверенностью. Небольшое отступление в литературу, упоминание понятия карнава- 40 из книги Михаила Бахтина о проблемах творчества Достоевс-к°го, может поспособствовать совершению необходимого кярадигмалъного скачка.
259 Часть 2. Множество
Аргументация Бахтина представлена в строго академичной форме отзыва на прежнюю литературную критику романов Достоевского и преследует две основные теоретические цели. Прежде всего, его книга объявляет войну русскому формализму - традиции, господствовавшей тогда в литературной критике. Бахтин ведет боевые действия с материалистических позиций. Иными словами, он отдает приоритет говорящим субъектам и их формам выражения как ключу краскрытию истории знаковых системт. Материалистическая литературная критика не предполагает в данном случае низведения поэтических форм до экономических, политических или социальных условий жизни. Но она означает признание того, в какой мере литература, будучи языковым производством, является частью реальности, и вычленение экспрессивного субъекта в свете подобных взаимоотношений. Бахтин устанавливает эстетические границы формализма, показав его неподвижность и безжизненную кругообразность, причем для него такие границы непосредственно выдают тот факт, что построить некий мир, в котором каждый субъект не основывался бы на собственном признании другого, невозможно. Отсюда становится ясно, почему Бахтин ведет свою полемику, ссылаясь на романы Достоевского. Ведь, как он поясняет, у Достоевского повествование всегда диалогично, даже если речь идет о диалоге между действующим лицом и его кошкой. Создается впечатление, что у каждого из романов Достоевского не один автор (выступающий в монологе), а несколько мыслящих авторов, задействованнъш в диалоге, таких как Раскольников, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова или Иван Карамазов и Великий Инквизитор. Ведется нескончаемый разговор, который постоянно обогащает каждого вовлеченного в него субъекта, вследствие чего в их отношении совершается антропологический переворот. Однако диалог — это не просто беседа двух или трех лиц; он способен стать открытым механизмом, в котором у каждого субъекта равная сила и достоинство относительно всех других. Таким образом, романы Достоевского - это великие полифонические инструменты, порождающие такой мир, в котором открытая, расширяющаяся группа субъектов взаимодействует и ищет счастья.
Здесь Бахтин переходит от наступления на формализм ко второй главной цели своей книги и использует полифонию повествования Достоевского, чтобы выступить против монологичной или
2.3. Зачатки множества
монофонической литературы. По его словам, противостояние полифонии и монолога продолжается на всем протяжении истории европейской литературы. Таким образом, нам нужно вернуться к теории литературного жанра и сюжета, чтобы оценить исключительность творчества Достоевского. «Ни герой, ни идея, ни сам по себе полифонический принцип структурирования целого не укладываются в жанровые и сюжетные формы биографического романа, социально-психологического романа, романов о текущей жизни или семейного романа, то есть в те формы, которые господствовали в литературе во времена Достоевского... Ясно, что работа Достоевского принадлежит к совершенно иному жанровому типу, вполне им чуждому» 127. К какой же иной литературной традиции принадлежит Достоевский? Бахтин поясняет, что диалогичное повествование и структура многоголосия происходят из карнавального фольклора и соответствующего видения мира.
Уже в своей книге о Рабле Бахтин показал центральное значение карнавала для европейской литературы, но как мог он утверждать, будто видит Достоевского среди кочующих толп карнавала? Как мог он представлять в карнавальном виде такие трагедии, как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»? Обратившись к бахтинскому понятию карнавального, как оно изложено в других его сочинениях, мы обнаружим, что на самом деле он использует его, чтобы показать мощь человеческих страстей. Карнавальной является такая проза, которая противоположна монологу и тем самым отказывается претендовать на уже завершенную истину, вместо этого плодя контраст и конфликт в форме потока повествования как такового. Иначе говоря, карнавал приводит в движение огромный инновационный потенциал, способный трансформировать саму реальность. Конечно, карнавальность, диалог и многоголосное повествование легко могут принять форму грубого натурализма, лишь отражающего, как в зеркале, ежедневную жизнь, Но они также могут стать формой экспериментирования, связывающей воображение со стремлением и утопией. С его точки зре-ния, рядом с Рабле стоят Свифт, Вольтер и, в ином, но важном смъкле, Сервантес. Таким образом, литература карнавала становится универсальным жанром, в котором диалог и полифония, даже Нося самь-ш бытовые формы, творят новый мир. Конечно, нельзя °трицатъ, что романы Достоевского трагичны, но их трагич-
261 Часть 2. Множество
ность, прочитанная в свете нарративного жанра карнавальнос-ти, не имеет ничего общего с трагическим внутренним страхом, экзистенциалистских монологов XX столетия. У Достоевского инструмент диалога поражен закономерным кризисом русского общества и является образом того тупика, в котором оказались интеллигенция и рабочие: это материальная трагедия, которая как будто заимствует персонажи у Гоголя и давит их невыносимым и лишающим всяких сил модернизационным прессом. В этом смысле трагедии Достоевского всего лишь выводят на сцену неразрешимые противоречия буржуазной жизни в русском обществе конца XIX века. Невероятное становится реальным, как в карнавальной церемонии, а жизненные страдания выносятся наружу, чтобы зритель над ними плакал и смеялся.
Впрочем, в карнавальном нарративе присутствует еще один элемент, который даже более важен для описания и выстраивания реальности. Многоголосие языка карнавала, способного и на раблезианский смех, и на слезы Достоевского, само по себе обладает большой конструктивной мощью. В полифонической концепции повествования отсутствует центр, диктующий определенный смысл. Скорее, смысл возникает лишь из обменов между всеми исключениями в ходе диалога. Все исключения свободно самовыражаются и с помощью диалога вместе создают общие структуры нарратива. Другими словами, у Бахтина полифоническое повествование излагает в лингвистических терминах понятие производства общего в рамках открытой, распределенной сетевой структуры.
Это позволяет нам вернуться, наконец, к концепту множества и к трудностям понимания его как особого типа политической организации. Легко распознать перформативный, карнавальный характер различных протестньи движений, возникших вокруг проблем глобализации. Даже когда их участники настроены свирепо и воинственно, сами демонстрации весьма театральны, они проходят с большими куклами, в костюмах, с танцами, юмористическими зонгами, песенками и тому подобными развлечениями. Иначе говоря, протесты одновременно представляют собой уличные фестивали, в которых злость сливается у демонстрантов с карнавальным веселъемт. Но протесты напоминают карнавал не только по атмосфере, но и в организационном отношении. Именно сюда и вступает Бахтин. В политической организации, как и в
23. Зачатки множества
повествовании, идет постоянный диалог между разнообразными, уникальными субъектами, из них складывается полифоническая композиция, и вследствие такого совместного построения происходит общее обогащение каждого. Множество в движении - это своего рода наррация, порождающая новые субъективности и новые языки. Конечно, другие политические движения, в особенности те, что имели место в 1960-е и 1970-е годы, тоже преуспели в формировании подобного многоголосного нарратива, но нередко создается впечатление, что все, что от них осталось сегодня, - это история-монолог, как она изложена правящими силами, полицией и судьями. Новые и мощные движения современности, как представляется, уходят от попытки умалить их значение до истории-монолога; они не могут не быть карнавалъньчми. Такова логика множества, которую Бахтин помогает нам постичь: это теория организации, основанная на свободе личностей, которые сходятся, чтобы производить общее. Да здравствует движение! Да здравствует карнавал! Да здравствует общее!
Мобилизация общего
В этом разделе мы продемонстрировали усиление взаимодействия общего и личного, а именно - появление единства конкретных форм труда, роль личного фактора при локальных контактах людей в рамках совместной всемирной антропологии, а также всеобщность состояния нищеты и продуктивности. Эта общность личностей создает то, что мы назвали плотью множества. Другими словами, речь шла об условиях реализации возможности построить такое множество. Мы рассмотрели также силы, неизменно препятствующие формированию из плоти множества политического организма. Они превращают личности в классы и иерархии, низводя общее До средства глобального контроля и экспроприируя его в качестве личного богатства. В этой связи выглядит очевидным тот факт, что множество не обретет политическую значимость спонтанно. Его плоть сочетает несколько состояний, которым присуща амбивалентность: они могут привести к освобождению людей или же оказаться частью нового режима эксплуатации и контроля.
263 Часть 2. Множество
Чтобы обрести существование, множеству нужен политический проект. Изучив условия, благодаря которым множество становится возможным, мы должны теперь исследовать какого рода политический проект способен вдохнуть в него жизнь. Мы уже отмечали, как в результате всех отношений эксплуатации, иерархических делений в рамках глобальной системы, попыток контролировать общее и командовать им накапливается горечь. Мы выделили и тот факт, что производство общего всегда приносит избыток, который капитал не способен присвоить и который нельзя разнести по категориям всемирного политического организма. Этот избыток, если рассуждать на самом абстрактом философском уровне, составляет основу, на которой неприятие переходит в бунт. Иначе говоря, лишения могут вызвать злобу, негодование и антагонизм, но бунт возникает лишь на базе богатства, то есть избытка информации, опыта, знаний и желаний. Мы предлагаем парадигму, согласно которой сегодня субъективными носителями труда выступают бедняки, вовсе не потому, что они лишены всего и не участвуют в распределении изобилия. Напротив, они включены в кругооборот производства и полны потенций, всегда превышающих то, что капитал и глобальный политический организм способны отнять у них и поставить под свой контроль. Совместный избыток - это первая опора, на которой основываются силы, борющиеся против всемирного политического организма и отстаивающие идею множества.
Мятежи мобилизуют общее в двух отношениях. Они повышают интенсивность каждой схватки и одновременно распространяются на другие битвы. Интенсивность, отражая внутреннее состояние каждой локальной битвы, общий антагонизм и общее изобилие тех, кого эксплуатируют и обделяют, транслируется в коллективное поведение, привычки и способы выражения. Всякий раз, попав туда, где нарастает мощный бунт, вы немедленно обратите внимание на сходство в одежде, жестах, манерах общения и коммуникации людей. Жан Жене, к примеру, замечал, что членов организации «Черные пантеры» отличал главным образом стиль. В него входили не только афрожаргон, но и одежда, а также манера ходить, но-
2.3. Зачатки множества
сигь собственное тело и характер физического присутствия129. Но подобные стилевые компоненты - это всего лишь симптом общих мечтаний, стремлений, образов жизни и общего потенциала, мобилизованных в движении. Такого рода новый способ жизни неизменно складывается в диалоге с местными традициями и обычаями. Обратим, например, внимание, как у сапатистов в Лакандонских джунглях штата Чиапас элементы национальной истории, такие как фигура самого Сапаты и наследие крестьянских восстаний, перемешаны с местной мифологией коренного индейского племени цельтали. Затем все это накрепко переплетается с сетевыми отношениями и демократическими практиками, чтобы создать новую совместную жизнь, на которую нацелено движение сапатистов130. Мобилизация общего сообщает ему дополнительную интенсивность. Далее, из-за прямого конфликта с властью, к добру или к худу, такая совместно достигнутая сила умножается: едкий запах слезоточивого газа обостряет чувства, а уличные стычки с полицией заставляют кровь кипеть от гнева, из-за чего напряжение достигает апогея. Наконец, интенсификация общего приводит к антропологической трансформации, когда из схватки рождается новый род людей.
В пространственном отношении общее мобилизуется в передаче информации от одной местной битвы к другой. Традиционно, как уже было нами замечено в других публикациях, географическое распространение движений принимает форму международного цикла сражений, в котором бунты распространяются из одной местности на другие подобно заразной болезни. Зараза передается через совместные практики и устремления'31. Восстания рабов растеклись по островам Карибского бассейна в начале XIX века. Бунты промышленных рабочих разлились по всей Европе и Северной Америке в конце XIX и в начале XX веков. Герилья и антиколониальные битвы разошлись по Азии, Африке и Латинской Америке в середине XX столетия. В каждом из этих циклов борьбы тем общим, что широко мобилизуется и передается по всему земному шару, являются не только совместно признанный враг -такой как рабство, промышленный капитал или колониаль-
режимы, - но и общие методы ведения боя, общие образы
265 Часть 2. Множество
2.3. Зачатки множества
жизни и общие стремления к лучшей доле. Учитывая то, что мы уже обсудили, не стоит удивляться, что избыток, появляющийся в каждом цикле борьбы, кажется монструозным, особенно тем, кто находится у власти. Губернаторы и капитаны английской колониальной экспансии в XVII и XVIII веках, к примеру, описывали цикл восстаний моряков и рабов, обращаясь к мифу о Геркулесе и многоглавой гидре. Восстания были чудовищны и, несмотря на геркулесовы усилия, как только удавалось подавить одно, вспыхивали еще два132. В сущности, каждый цикл разрушает традиционные общественные организмы и создает им на смену нечто новое и ненормальное, то есть монстра.
После всемирной вспышки битв промышленных рабочих, студентов и антиимпериалистических партизанских движений 1968 года прошли десятилетия без возобновления международного цикла борьбы. Это не значит, что за эти годы не было значимых случаев восстания. На самом деле они бывали, причем многие из них оказались крайне ожесточенными. Вспомним борьбу против апартеида в Южно-Африканской Республике, продолжающееся восстание против британского правления в Северной Ирландии, палестинскую интифаду, феминистские движения, столкновения вокруг гей-бара «Каменная стена» в Нью-Йорке и движения геев и лесбиянок, а также многочисленные не столь широко известные местные и национальные бунты промышленных трудящихся, сельскохозяйственных работников и подавляемого населения. Эти мятежи не сложились, однако, в новый цикл борьбы, в которой общее было бы мобилизовано по всему миру. Конечно, нам не стоит принижать значение многих ограниченных случаев связи между бунтами. Одним из самых удивительных недавних примеров здесь является движение «Справедливость для дворников», объединяющее весьма успешные и креативные усилия одной профсоюзной организации в Соединенных Штатах. Его организаторы имеют дело с вызовами, с которыми традиционные союзы справиться не могли, поскольку речь идет о мобильном населении, в большинстве случаев совсем недавними иммигрантами, многие из которых не говорят по-английски и имеют мало профессиональных умений, пользующих-
ся спросом на рынке. Один из секретов их успеха, вероятно, заключается в том, что, по крайней мере в районе Лос-Анджелеса, где это движение достигло своих первых побед, многие его лидеры являются ветеранами ФНО - Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти. Они участвовали в гражданской войне с правительством в Сальвадоре и привезли с собой свой революционный пыл, переместившись с Моразанских гор к небоскребам Лос-Анджелеса. Тут они заразили им других, перенеся борьбу с партизанских войн на арену профсоюзной организации. Вот истинное и мощное проявление общего!133
Новый международный цикл, наконец, открылся схватками вокруг проблем глобализации в конце 1990-х годов134. Дебютной партией нового цикла стали протесты против саммита ВТО в Сиэтле в 1999 году. Они не только открыли серию акций, сопровождавших встречи в верхах представителей глобальной власти, которые в последующие годы распространились по Северной Америке и Европе. Они также обнажили подлинные истоки данного цикла в прокатившихся по глобальному Югу бесчисленных выступлениях против МВФ, Всемирного банка, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и других институтов новой структуры мировой власти. Внезапно обнаружилось, что беспорядки, вызванные протестами против программ МВФ по финансовому самоограничению в одной стране, сопротивление плану ВБ в другой и демонстрации против НАФТА в третьей - элементы общего цикла. В каком-то смысле он получил закрепление на ежегодных встречах Всемирного социального форума и на различных региональных общественных форумах. На всех такого рода встречах активисты НПО и интеллектуалы встречаются, чтобы обменяться взглядами по проблемам, вызванным нынешней формой глобализации, и обсудить шансы на появление альтернативной формы. Кроме того, каждый общественный форум помогает выделить общность, присущую различным движениям и бунтам по всему миру, которые составляют этот цикл. До сих пор кульминацией нынешнего цикла борьбы, по крайней мере - в количественном плане, были скоординированные протесты против ведо-
267 Часть 2. Множество
мой США войны в Ираке, которые состоялись 15 февраля 2003 года. В их рамках миллионы людей провели марши в крупных городах всего мира. Эта война оказалась последним примером проявления глобальной власти, против которой сложился цикл борьбы. Организационные структуры и связь, установившаяся между участниками сопротивления в разных местах, сделали возможной массированную, скоординированную мобилизацию общих антивоенных выступлений. Нужно вновь подчеркнуть, что в очередном глобальном цикле общим дая мобилизовавшихся сил являются не только один и тот же враг - независимо от того, называем ли мы его неолиберализмом, американской гегемонией или всемирной империей, -но и общие практики, языки, поведение, обычаи, жизненные формы и стремления к лучшему будущему. Другими словами, настоящий цикл - это не только реагирование на вызов, но также проявление активности и креативности. Далее в главе 3.2 мы детально рассмотрим некоторые из общих забот и предложений, которыми вдохновляются указанные движения. Всемирная мобилизация общего в рамках нового цикла борьбы не отрицает и даже не заслоняет собой местную специфику или исключительность каждого выступления. Фактически, поддержание связи с участниками других баталий укрепляет силы и наращивает богатство каждой из них в отдельности. Так, вспомним мятеж, который вспыхнул в Аргентине 19-20 декабря 2001 года в разгар экономического кризиса и в разных формах, с успехами и провалами, с тех пор продолжается. Эти события во многих отношениях характерны для Аргентины и ее истории. В Аргентине давно сложилась ситуация общего институционального распада и развала механизма представительства, отчасти вызванная коррупцией, причем как в публичной, так и в частной сферах. Это оказалось серьезным препятствием для применения обычных политических стратегий по управлению кризисом, таких как оформление конституционного альянса между классами под водительством буржуазии. Протестанты, гремя кастрюлями и сковородками, кричали: «Que se vayan todos!» (пусть уходят все, весь политический класс). Однако финансовый крах также очевидным образом связывает кризис в Аргентине с гло-
2.3. Зачатки множества
бальной системой и общей нестабильностью всемирного политического организма, прежде всего являющейся результатом неолиберальной политики МВФ. Из-за валютного кризиса внезапно стало невозможным обслуживать внешний долг Аргентины, и высоко превозносимый средний класс этой страны оказался в общей для населения многих бедных стран мира ситуации: накопления обесценились, защищенность рабочих мест испарилась, безработица подскочила до небес, а все социальные программы потерпели крах. Реакция аргентинского населения была мгновенной и креативной. Промышленные рабочие не допустили закрытия своих фабрик и взяли управление ими на себя. Были созданы соседские сети и городские ассамблеи, чтобы вести политические дебаты и принимать решения. Появились новые виды денег для обеспечения автономного обмена, а пикетерос, те движения безработных, о которых мы упоминали выше, стали экспериментировать с новыми формами протеста, вступая в конфликт с полицией и прочими властями. Конечно, все это присуще конкретной национальной ситуации, но в то же время речь идет об общем для всех, кто страдает и борется против эксплуатации и подчинения глобальной иерархии. Аргентинский бунт стал звеном глобального цикла борьбы и, в свою очередь, начиная с декабря 2001 года активисты в других странах стали смотреть на Аргентину как на источник новаций и вдохновения135.
Глобальный цикл борьбы развивается в форме распределенной сети. Каждая местная схватка функционирует как узловая точка, сообщающаяся со всеми прочими узлами без какого-либо общего центра или места сбора всех данных. Всякая битва остается уникальной и привязана к местным условиям, но в то же время вовлечена в общую сеть. Такая форма организации - наиболее полно реализованный пример концепта множества, который мы сейчас имеем. Всемирное распространение общего не перечеркивает исключительности каждого из участников сети. Новый глобальный цикл борьбы организует и мобилизует множество.
