Основные группы стандартов поведения педагогов

Частные нормы (стандарты) раскрывают специфику профессиональной деятельности педагога; они более «привязаны» к конкретике педагогических отношений и ситуаций.

Выделим совокупность моральных отношений, в которые вступает педагог с субъектами взаимодействия.

1. Педагог несет ответственность перед обществом, выполняя те или иные социальные функции. Поэтому первое устойчивое этическое взаимоотношение можно условно обозначить как отношения между педагогом и социумом. В основе данных взаимоотношений лежат те цели и задачи педагогической деятельности, которые обусловлены общественным интересом. Они зависят от политических условий и национального характера страны.

2. Доминирующими в профессиональной морали педагогов являются отношения с учащимися. Для них они работают, им предназначены плоды трудов. В то же время педагог несет ответственность перед их родителями, что накладывает определенные требования к его поведению. И это уже вторая совокупность устойчивых этических взаимоотношений.

3. Педагог работает в окружении коллег, вступая в своей ежедневной работе в отношения с ними. Часть этих отношений регламентирована различными административными документами. Те отношения, которые ни административными, ни правовыми документами не регламентируются, могут носить этический характер. В то же время педагог вступает в отношения с учреждением в целом, чьи интересы могут не совпадать с личными интересами работника или интересами общества.

4. Не менее важно осознание педагогом собственного предназначения, ценности и реального признания своей профессии. Именно там, где объектом деятельности является человек, рефлексия, размышления о своей профессии и призвании крайне необходимы. При этом они имеют большей частью оценочный характер, т.е. характер этических отношений. Следовательно, еще одна совокупность взаимоотношений – это отношения с самим собой.

Итак, выделяются следующие совокупности этических взаимоотношений, в которые вступает педагог: «педагог – социум»; «педагог – учащиеся и его родители (опекуны)»; «педагог – коллеги, учреждение, профессия»; «педагог – «я сам».

На этом основании выделим семь групп стандартов, регламентирующихдеятельностьпедагогов.

1 группа – стандарты по отношению педагога к социуму:

1. Педагог является не только учителем, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.

2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни он избегает распрей, конфликтов, ссор.

3. Педагог избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

2 группа – стандарты по отношению педагога к своим ученикам:

1. Требовательность педагога по отношению к ученику должна быть позитивна и хорошо обоснованна.

2. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.

4. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

5. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

6. Педагог соблюдает конфиденциальность. Ему запрещается сообщать другим лицам доверенную лично учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

8. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников, не имеет права навязывать свои взгляды.

3 группа – стандарты по отношению к родителям и опекунам:

1. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2. Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педагогическому учреждению.

4 группа – стандарты по отношению к коллегам по профессиональному «цеху» («по горизонтали»):

1. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег, не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

4. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

5. В педагогических учреждениях не должно быть места сплетням.

6. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):

1. Ответственность за поддержание атмосферы уважения, доброжелательности и умения находить общий язык несет директор педагогического учреждения.

2. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5. Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

6. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

7. Директор учреждения не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

8. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

6 группа – нормы по отношению к профессии:

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе недопустимы, т.к. мешают образовательному учреждению выполнять свои функции.

4. Педагог дорожит репутацией своей профессии.

5. Педагог должен утверждать высокий имидж своей профессии.

7 группа – нормы, определяющие отношение педагога к самому себе («Я-сам»):

1. Для педагога необходимо постоянное обновление, он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Авторитет педагога основывается на профессиональной компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

3. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

4. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

5. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

6. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7. Педагог дорожит своей репутацией.

Перечень конкретных стандартов не исчерпывает всех представлений профессионального педагогического сознания, касающихся возможностей оптимизировать педагогическое взаимодействие (Приложение 1). Стандарт -- это инвариантный компонент педагогической этики, но главное для специалиста все же не алгоритм. Родовая сущность человека – это его творческая активность. Поэтому решающее противоречие, требующее разрешения, это противоречие «стандарт – творчество», которое предполагает минимизацию стандартов и максимизацию вариативности (Приложение 2). В этой связи уместно сослаться на высказывание русского философа Л. Шестова: «…нравственная высота человека измеряется не его готовностью повиноваться правилам, а способностью чувствовать в ближнем себя самого…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow