Инструкция 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».
Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизводимых ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что все хорошо, и исследование продолжается. Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка. Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.
Инструкция 2. «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что говорил, и новые, которые запомнишь»,
|
|
Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова поверяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9-10 повторов).
При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз». Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке. Через 40-50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова.
Инструкция 3. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали». В протоколе регистрируются слова, которые вспомнил ребенок, и последовательность, в которой он их воспроизводил.
Анализируемые показатели:
1. объем слухоречевого запоминания;
2. скорость запоминания данного объема слов;
3. объем отсроченного воспроизведения;
4. особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.);
5. особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.
Образец протокола исследования:
№ воспроизведения | Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Брат | Конь |
Через 40-50 минут |
Качество кратковременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок при воспроизведении вспоминаемых слов при кратковременном заучивании.
|
|
Проявления показателя:
- ошибки отсутствуют;
- встречаются единичные случаи искажения слов;
- встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;
- преобладают искаженные слова и смысловые замены.
Коэффициент запоминания высчитывается по следующей формуле:
,
где: А- общее количество слов,
В- количество запомнившихся слов,
С- коэффициент запоминания.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75 – 100% - высокий уровень;
50 – 75% - средний уровень;
30- 50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
Приложение 2