- Воспитанность
- Воспитуемость
- Задатки
- Зона ближайшего развития (ЗБР)
- Интеллект
- Мышление
- Научение
- Обучаемость
- Обучение
- Обученность
- Память
- Развиваемость
- Развитие
- Развитость
- Созревание
- Способности
- Становление
- Уровень актуального развития (УАР)
- Психическое развитие
- Развивающее обучение
- Учение
- Формирование
Вопросы для самопроверки
- Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
- С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
- Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
- Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
- Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
- В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
- Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
- Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?
- Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
- Что такое зона ближайшего развития?
- Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
- Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.
- Что понимается под обученностью?
- Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
- Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
- Что понимается под обучаемостью?
- Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
- Чем отличается общая обучаемость от специальной?
- Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?
Список литературы
|
|
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
- Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
- Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
|
|