Чтобы в полной мере оценить новизну сетевой формы Рганизации множества, полезно противопоставить ей доми-иРующие организационные формы из нашего недавнего про-
269 2.3. Зачатки множества
Часть 2. Множество
шлого. В конце XX века протестные движения, как и бунты следовали двум основным образцам. Первая и более традиционная форма организации основывается на облике самой борьбы, и единство здесь организуется под центральным руководством, осуществляемым, скажем, партией. Могли существовать и другие конфликтные оси, важные для движения, на основе к примеру, статуса меньшинства, но они должны были отойти на второй план во имя единства в преследовании главной цели борьбы. История политики рабочего класса полна подобных примеров. Вторая доминантная модель, находящаяся в прямом противопоставлении с первой, основана на праве каждой группы на автономное выражение своей специфики и ведение самостоятельной борьбы. Эта модель, опирающаяся на различия, получила развитие преимущественно в схватках, основанных на расе, тендере и сексуальной ориентации. Обе доминантные модели составляли ясный выбор: либо объединенная борьба под центральным руководством, либо сепаратные схватки, утверждающие наши отличия. Новая сетевая модель множества вытесняет оба этих варианта - или, точнее, она не столько сводит прежние образцы к нулю, сколько дает им новую жизнь в измененной форме. Например, во время протестов 1999 года в Сиэтле, которые мы обсудим подробнее ниже, наблюдателей более всего удивили и заинтриговали те группы, которые, как ранее считалось, находились друг к другу в оппозиции - члены профсоюзов и защитники окружающей среды, церковные группы и анархисты и так далее. Там они действовали заодно без всякой центральной, объединяющей их структуры, которая подминала бы или отбрасывала в сторону их различия. В концептуальном плане множество замещает противоречивую пару «идентичность-отличие» взаимодополняющей парой «общность-личность». На практике множество дает пример того, как выражение нами своей исключительности не сокращается и не преуменьшается при коммуникации и в сотрудничестве с другими в ходе борьбы -при том, что мы формируем еще больше общих обычаев, практик, правил поведения и стремлений, короче говоря - в слУ" чае глобальной мобилизации и распространения общего. Новый глобальный цикл борьбы многим неизбежно п°'
кажется ужасным, так как, подобно всякой такой схватке, он зависит от соблюдения условия избыточности, мобилизует общее, угрожает привычным общественным и политическим организмами, открывает новые альтернативы. Действительно, после событий 11 сентября многие комментаторы в средствах массовой информации не замедлили приравнять чудовищность движений против глобализации к чудовищности террористических атак. Конечно, в обоих случаях применяются насильственные средства, чтобы атаковать правящую глобальную структуру власти136. Однако, бесспорно, абсурдно ставить знак равенства между насилием, проявляющемся в разбивании витрин в «Макдональдсе» во время демонстрации, и убийством почти трех тысяч человек. Однако мы отложим в сторону проблему насилия до тех пор, пока в главе 3.3 у нас не появится шанс обсудить ее должным образом. Здесь же мы вместо этого просто выделим расходящиеся организационные формы. Новый глобальный цикл борьбы есть мобилизация общего, принимающая вид открытой, распределенной сети, в которой нет контролирующего центра, а все узлы свободно проявляют себя. Как говорят эксперты, «Аль-Каида» тоже представляет собою сеть, но это сеть с противоположными характеристиками: подпольная, с жесткой иерархией и центральным командованием137. Наконец, и цели у них диаметрально противоположные. «Аль-Каида» атакует глобальный политический организм, чтобы реанимировать прежние общественные и политические системы под контролем религиозной власти, тогда как борцы с неолиберальной глобализацией бросают вызов глобальному политическому организму, чтобы создать более свободный и демократичный мир. Ясно, что не все монстры одинаковы.
В конечном счете, мобилизация общего показывает, что Те движения, которые входят в нынешний глобальный цикл борьбы, - это не просто протестные движения (хотя таково их обличье, наиболее четко проступающее из сообщений в средствах массовой информации). Они к тому же позитивны и кре-ативны. До сих пор мы описывали их позитивный и творческий облик лишь в терминах производства и распространения °бщего внутри самих этих движений. Но мобилизацию обще-
271 Часть 2. Множество
го и политический проект по созданию множества нужно расширить, на все общество, и более надежно его обосновать. Мы полагаем, что созидание демократии - это единственный путь, позволяющий закрепить власть множества и, напротив, что множество дает нам общественный субъект и логику социальной организации, которые сегодня, впервые в истории, делают возможной реализацию демократии. План по демократизации множества стоит в центре внимания следующей, заключительной части этой книги.
Экскурс 2. Организация: левое множество
Левые силы уже не одно десятилетие пребывают в кризисе. Правые партии не только выигрывали выборы в большинстве стран мира, а политика правого крыла направляла формирование нового глобального порядка, но и многие из сохранившихся крупных левых партий совершили столь заметный дрейф через центр, что стали уже почти неотличимы от правых. Они свертывают государство благосостояния, наступают на профсоюзы, поддерживают и ведут войны за рубежом. Социальная база в виде профсоюзов и промышленного рабочего класса ныне недостаточно мощна, чтобы левые политические партии могли на нее опереться. В сущности, все общественные организации, которые раньше составляли «левый народ», сошли на нет. Однако, по нашему мнению, самое существенное заключается в недостаточной концептуализации того, что такое левые силы и что с ними происходит. Главные образцы из старого набора, государственный социализм советского стиля и модель благосостояния социальной демократии, глубоко дискредитированы -и поделом. Кое-кто, ностальгируя по прошедшим временам, обвиняет радикалов из академической среды в похищении левой идеи, отказе от практической работы по разумным планам реформирования и затуманивании политических дискуссий до такой степени, что пройти по их лабиринтам по плечу только другим высоколобым ученым мужам. Другие обвиняют приверженцев мультикультура-лизма и политику формирования идентичности в подрыве стержневой политической роли левых и сосредоточении внимания на чисто культурных вопросах - вплоть до исключения из повестки дня подлинно политических и экономических проблем138. Подобные обвинения - серьезные симптомы слабости левого движения, а также отражение того факта, что оно не генерирует новых идеи, позволяющих разрешить кризис. Левые силы можно возродить и реформировать только на базе новых практик, организационных форм и концепций.
Чтобы говорить сегодня о «новъгх левых», приходится, с одной
2.3. Зачатки множества
стороны, рассуждать в духе постсоциалистической и постлиберальной программы, исходя из материального и теоретического разрыва онтологического расставания с идеологическими традициями, присущими организациям промышленного рабочего класса с их ipy^TypaMH и образцами производственного управления. С другой стороны, приходится иметь дело с иной антропологической реальностью, с новыми агентами производства и субъектами эксплуатации, которые выступают одновременно как личности. Активность таких личностей следует считать матрицей свободы и множественности для каждой из них. Тут демократия становится непосредственной целью, и ее нельзя, как раньше, оценивать в либеральных терминах - как предел равенства, или в социалистических - как меру свободы. Отныне она должна стать радикальным выражением как свободы, так и равенства без всяких ограничений. Вероятно, когда-нибудь в недалеком будущем мы придем к тому, что можно будет с иронией оглянуться на варварские прошлые времена, когда ради собственной свободы мы должны были держать в рабстве своих братьев и сестер, или бесчеловечным образом жертвовать свободой, чтобы достичь равенства. С нашей точки зрения, свобода и равенство могут стать двигателями революционного созидания качественно новой демократии.
Как мы полагаем, множество - это понятие, которое, дав название определенной форме политической организации и политическому проекту, способно помочь в решении задачи возрождения, реформирования или даже воссоздания заново левых сил. Мы не выдвигаем свою концепцию в качестве директивы - «Формируйте множество!». Скорее, мы даем имя тому, что уже появля