Информационно-методические материалы

Семинар (2 часа).

Тема: Стратегии и методы исследования в психологии развития

План:

  1. Общая характеристика стратегий исследования в психологии развития и возрастной психологии.
  2. Классификация исследовательских методов психологии развития с точки зрения основных задач исследования психики (описать, измерить, объяснить, сформировать): неэкспериментальные методы, диагностические, экспериментальные и формирующие.
  3. Характеристика группы неэкспериментальных методов психологии развития: наблюдение, анкетирование, беседа, монографический (дневниковый) метод).
  4. Изучение развития ребенка в форме «продольного (лонгитюдного) исследования», посредством «поперечных срезов» и экспериментально-генетического исследования.
  5. Место тестового обследования при изучении психического развития ребенка.
  6. Эксперимент, его виды и построение в возрастно-психологических исследованиях.
  7. «Близнецовый метод» и его значение для психологии развития.
  8. Анализ продуктов деятельности как метод изучения развития ребенка.

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Какие основные стратегии исследования применяют для изучения изменений развития?
  2. Какими методами исследования они (стратегии) представлены?
  3. В какую из известных вам стратегий «вписываются» дневники родителей (исследователей)? Ответ обоснуйте.
  4. Почему факты, полученные с помощью наблюдения считаются ценными?
  5. На решение каких задач направлено изучение развития ребенка в форме «продольного» (лонгитюдного или лонгитюдального) исследования, либо посредством "поперечных срезов"?
  6. В чем состоит значение «открытия» Л.С. Выготским экспериментально-генетического (генетико-моделирующего) метода в изучении психического развития?

Задания для самостоятельной работы:

  1. С помощью материалов из библиографических источников и текстов, взятых из приложений, дайте определение следующим понятиям: стратегия исследования, метод исследования, методика исследования, наблюдение, монографический метод, биографический метод, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, метод «поперечных срезов», метод «продольных» срезов, близнецовый метод, беседа, анкетирование, тест, анализ продуктов деятельности.
  2. Опишите основные методы психологии развития по следующему плану: а) название метода, б) краткая характеристика, в) виды и их писание, г) достоинства и недостатки.

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 35-53.

2. Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. – М.: Гнозис; 1994.

3. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 103-109.

4. МенчинскаяН. А. Страницы дневника развития дочери // Вопросы психологии. 1995. № 3. с.90 – 103.

5. Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (дневник бабушки) // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 72-88.

6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.; Воронеж: Ин-т практ. Психологии, 1998.

7. Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факту, проблемы. – М., 1997.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2013.

9. Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии, 1981. - №1. – С.147-156

10. В. В. Семенов К проблеме применения близнецового метода в психологии // Вопросы психологии, 1980. - №2. – С.166-172.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: