Это сверх «четверки» и уже на «пятерку». Маршрут должен проходить по скалистому берегу Байкала. Его протяженность 50-60 км. Сегодня что-то песни «не идут»

Надо спать. Послали сегодня двоих за вином для прощального ужина. На это напросились самые заядлые керосинщики: Тоболенкова и «кардинал» Толя. Но они вернулись только в 2 часа ночи. Встали в 7 часов, не спеша, собираемся. В 9-30 должен быть пароход. Наши приятели-рыбаки со вчерашнего сейнера вернулись с ночного лова и дали нам 8 огромных омулей. Сварили колоссальную уху. Такой ухи, я думаю, мало, кто из нас ел – вкус изумительный! Купаемся в Заглинском заливе. Вода очень теплая. Из-за мыса показался дымок Комсомольца. Погрузились и устроились с шиком на верхней палубе. Отдыхаем, поем песни и даже отмылись в душе. Но, к сожалению, всякому блаженству когда-нибудь приходит конец. Через 6 часов подошли к Бугульдейке, где группа из 9 человек уходит по берегу к бухте Песчаной, а остальные продолжают плыть. В составе группы: Гена и Саша -- инструкторы, Саша (Мурманск), Валентин и Геля (Мончегорск), Галя (Ижевск), Олег (Москва), Толя-кардинал (Красноярск) и я. На берегу пополнили запасы продуктов и пошли. Здесь мы видим настоящий Байкал. Очень чистая и довольно теплая вода, берег в основном – скалистый. Изредка встречаются небольшие каменистые, а иногда и песчаные пляжи. Песок крупный, очень чистый..9 Обычно чуть повыше – неширокая терраса, поросшая в основном сосной, лиственницей и березой. Идем очень быстрым темпом, любуемся Байкалом. Пересекли реку Курту, которая течет под камнями, Место для ночевки выбрали очень хорошее на террасе, кругом огромные лиственницы. Побалагурили и спать.

После завтрака снова идем вдоль живописных берегов, но путь сегодня труднее, больше скал, часто приходится спускаться и идти берегом, прыгая, как козы. Особенно, трудно идти по песку, поэтому часто поднимаемся вверх и идем по заросшей террасе. Там тропа не очень хорошая и часто теряется. Встречаем много грибов. На уютном пляжике варим обед. Обед необычный – сначала чай, а затем грибной суп и снова чай. Ложимся отдыхать. Во время сна нашего кардинала так разрисовали губной помадой, углем и зубной пастой, что смеялись минут сорок после того, как он проснулся. А Толя был специалист почудить, а в разрисованном виде он был бесподобен! Сегодня на нашем пути впадающих речек нет. Правда, встречаются грязные озерца, отделенные от Байкала. Возможно, в какое-то из них впадает речка Лохматая. После обеда немного поблудили, так как по рассказу встретившегося нам рыбака до Харгино осталось 10-15 км, а его все нет и нет. Перед крутым прижимом пришлось нам идти вверх по ущелью, решив пройти верхом, по гольцам, минуя прижимы. Мы забрались вверх высоко и далеко, потеряли на этом час, но зато перевалили спускающиеся к Байкалу три отрога хребта, и только в 9 остановились на ночлег. Очень устали, но прошли 20 км. Сегодня не до песен, очень хочется спать. Ночью нас съедали комары.

Встали поздно, так как чувствуем, что до цели уже близко. И действительно через 5 км мы были уже в Харгино. Эти 5 км шли верхом по «видовой» тропе, любуясь пейзажами. Чем ближе к цели, тем больше чувствуется какая-то вялость и сожаление, что поход заканчивается. Харгино это несколько заброшенных домиков и старый причал. Раньше отсюда вывозили гравий на стройки. У причала стоят несколько баркасов и сейнеров. Я попросил у рыбаков омуля. Нам дали 3 штуки. Значит, на обед будет уха. Отсюда до Песчаной всего 9 км. Туда ведет основная тропа верхом, по гольцам. Но мы решаем идти по трудным скальным тропам вдоль берега. На одной из вершин видели 10 несколько каменных столбов, похожих на красноярские. Находим много брусники. Сначала шли очень хорошо, но потом начались трудные места. Валентин и Геля срывались, но к счастью им удавалось задержаться. Впереди видим еще несколько трудных прижимов. Спускаемся вниз, к самому берегу. У прижима группа разделилась: Саша, Геля и я вошли водой у самых отвесных скал, держа рюкзаки на голове. Глубина у утесов не большая, плохо только, что камни под ногами скользкие. Но вот и это препятствие позади, поднимаемся к основной группе. Еще несколько километров пути и мы на хорошей тропе. Спускаемся в бухту Сенную. Здесь полно плановых туристов из турбазы в Песчаной. Добыли у них хлеба, сварили отличную уху, компот, искупались. Вода – просто диво! Осталось около 5 км. Их мы прошли по хорошей тропе.

Шутим: «Здесь можно и на машине проехать!» И вот мимо треугольной скалы – «Колокольни» сваливаемся в цивилизованный мир – бухту Песчаную. Здесь 11 действительно чудесный песчаный пляж. На берегу турбаза, экспедиция Сибирского Филиала АН и метеостанция.

Здесь встречаем первых наших. Они пришли для встречи по волейболу с плановыми туристами. Начались рукопожатия и объятия. Как приятно встретить товарищей после двухнедельного пребывания в тайге.

Наш лагерь расположен в 4 км от турбазы, к которой мы вышли, они в бухте Бакланьей. Идем к своим. И вот нас уже встречает выстроенный лагерь. Какой нам почет! Трогательная церемония встречи. Нас покормили, 12 угостили традиционным компотом. И снова встречи, рассказы, новые знакомства. Я теперь свой у своих – ленинградцев, москвичей, сахалинцев и мурманчан. Сама бухта очень красива. От ее середины отвесные скалы переходят в сравнительно низкий каменистый берег, но пляж, увы, не песчаный!

Наутро для нас подъема нет, вылезаю из палатки, светит яркое солнце, отражаясь в Байкале. Брожу по лагерю и окрестностям. Как-то странно: никуда не надо идти, в темпе собирать рюкзак. Не могу найти себе места. До обеда все готовятся к экзаменам на звание «Инструктор туризма». Готовлюсь и я. Знакомлюсь с остальными мурманчанами. Это Миша, Валерка, который заслужил грамоту за приготовление вкусных таежных обедов. Еще три девочки, неразлучные подруги, как московские «мушкетеры»: Таня – спортивный работник, Тамара – инструктор обкома комсомола, а Маша – художница.