«Жизнь убедила: первый и наиболее
ощутимый результат воспитания
выражается в том, что человек стал
думать о самом себе. Задумался над
вопросом: что во мне хорошего и что
плохого? Самые изощренные методы и
приемы воспитания останутся пустыми,
если не приведут к тому, чтобы человек
посмотрел на самого себя, задумался над
собственной судьбой».
В.А. Сухомлинский
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.
Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.
Для оценки эффективности воспитательного процесса необходимо определить соответствуют критерии и показатели. В справочной литературе «критерий» определяется как мерило оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показателем является то, при помощи чего показываются данные о состоянии, развитии чего-либо.
Следовательно, встает очень значимый для педагогической теории и практики вопрос: что считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса. Существуют разные взгляды на то, должны ли быть едиными для всех критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В связи с тем, что многие школы работают в рамках собственных инновационных проектов, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательного процесса, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых. Вывод о результативности воспитательного процесса делается на основе сопоставления всех полученных данных с учетом динамики показателей.
Изучение результативности воспитательного процесса, с одной стороны, организуется регулярно, если речь идет о наблюдении или применение других методик, а с другой – периодически, с помощью специально проводимых срезовых исследований. В связи с этим можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.
Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса является изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нем.
Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развитию нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения (Е.В. Бондаревская).
В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников.
Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).
По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.
Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение и деятельность, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые.
Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.
Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его ближайшего развития в психологии и педагогике используется термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности.
Для анализа воспитанности и воспитуемости школьников педагогу надо обладать рядом педагогических умений:
- оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости;
- умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
- умение учителя увидеть личность ученика в целом, во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
- умение оказывать поддержку учащихся в их личном развитии, осуществлять коррекцию
Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.
Программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников.
Программа психолого-педагогического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирова-ния, коррекции | |
Воспитанность (диагноз) Воспиту-емость (прогноз) | 1.Нравственные знания (что знает ученик о нормах меж-человечес-ких отноше-ний) 2.Нравственные убеж-дения, моти-вы (приня-тие учени-ком знаний о нравственности в качест-ве эталонов своего пове-дения) 3.Нравственные поступ-ки и поведе-ние (как реа-лизует уче-ник в своем поведении нравствен-ные знания и свои убеж-дения) 1.Восприим-чивость к воспитательным воз-действиям (как может развивать свою лич-ность в сот-рудничестве с другим человеком) 2.Способность к само-воспитанию (как может развивать свою лич-ность само-стоятельно) | -Знания об отношениях к труду, -к обществу, -к другому человеку, -к себе -Ценност-ные ориен-тации, -мотивы, -цели, -эмоции -Отдельные поступки, -поведение в целом Активность ориентиров-ки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые усло-вия, откли-каемость на помощь дру-гого чело-века в разви-тии личнос-ти Социальная инициатива, постановка новых, усложняю-щихся задач развития своей лич-ности, осо-знанность и самооргани-зация пове-дения | Беседа, методика неоконче-нных предложений Постановка учени-ка в ситу-ации нравственного вы-бора, со-подчине-ние мо-тивов, принятие решения Фиксация повторяющихся поступков учащихся Сопостав-ление эксперт-ных оце-нок в форме педагоги-ческого консилиу-ма | Младший шко-льный возраст: ориентации учителем, усво-ение различия между наме-рением и ре-зультатом поступка Средний шко-льный возраст: интерес к оце-нке сверстника, идентифика-ция, чувство «взрослости» Старший школьный воз-раст: устой-чивая само-оценка, лич-ностное само-определение | Нравственные знания– через опыт деятель-ности Постановка в ситуации, тре-бующие сопо-ставления нравственных норм и приме-ривания их к себе Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями Опыт поступ-ков и их обсуждение Упрочение самоуважения и достоинства Упрочение готовности к выбору и при-нятию реше-ния, усиление ответственногсти за пос-ледствие своих поступ-ков и своих решений Самовоспита-ние личности Главная цель –вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуаль-ности |
Второй подход к изучению воспитанности школьников на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности разработан известным педагогом -ученым М.И. Шиловой.
Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения»*, что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека его воспитанность.
По мнению М.И. Шиловой, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.
Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.
Воспитанность включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.
Для воспитанного человека самосознание ответственности за свои дела и поступки являются определяющими мотивами поведения.
Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика, которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.
Для учителя – практика предлагаются минимальные диагностические программы изучения воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников.
Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны -–шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.
Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.
* Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 271
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном с требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.
Технологию такого изучения задают соответствующие таблицы – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников.
В качестве образца предполагается программа изучения воспитанности старшеклассников и сводный лист к ней.
Программа нацелена на удовлетворение потребности старшеклассников в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков. (Об этих программах подробную информацию вы можете получить из книги М.И. Шиловой «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе». – М.. 1998. – С. 151-159.)