Роман «Театр одного зрителя» 3 страница

— Понятия не имею, — пожала она плечами. — А что он из себя представлял?

— В молодости был пианистом. Потом была попытка самоубийства из-за несчастной любви. Переломал себе руки-ноги, и поставил крест на карьере.

— Странно, почему он в своём письме об этом умолчал?.. А у меня только что родилась идея. Скажите, перечитывая книгу, у вас никогда не возникало желание, чтобы сюжет вдруг изменился?

— Что написано пером — не вырубишь топором, — вкрадчиво заметил начальник, — Впрочем, и мне в детстве один и тот же конец сказки приедался.

— А в театре можно такие концовки придумать! — восторженно продолжила она. — Представьте, вчера герой кончил жизнь самоубийством. Сегодня происходит поворот сюжетной линии на 180 градусов. Завтра в той же пьесе у героя новая метаморфоза. Ведь жизненные ситуации у людей схожи, но поступают они по-разному. На одну и ту же интригу можно такие разные развязки придумать!..

Тут она запнулась, подумав: «А то у них вошло в привычку — ходить в театр, как в свой собственный балаган, и дёргать за ниточки марионеток на сцене. Никого не пущу туда. Это мой театр, а я богиня судьбы, как мойра из мифологии», — и, криво усмехнувшись, продолжила:

— Спасибо за подсказку идеи. Письма и сценарии я возьму, если они вам больше не нужны. Звоните, когда будут проблемы с билетом... Приятно было познакомиться.

— Всегда к вашим услугам, — откланялся начальник, передавая ей свою визитку, — но вы бы тоже подумали, как сократить число желающих расстаться с жизнью. Уже который месяц проповедники ведут душеспасительные беседы в эфире, а толку мало. После всех пертурбаций, произошедших в стране, никто их даже не слушает.

— А вы сами-то их слушаете? — усмехнулась она. — Лучше, пригласите толкового специалиста по душевным болезням. Гораздо полезнее послушать советы психиатра, чем выслушивать проповедь про спасение мифической души. Людям интереснее про земные болячки посудачить, а втихаря примерить их на себе. Согласитесь, что жизнь хорошо познаётся конкретными сравнениями грешников друг с другом, а не абстрактными суждениями праведников, — лукаво прищурившись, произнесла она и заторопилась:

— Вы уж извините, но мне пора бежать. У меня сегодня премьера.

-26-

Во время премьеры прямо на сцене с ней случился нервный припадок. Уже с самого начала спектакля с ней творилось что-то неладное. Роль ей, явно, не удавалась, а к середине спектакля она с криком: «Я не вижу себя!» как сумасшедшая, стала метаться по сцене.

Прямо из театра её увезли в клинику. По дороге она в ужасе вскрикивала:

— Я не вижу себя! Я себя не ощущаю!

-27 -

Перед её глазами, как в калейдоскопе, проносились какие-то обрывки воспоминаний. Она всматривалась в них, пыталась как-то связать их с собой, но воспоминания словно принадлежали другому человеку. Будто всё это происходило не с ней, а с кем-то другим. Ей было жутко видеть себя чужими глазами и так долго ощущать, что ты — это не ты.

Мысль лихорадочно металась: «Как же мне избавиться от этого наваждения и побыстрее убедить себя, что это моя жизнь и мои воспоминания?» — но ничего не получалось.

По дороге в клинику она смертельно устала от этой внутренней борьбы. Уже на больничной койке она окончательно смирилась со своим бессилием и только тихо выла:

— Я не вижу себя... не вижу...

Внезапно резкий голос пронзил её сознание:

— Говорите! Не молчите! Не замыкайтесь в себе! Выговоритесь!

Она мгновенно откликнулась на голос и, как ей показалось, заорала:

— Помогите! — но крик камнем сорвался с губ и с воплями:

— Помогите!.. Помогите!.. — покатился вниз.

Внизу он ударился обо что-то, раскололся надвое и, одна половина сразу же стала передразнивать другую. Душераздирающее «Помогите!», — будто эхом стало перекликаться с другим воплем «Помогите!» но орущим с какой-то знакомой обжигающей издёвкой.

Второй голос хлестал её вовсю, а она всё пыталась вспомнить: чем же он так неуловимо знаком? Она посмотрела вниз и внезапно ощутила, что балансирует на самом краю бездны тьмы. Моментально камешки стали предательски выскальзывать из-под ног, и панический ужас захолодел сердце. «Назад! Назад!» — плёткой стеганул инстинкт самосохранения, но животный страх успел сковать тело, будто в стальной панцирь.

От несмолкаемой переклички этих «Помогите!» она стала задыхаться. Голова пошла кругом от сознания, что через мгновение она не выдержит и сорвётся. Снизу повеяло влажным могильным холодом, а ужас безысходности мёртвой хваткой сжал горло.

«Сердце сейчас разорвётся, сейчас разорвётся!»

Только она успела подумать об этом, как откуда-то сверху на неё обрушился оглушительный приказ, и так сильно придавил сердце, что не дал ему разорваться:

— Замри и слушай, как звонит колокол! Слушай звон!

Действительно, между криками «Помогите!» ей послышался слабый звон. Будто кто-то звонил в колокол, как в старых фильмах, когда на вокзале зовут пассажиров занять свои места.

— Говорите! — раздался приказ, и будто молотом выбил затычку из её сознания.

Из неё буквально полился поток разрозненных слов. Ей показалось, что эти слова, цепляясь друг за друга, как нити, стали наматываться на этот спасительный звон. Дышать стало легче, липкий ужас отступил.

Внезапно её охватило сильное волнение, будто она куда-то должна ещё успеть, и ей надо что-то срочно сделать, иначе — всё пропало.

«Бежать! Бежать, пока не поздно!» — подбадривала она сама себя и ценой громадного напряжения сил, цепляясь за нити, сумела выскользнуть из жёсткого панциря.

Первое, что она ощутила на свободе, был пронизывающий холод безмолвия. Едва она успела подумать, что такой холод возможен только в космосе, как почва под ногами дрогнула, и она ощутила себя в вагоне поезда. От холода она вся скукожилась, но уже знала, что поезд на всех парах мчится навстречу чему-то родному, горячему, без чего жизнь немыслима.

«Скорей! Скорей!» — молотила мысль в такт колёсам. Она побоялась даже обернуться, чтобы в последний раз увидеть это страшное место, где уже в смертельной схватке сцепились два крика «Помогите!»

-28-

Доктор перестал позванивать ложкой по стакану и посмотрел на медсестру:

— Похоже на шизофрению. Я посижу с ней, а ты спустись в приёмный покой. Там, наверно, полгорода собралось. Всем говори, что у неё нервный срыв от перенапряжения. Попроси, чтобы кого-нибудь из артистов сегодня же привёз мне экземпляр этой пьесы.

Медсестра вышла, а доктор с блокнотом в руках сел поближе к койке.

-29-

Она напряжённо сидела на краю потёртого дивана. Окна комнаты были затянуты шторами, но сквозь них поблёскивали стальные прутья решётки. Человек в белом халате расхаживал по комнате и бесстрастно рассказывал события из её жизни. Иногда он подходил к столу, заглядывал в блокнот, и его рассказ дополнялся новыми подробностями.

Она переводила взгляд с предмета на предмет, всем своим видом демонстрируя, что пытается понять происходящее.

— Не удивляйтесь, — успокаивающе произнёс человек в халате. — Всё это я узнал от вас, когда вы были в бреду. Поверьте, ничего постыдного в ваших рассказах не было. Записи я делал с единственной целью: проанализировать и выяснить причину вашего неадекватного поведения. Если есть какие-то расхождения с реальностью, прошу мне о них сказать.

Изумление на её лице переросло в возмущение и, сухо чеканя каждое слово, она произнесла:

— Не волнуйтесь доктор, у меня уже всё в порядке. Спасибо, но в вашей помощи я более не нуждаюсь. Извините за беспокойство.

Она собралась встать, но доктор жестом руки удержал её.

— Без пропуска вас отсюда не выпустят и, прежде чем я его выпишу, может быть, объясните, как вы попали сюда? Вы хоть знаете, где находитесь?

— Догадалась, и на этот счёт у меня комплексов нет, — сухо отреагировала она. — Тот факт, что мы сейчас находимся по одну сторону решётки, пусть вас не тревожит. Чуть позже мы будем по разные её стороны. Что касается причины, то на моём месте любой другой оказался бы тут гораздо раньше. Я столько сумасшедших ролей пропустила через себя, что действительно странно, как это мы до сих пор не знакомы? Однако должна вас огорчить. Раздвоения личности у меня нет, и я не ваш пациент. Поверьте мне на слово.

— Верю, — охотно согласился доктор. — А если бы страдали шизофренией, то тогда у вас было бы не раздвоение, а размножение личности, то есть по числу сыгранных ролей?

— Совершенно верно, — спокойно подтвердила она.

— И какое лечение вы приказали бы проводить в таком случае?

— Доктор, лечение это ваша прерогатива, но если вы забыли, то я напомню вам самый верный метод: «мама, роди меня обратно, соедини мои личности воедино и выпусти обратно на волю». Мне дайте роль новорождённого чада, роль повитухи доверьте медсестре, а рожать придётся вам, — и довольная собой, она откинулась на спинку дивана.

— Прекрасно, но ваши театральные образы настолько противоречивы, что, соединив их воедино, можно получить небольшой взрыв в голове, — улыбнулся в ответ доктор.

— Не волнуйтесь, доктор, никаких взрывов не будет. Неужели вы не знаете, что в человеке мирно уживаются даже такие антагонизмы как: садизм с мазохизмом или любовь с ненавистью? — недовольным тоном возразила она.

Доктор собирался уточнить, что подобный антагонизм, скорее всего, присущ театральной сцене, нежели реальной жизни, но по её взъерошенному виду понял, что лучше не вступать в полемику.

— А ведь с этим антагонизмом живут многие люди, — продолжила она и миролюбиво закончила:

— Думаю, вы со мной согласны, и я, пожалуй, пойду.

Она попыталась встать, но какая-то сила буквально пригвоздила её к дивану, и доктор спокойно начал разговор:

— Вы правы, но это только наружная форма, оболочка, а не суть внутреннего содержания человека. К сожалению, о человеке мы судим по его внешним проявлениям. Даже мы, врачи, чаще лечим не больного, а болезнь, потому что руководствуемся следствием, а не причиной. А ведь по одной и той же причине болезнь у разных пациентов может протекать по-разному. Так же и сущность человека может проявляться в самых разнообразных формах. К примеру, каким образом безнаказанность способна мирного старичка превратить в насильника? Как сознание безнаказанности могло переродить его настолько, что он запугивал малолетних девочек в детдоме и насиловал их? За всю свою жизнь, возможно, он и мухи не обидел. А может быть, вся его безобидность и скромность была просто защитной реакцией? Раньше он боялся показать себя, а с изменением условий обнажил свою истинную сущность садиста и насильника?.. Разве не странно, что и герой вдруг ведёт себя как трус? А может быть, и свой подвиг герой совершил от страха? А скольких благородных людей соблазн переродил в подонков? Получается, что реакция человека в разных ситуациях может довольно искажённо передать, казалось бы, стабильное внутреннее содержание. А может быть, только в стрессовых ситуациях человек проявляет своё истинное лицо? Что это, раздвоение, или, как было сказано, размножение личности? По внешним признакам — патология, а постфактум — с такой патологией живёт большая часть земного населения. Однако условия общежития людей потребовали разграничения между тем, что дозволено и не дозволено. Для мирного сосуществования надо было держать эту границу под контролем. Поэтому возникла система правоохранительных органов и психиатрия. Дилемма свелась к соблюдению правил общежития. Нарушил закон — тюрьма, а для нарушителей норм поведения — психбольница. Вот и вся диалектика, а устойчивость и порядок в быту поддерживают те люди, которые остаются сами собой, независимо от обстоятельств. Их внешние проявления находятся в гармонии с внутренним содержанием. Поведение таких людей прогнозируемо, и психика у них здоровая.

Доктор искоса взглянул на неё и почувствовал, что она вся внимание.

— Ночью я прочёл пьесу и, думаю, что на сцене вам нужно было изобразить саму себя.

Она вздрогнула, а доктор заметил это и более уверенно продолжил:

— Должны были копнуть в себе, но не смогли. Вы слишком далеко ушли от самой себя, а обратную дорогу забаррикадировали чужими образами. Ворота в свой мир оказались заперты, и защитная реакция мозга создала для вас параллельный мир. Я присутствовал на спектакле и был свидетелем того, как новый мир наполнялся театральными образами предыдущих спектаклей. Внешне это выглядело, как сплошной хаос. Перескакивая с образа на образ, вы пытались найти что-либо созвучное с ролью, которую должны были сыграть. Однако ничего подходящего не находили, и вновь вертелась карусель образов. В конце концов, вы выдохлись. Среди своих сценических персонажей вы себя не нашли и поэтому перестали ощущать себя в этом псевдомире. Вот тогда вас обуял ужас. Ваше «я» исчезло, и от страха вы стали кричать, что не видите себя. Для вас так оно и было, но окружающим это представилось, как безумие. Ваш псевдомир вошёл в противоречие с реальным миром. Он вышел за границы дозволенного и, думаю, теперь понятно, почему вы оказались здесь.

Доктор обратил внимание на её застывшее лицо и сказал:

— Кажется, я вас напугал. Успокойтесь, потому что страшное позади. До сегодняшнего дня вы, действительно, были больны. Причина вашей болезни — это гордыня, только не спутайте с гордостью, с чувством человеческого достоинства. Гордыня направлена во внешний мир, а гордость направлена в себя. Для гордости свидетели не нужны, а гордыня без свидетелей чахнет. Ваша болезнь — это результат разрушающего действия гордыни. Вы стали рабыней триумфа во внешнем мире, но чтобы я мог помочь вам скинуть с себя эти оковы, не смотрите на меня так неистово. Я ваш друг, а не враг.

— Гордыня — смертный грех, — едва слышно выдохнула она, но доктор услышал.

— Верно, это смертный грех. Поэтому для вас я уже не столько врач, сколько пастырь, духовный наставник. Кстати, вы далеко не одиноки в этом грехе. Люди, в чьих руках есть хоть толика власти, тоже не лишены этого греха. Этот грех толкает их к заветному креслу, находящемуся на уровне их некомпетентности в управлении другими людьми. В отличие от них, вы управляли людьми на духовном уровне. Однако гордыня заслонила собой реальный мир, вытеснив вас в псевдомир иллюзий и самообмана.

Она настороженно посмотрела на доктора.

— Помните, с чего начиналась ваша гордыня? Мечтали стать знаменитой, возвыситься над другими. Ради этого вы уничтожили в себе связь между...

— Ничего я в себе не уничтожала, — дрогнувшим голосом перебила она, чувствуя, как у неё в груди нарастает злоба к этому невозмутимому всезнайке.

Доктор почувствовал, что причинил ей боль и решил смягчить удар:

— Успокойтесь. Ничего предосудительного в том, что вы стремились к вершине славы, я не усматриваю. Люди вашей профессии всегда стремятся к славе, и это нормальное явление. Согласитесь, что актёр не сможет ощущать себя полноценным человеком, если его талант не востребован.

Её глаза источали такие флюиды враждебности, что доктор предпринял ещё одну попытку погасить этот эмоциональный всплеск.

— Должен признаться, что я большой поклонник вашего таланта и видел все спектакли с вашим участием, — произнёс доктор, чувствуя в её немигающем взгляде нарастающее раздражение.

«Дифирамбы тут ни к чему, — подумал доктор. — Надо бы её встряхнуть», — и продолжил:

— Кстати, я звонил вашему режиссёру. Он признался, что уже на репетициях этого спектакля не узнавал вас. Кое-что вы рассказали в бреду, ваши театральные образы мне были знакомы. Оставалось только...

— Вот именно! Оставалось только явиться на спектакль, стать свидетелем моего фиаско, а в моем лице обнаружить своего пациента! Вы хотите доказать, что я сумасшедшая?! Вы этого добиваетесь?! — взвизгнула она.

— Сейчас же прекратите истерику, — прервал её доктор. — Лучше ответьте: вы сможете ещё раз сыграть ту роль на сцене?

Она испуганно посмотрела на доктора, но он без тени снисхождения продолжил:

— Можете не отвечать, и так всё ясно. Пойдём дальше. Хоть одна подруга у вас есть?.. А кошка или собака?.. Вы же совсем одна. Нормально это или ненормально? Вы же, как волк-одиночка остались в своей гордыне...

Слёзы навернулись на глаза, и она всхлипнула. Она вспомнила, как в мгновение ока вышвырнула из жизни даже свою единственную подругу.

Передавая ей салфетку, доктор сказал:

— Поплачьте, поплачьте. Слёзы вымывают яд из души и токсины стресса из организма. В вашем случае — это первый шаг к излечению. Я собираюсь лечить причину вашей болезни, а не её следствие. Вам ясно? И ещё, примите к сведению: это я вам нужен, а не вы мне. Если сомневаетесь — скатертью дорожка. Я вас не держу.

Ей стало обидно, и она с таким укором посмотрела на доктора, что ему стало не по себе.

— Простите, — сказал он, усаживаясь рядом, — я погорячился. Сейчас вам лучше побыть одной, подумать. Когда появится желание поговорить — приходите... Медсестра проводит вас.

— Не надо. Эту дорогу я как-нибудь найду сама.

-30-

У дверей своей палаты она нос к носу столкнулась с какой-то старушкой. Та взглянула на актрису и, расплывшись в улыбке, на несколько мгновений обомлела.

— Это вы?! — воскликнула старушка. — Я вас узнала. Как хорошо, что мы встретились! Не бойся меня, доченька, я же вас знаю. Вы кого-то пришли навестить? А ко мне никто не приходит. Можно поговорить с вами? Я вас прошу.

Несмотря на тщедушное телосложение, старушка крепко вцепилась в её руку. Сопротивляться напору старушки сил уже не было, и вместе с ней актриса вошла к себе в палату. Рядом с кроватью на перекрашенной тумбочке лежал букет роскошных роз.

— Вы делаете мне больно, — прошептала она.

Старушка разжала пальцы и всплеснула руками.

— Какие роскошные розы!.. А мне цветов так давно не дарили.

— Возьмите себе, — глухо отозвалась актриса и обессилено опустилась на кровать.

Старушка застенчиво улыбнулась и села рядом.

— Вы потрясающая! — сказала она, поглаживая руку актрисы. — Я ни один спектакль с вашим участием не пропустила. Мне так приятно видеть вас... Ведь я так давно не была в театре, — и старушка мечтательно закатила глаза.

Обратив внимание на отрешённый вид актрисы, старушка встревожилась и возбуждённо продолжила:

— А хотите, я расскажу свою историю, как попала сюда? Я знаю, вам будет интересно, потому что эта история немного касается и вас. Ну, так вот, у меня есть внучка, которой вдруг втемяшилось в голову, что она должна стать актрисой. А мне её тогда так жалко было. Она же сирота. Мать скончалась при родах, а отец, мой сын, обзавёлся новой семьёй и уехал. Только я у неё и осталась. Но если честно, то побоялась я упрёков сына, что за внучкой плохо смотрю, и взяла грех на душу...

Старушка тяжело вздохнула. Спустя мгновение она стыдливо продолжила:

— Я же на большой должности была... жилищный фонд распределяла. Выделила творческую мастерскую режиссёру и выклянчила для внучки место в театре. Может быть, помните, был конкурс? Это режиссёр так организовал, чтобы на законных основаниях втиснуть внучку в театр. Даже репетировал с ней заранее заготовленную роль, чтобы она не оскандалилась... Только, кто бы мог подумать, что она потом будет его шантажировать? Шантажом выбивать для себя роли, которые ей были по нраву. Вот так, из статистки прямо в артистки. Зря я ей тогда рассказала о мастерской. Он мне жаловался, даже хотел вернуть мастерскую. А что я могла сделать, если уже была на пенсии?.. Ничего не помогало с этой нахалкой — ни уговоры, ни угрозы. Сын обещал приехать и урезонить её, но так и не появился... До сих пор не появился...

Старушка вновь вздохнула и, горестно покачивая головой, продолжила:

— Потом режиссёр плюнул на всё и уехал, а внучку сразу же выкинули из театра... Но когда вы засверкали на сцене, то моя родная внучка на мне стала вымещать всю свою злобу. Я восторгалась вашей игрой, а она от зависти довела меня до психоза, и я... и я очутилась тут... Вы меня слушаете? — спросила старушка, обратив внимание на безучастный взгляд актрисы, и слегка дёрнула её за рукав.

Она перевела взгляд на старушку, будто пытаясь что-то понять, и спросила:

— Кроме вашей внучки, ещё кто-нибудь участвовал в конкурсе?

— Конечно. Я была на галёрке и всё видела. В конце одна девочка выступала и была на сто голов выше внучки.

— Это была я, — упавшим голосом произнесла она, вспомнив, как хлопнула дверь на галёрке.

— Надо же, вы так изменились... Вот ведь что получается, когда поступаешь не по совести, — смущённо залепетала старушка. — Так мне и надо, а справедливость всё равно восторжествовала. Всё равно я рада. Талант рано или поздно... Что с тобой, доченька? Тебе плохо?

Видеть старушку так близко ей стало невыносимо, и она тихо произнесла:

— Прошу вас оставить меня в покое.

— Господь с тобой. На вас лица нет. Доктора позвать?

— Уйдите! Вы даже представить себе не можете, сколько я перенесла, чтобы эта, как вы говорите, справедливость восторжествовала. А то, что я стала психической больной, справедливо?

— Простите меня. Я не знала. Умоляю вас, простите меня.

— Уходите. Я вас видеть не могу, — чуть не плача, вскрикнула она.

— Простите меня, умоляю... — пролепетала старушка. — Господи, прости меня грешную,

Пятясь, она вышла из палаты, а актриса ещё несколько минут сидела неподвижно, разглядывая букет на тумбочке.

Внезапно её кольнула мысль, что ей противно видеть эту бесстыжую красоту роз на старой перекрашенной тумбочке, и в бессильной злобе смахнула цветы на пол. Спустя мгновение она уже вопила, уткнувшись в подушку, и не услышала, когда в палату вошли.

— Побудь с ней, но не трогай, — шепнул доктор медсестре. — Цветы возьми себе, а я посмотрю, что там со старушкой, и сделаю втык вахтёру за розы.

— А может быть, это сам вахтёр воспользовался случаем и преподнёс ей розы, — тихо хихикнула медсестра.

Доктор подавил в себе улыбку, строго взглянул на медсестру и вышел.

Вопли «затравленного зверька» постепенно стали перемежаться всхлипываниями, перерастающими в плач, который, постепенно угасая, оборвался. В палате воцарилась тишина.

Медсестра осторожно укрыла её пледом, подобрала розы и вышла.

-31-

— Слава Богу, заснула, доктор. Такая красивая, знаменитая, а тут эта шизофрения прицепилась. Была бы старой, куда ни шло, но когда к молодым цепляется — жалко.

— Жалеть её не надо, и никакой шизофрении нет. Это невроз, чреватый рецидивами. Сон восстановит её силы. Через пару дней, если не раньше, она будет в полном порядке и ещё задаст нам трёпку, как свидетелям слабости. С ней надо общаться предупредительно. Никакого сочувствия или жалости, если не хочешь нажить врага в её лице. Теперь насчёт старушки. У неё сердечный приступ. Кардиолога я уже вызвал. Посиди с ней, пока кардиолог подойдёт.

-32-

Дверь распахнулась, и актриса стремглав ворвалась в кабинет.

— Доктор, можно к вам? Я вдоволь наревелась и готова к лечению. Только лечите поскорее, а то здесь я, в самом деле, сойду с ума.

— Хорошо. Садитесь. У меня несколько вопросов. Какое отношение старушка имеет к вам? Она уверена, что вы из-за неё попали сюда.

— Нет уж! Это её тайна. Пусть сама расскажет, как она мне нагадили ради своей внучки, — в сердцах произнесла актриса.

— У неё сейчас сердечный приступ, и речь не о ней, а о вас. Вы создали в своём мозгу порочную связь, которую без моей помощи разорвать не сможете. Чтобы помочь, я должен знать всё. Со мной вы должны быть откровенны, как на исповеди.

Она удивлённо посмотрела на доктора, задумалась на несколько мгновений, и неторопливо пересказала признание старушки.

— Вы её простите? — спросил доктор.

— Простить её? Из жалости? — встрепенулась актриса. — Простить, чтобы заработать себе индульгенцию на совершение таких же прегрешений?

— Вы не правы, — успокаивающе произнёс доктор. — Прошлый раз мы говорили, что сущность человека во внешнем мире может проявляться довольно искажённо. Здесь стоит вопрос не о прощении поступка человека, а о прощении раскаявшейся души. Вы меня понимаете? Постарайтесь вникнуть в суть причин, побудивших её к свершению неблаговидного, на первый взгляд, поступка. Попробуйте представить, что у вас есть любимая внучка. Поставьте себя на её место и постарайтесь понять её правду.

Она задумалась, а доктор продолжил:

— Если причины не будут противоречить вашим понятиям человечности, то сумеете всем сердцем простить покаявшуюся душу... Подумайте: как бы вы сами поступили на её месте?.. Её поступок останется на Земле, но ведь душа готовится уйти в небо. Облегчите ей душу.

— Что, старушка так плоха? — встревожено спросила она.

— Не хочу вас разжалобить, но это так.

На пороге возникла фигура медсестры:

— Доктор, кардиолог хочет перевезти старушку в реанимацию. Санитара я уже вызвала.

— Я с ней поговорю, — взволнованно произнесла актриса и вышла вслед за медсестрой.

-33-

Санитар вызвал грузовой лифт и, пока тот, громыхая, поднимался, она подошла к носилкам.

— Я поняла причины, по которым вы так поступили. На вашем месте я поступила бы так же. Я вас прощаю от всего сердца, — произнесла она, убрала седую прядь волос и поцеловала старушку в лоб.

Старушка улыбнулась, а глаза сразу стали влажными и спокойными.

Двери лифта закрылись, и до сознания актрисы вдруг дошло, что старушка навсегда ушла из её жизни. Проследив взглядом, движение лифта вверх, она ещё немного постояла перед закрытыми дверьми.

Ей вспомнилось, что не так давно она также стояла перед закрытыми дверьми, которые навсегда отсекли маму от неё. На душе стало так горько и одиноко, что она чуть ли не бегом вернулась в кабинет доктора.

-34-

— Доктор, я её простила и получила громадное облегчение. Впервые в жизни я по-настоящему кого-то простила. Теперь я знаю, как надо прощать от всего сердца.

— Я рад за вас, — тепло отозвался доктор и доверительно продолжил:

— Знаете, прощать и каяться хоть и схожие категории, но имеют отличия. Прощение направлено во внешний мир, а покаяние направлено в себя. Прощая, имеем дело с чужим поступком. Когда каемся — то со своим поступком, но побудительная причина одна — стремление восстановить своё душевное равновесие. Когда прощаем, то принимаем чужую правду как свою и тем самым убираем негатив. К примеру, вы сейчас получили душевное облегчение, потому что убрали негатив между собой и старушкой. Вы приняли её правду, как свою, и ваше сердце вновь открыто старушке.

Она согласно кивнула и спросила:

— А как быть, когда с тобой обошлись подло и не хотят в этом признаться?

— Тогда лучше придерживаться принципа «Не вреди». Надо от чистого сердца пожелать этому человеку самому найти свою ошибку и исправить её. Пожелать ему добра и отойти. Такое ваше отношение будет иметь более позитивное последствие, чем попытка душеспасительными беседами, осуждением или даже наказанием вернуть этого человека на путь истины.

Она удивлённо посмотрела на доктора, и тот поспешил пояснить:

— Душеспасительные беседы и осуждение не всегда могут оказать благотворное влияние. Напротив, даже могут вызвать негативную реакцию. Дело в том, что взаимоотношения людей в нашем материальном мире строятся через духовную связь. Когда вы обращаетесь к душе человека с благими пожеланиями, то уже в реальной жизни этот человек не может просто так оскорбить вас или отвергнуть. Его душа запротестует против такого отношения к вам. Ведь вы ей от своей души пожелали добра, и ваши души вошли в гармонию друг с другом.

Она недоверчиво взглянула на доктора.

— Не верите, — констатировал доктор и продолжил:

— А вы попробуйте понять причину, мотивацию человека, который обошёлся с вами не по совести и продолжает в том же духе. Попробуйте от чистого сердца пожелать ему человечности. Поверьте, что тем самым вы вызовете смятение в его душе. Возможно, у него даже возникнет потребность в раскаянии. Во всех случаях отношение к вам изменится. Причина тут одна — все души стремятся к единению, а всё, что против этого, вызывает душевный дискомфорт... Подумайте сами, ведь к покаянию призывают угрызения совести, внутренний стыд... Почему это происходит? Да потому что душе требуется гармония со своим окружением. Размежевание ей неприятно, и она желает, чтобы объединение, имевшее место в духовном плане, переросло бы в человечное воссоединение и в реальной жизни...

Доктор заметил, что она вся внимание, и с чувством продолжил:

— Когда каемся — значит, что-то осознаём и хотим исправить себя во внешнем мире. Тем самым мы хотим смыть дисгармонию с души... Просто всего этого мы не видим воочию, а только чувствуем, поэтому-то и особого внимания не обращаем на эти закономерности.

Она задумалась, и доктор замолк. Через несколько мгновений, она спросила:

— Почему иногда прощаем только на словах, скрепя сердце?

Доктор почувствовал, что эта беседа ей важна, и своё объяснение начал издалека.

— Совсем легко прощаем, когда в нашем понимании проступок человека не греховен. Сразу же пытаемся спустить его на уровень собственной греховности. Душе становится даже как-то неловко за себя. От чистого сердца прощаем тогда, когда видим свои собственные слабости в другом человеке. Узнав в чужом грехе правду о себе, мы искренне прощаем этого человека и, тем самым, будто оправдываем себя. С таким человеком в греховности, как бы, на равных и это не мешает дальнейшим взаимоотношениям. Сегодня вы узнали правду о себе, что на месте старушки вы поступили бы так же, как она. А старушка открыла для себя истину, что за поступок не по совести рано или поздно наступает расплата. Истину для себя человек открывает, когда раскаивается в содеянном от чистого сердца. Осознание возможно только с чистыми чувствами, идущими от сердца. Даже Богу угодны раскаявшиеся грешники с душой, познавшей истину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: