Управление эмоциями и эмоциональными состояниями. Согласно К. Изарду, для создания желательного эмоционального состояния, для саморегуляции в эмоционально-чувственной сфере необходимы

Согласно К. Изарду, для создания желательного эмоционального состояния, для саморегуляции в эмоционально-чувственной сфере необходимы:

• достаточная информированность;

• объективная оценка значимости события; наличие альтернативы (это уменьшает страх

перед неблагоприятным исходом, снижает излишнее возбуждение);

• понижение субъективной значимости события.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать бесполезно, лучше помочь ему разрядить чувства, дать ему выговориться до конца. Подобная тактика оказывается действенной и при саморегуляции.

Психология рекомендует не капсулировать чувства, а цивилизованно выражать их. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и это дает возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, а также направить его действия.

При саморегуляции, чтобы быстрее нормализовать свое состояние, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. В этом смысле наиболее полезны рассекающие движения (колоть дрова, рвать бумагу), психологический смысл которых — измельчить проблему.

В некоторых ситуациях выражение гнева является нарушением социальных норм. Тогда субъект волевым усилием подавляет все внешние проявления, которые сигнализируют о гневе. Тем не менее, он все равно может испытывать гнев. Подавление экспрессивного выражения заставляет нервную систему проделывать колоссальную работу — блокировать нормальный эмоциональный процесс и реализовывать его окольным путем. Постоянное использование такого непрямого процесса активации эмоции может привести к психосоматическим отклонениям. Необходима специальная работа по снятию «загнанных» состояний. Для этого могут быть использованы методы концентрации, релаксации, аутогенной тренировки. Они очень полезны, когда нужно быстро, за 5 — 10 минут, привести себя в спокойное состояние.

В настоящее время управление психическими состояниями человека стало насущной практической потребностью.

Положительное эмоциональное воздействие на человека оказывают:

1) музыка (еще в древности хоровым пением лечили бессонницу; в настоящее время для этих целей используются классические музыкальные произведения — «Грезы» Щумана, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, «Лунная Соната» Бетховена и ряд других).

2) цвет (нынешняя психология цвета подразделяет все цвета на бодрящие, оживляющие, возбуждающие и порождающие беспокойство. К первой категории относятся красно-желтые, ко второй — сине-фиолетовые. Зеленый цвет занимает промежуточное положение и вызывает состояние спокойной умиротворенности).

Как известно, эмоционально-чувственная сфера менее прочих поддается регуляции. В этой связи полезно знать некоторые специфичные характеристики негативных эмоций, чтобы сделать их относительно «послушными». В отношениях между людьми порой бывает необходимо справляться с нежелательными переживаниями, сопровождающими конфликтные ситуации. Это обида, вина и стыд.

Эмоция обиды всегда возникает как реакция на незапланированное поведение партнера. Общаясь с человеком, мы всегда «включаем» определенные социальные ожидания в его адрес. И, если партнер не выполняет заданную нами программу поведения, возникает обида. Таким образом, познание эмоции обиды предусматривает:

1. выделение наших ожиданий,

2. понимание их происхождения,

3. восприятие рассогласования ожиданий и реальности.

Тот, кто способен произвести все указанные действия, может познать суть своей обиды и справиться с ней.

Главная функция обидывоспитательная.

Смысл обиды состоит в изменении поведения другого в нужном нам направлении (вызывая у него переживание вины).

Устройство вины противоположно обиде.

Внешне вина не имеет особых признаков. Но внутренне — это заноза, мрачный тиран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: