Любые изменения в спросе на заемные средства и в предложении сбережений будут влиять на ставку ссудного процента. Изменения в его ставке в свою очередь влияют на равновесный объем предпринимательских инвестиций. Предположим, в результате правительственных займов для финансирования бюджетного дефицита вырос спрос на заемные средства. При данном предложении сбережений спрос на эти средства вырастет с D до D', как показано на графике А, рис. 34. Предполагая, что больше никаких изменений не происходит, увеличившийся спрос на заемные средства для покрытия бюджетного дефицита повышает равновесную ставку ссудного процента с 10% до 15%, а рыночное равновесие смещается в точку Е'.
График В, рис. 34, иллюстрирует реакцию типичной фирмы. Более высокий ссудный процент сдвигает предложение ссудных фондов фирме с S до S'. При ставке ссудного процента в 15% объем инвестиций в год у фирмы падает с М1 до М2 долларов в год. Общее количество средств, поставляемых теми, кто сберегает, увеличивается с S1 до S2 долларов. Выросшие сбережения финансируют государственные займы. Дополнительная часть государственного дефицита финансируется сокращением объема займов на инвестиции, получаемых всеми предпринимательскими фирмами. Каждая предпринимательская фирма в ответ на более высокую ставку ссудного процента сокращает инвестиции тем же образом, что и фирма, показанная на графике В, рис. 34. В результате этого выросшие займы правительства для финансирования дефицита бюджета сводят на нет предпринимательские инвестиции.
Увеличение предложения сбережений при прочих равных условиях будет снижать ставку ссудного процента. При более низком ее уровне спрос на заемные средства будет расти. Падение рыночной ставки ссудного процента повышает объем заемных средств, на которые есть спрос в целях осуществления инвестиций. Соответственно предпринимательские фирмы увеличивают годовые их объемы.