На другой день мы просто отдыхаем: купаемся, стираем, загораем. А шум реки как-то умиротворяет

22 июля встали очень рано. Надо перевалить Химсу. Идем вниз по Бзыби. Дошли до мостика и вверх по тропе к перевалу. Пейзаж однообразный, но есть цель и мы к ней стремимся. За небольшим снежником перевал. Едим мороженое из сгущенки, традиционные фото и вниз. Спускаемся по тропе, ведущей на отрог Дзыхва. Здесь уже пахнет цивилизацией: встречаются овцы и пастухи. На пологом участке останавливаемся, торопимся поставить лагерь, так как приближается гроза. Успели! Приятно лежать в сухой палатке, когда по ней барабанит дождь.

23 июля идем по хребту Дзыхва. Через 3 часа мы у озера. Перекусываем, купаемся. Здесь уже невысоко, примерно 350 м от уровня моря. Идем еще около 5 км и останавливаемся. Ночью долго не хочется спать, лежу и смотрю на звезды. А там все в движении: спутники, кометы, ярко мерцают звезды. И ты понимаешь и чувствуешь, что космос живет своей таинственной жизнью. А мы лишь маленькая его частичка!

Июля встали очень рано. Спускаемся с хребта Дзыхва к реке Гумиста. Это 18 км. Далее шагаем вдоль ее к пос. Цибери.Это еще 12 км. Зато здесь мы садимся в автобус и едем в Сухуми, где тепло прощаемся с ребятами. Они уезжают в Ленинград, а мы с Вадимом Косинским собираемся закончить отпуск в Крыму, где я давно мечтал побывать.

Переночевав на турбазе, мы попытались купить билеты на самолет до Симферополя или на теплоход. Но безуспешно. Поэтому на следующий день уезжаем поездом до Краснодара, а далее другим поездом через Новороссийск и Керчь едем до Джанкоя, затем электричкой в Симферополь. Здесь получаем и отправляем посылки с нужными и ненужными вещами, покупаем на 3 июля билеты на самолет и отправляемся в Нижнегорск. Там живет мой старый друг Николай, с которым мы служили во флоте. Коля нас очень тепло встретил, вспомнили былое. А на другое утро он на своем жигуленке отвез нас,в Судак. Там в центре поселка на вертолетной площадке радистом работает друг Вадима. Встретились, и он поселил нас в гостевой комнате служебного домика. Так решился вопрос с жильем. А дальше началась насыщенная экскурсиями и изучением достопримечательностей неделя в Крыму.

День первый. Утром, взяв с собой провиант, мы отправились на мыс Меганом. Это примерно 12 км. Пройдя поселок и длинный полупустынный пляж, мы подошли обрывистому берегу. Здесь море подпирала фигурная стенка из песчаника. Вдоль берега тропка. Удивительный материал песчаник, каких только причудливых фигурок из него не наделала Природа! Видишь башенки, колонны, изделия, напоминающие каких-то животных! Я думаю, что у Природы фантазия побогаче нашей. Здесь на берегу встречаются небольшие галечные пляжики. Но из песчаника кое-где вылезает растительность: травка, кустики малины, смородины. Жизнь пробивает себе место! В двух местах мы нашли источники. Вода, правда, жесткая, но пить можно. До этих мест от Судака 10-12 км, но зато здесь никого!

А наверху к обрыву подходит плоская равнина, покрытая чахлой растительностью. Там расположилась воинская часть, охраняющая побережье. Ведь недалеко и нейтральные воды. Наша экскурсия оказалась не только интересной, но и приятной: мы часто купались, загорали, вели живые беседы. Только к вечеру вернулись в свою комнатку.

День второй. Он у нас с меньшей нагрузкой. Сегодня идем знакомиться с Генуэзской крепостью. Эта крепость была построена в 14 веке, когда потомки римлян, в частности генуэзские купцы стремились к созданию свои колоний в Черноморье. Сегодня от крепости остались лишь руины. Но они впечатляют: толстые высокие стены, башни, внутренние постройки. Видя это, пытаешься представить, как же все это выглядело 600 лет тому назад. Приплывали суда с товарами, бойко шла торговля, суетились люди в старинной одежде, текла жизнь со своими радостями, сложностями и трагедиями - все было проще, чем сегодня. Под впечатлениями от размышлений идем к морю купаться.

День третий. 31 июля я еду на экскурсию в Ялту. Небольшой теплоход идет вдоль берега. Новый Свет глаз особенно не привлекает: широкий, замусоренный пляж, А вдали крутые склоны отрога гор. В их глубине знаменитые винные подвалы, построенные князем Голицыным, который организовал первый в России завод шампанских вин. Считаю, что Судак по сравнению с Новым Светом с моря значительно привлекательней.

Вдоль берега вьется шоссе, затем оно уходит вверх. Долго не видно никаких населенных пунктов лишь пустынные серые холмы у берега. По мере нашего движения все выше возносятся Крымские горы. Проплываем мимо поселков Рыбачье, Солнечногорск. Шоссе снова спустилось к берегу, поселки, палатки, высокие горы подходят прямо к берегу. Напротив нас Алушта - большой красивый поселок под горой. Вдали показалась гора, похожая на бегемота. Это мыс Аю-Даг, там очень живописный берег. Еще один мыс. Показалась Ялта. Город с множеством красивых построек окаймлен высокими горами. Нам дали 3 часа на осмотр города. Но меня интересует, прежде всего, Ливадия - дворец, построенный арх. Красновым в 1909 г. Он знаменит тем, что в нем проходила конференция союзников по борьбе с фашистами. У входа знаменитый Инкерманский Камень, внутри итальянский дворик, во дворце красивейший паркет. Интерьер в стиле ампир. Вот кабинет Николая II, вот кабинеты Рузвельта, Черчилля, английская биллиардная, камин Потоцкого. Отсюда так веет историей, важными событиями прошлого. Полон впечатлений, я возвращаюсь на теплоход.

День четвертый. Эту ночь нам пришлось спать «под забором», так как хозяева ждут высоких гостей и боялись неприятностей за поселение нас в гостевую комнату. Утром после завтрака отправились посмотреть на Новый Свет. Это 6 км по шоссе. В этом поселке несколько пансионатов, завод шампанских вин и очень живописные скалы, обрамленные горами. Сквозь гору Караул-Оба проходит пещера «Грот Шаляпина» с удивительными акустическими свойствами, а за ней Царский пляж. Под другой горой расположен гигантский грот «Винотека князя Голицина». В Новом Свете очень красивая, полная роз набережная, а под ней пляж. Мы накупались, позагорали и домой. Начальство же улетело, поэтому спокойно ужинаем в своей комнате.

День пятый. Он последний в Судаке. С утра зарядка, завтрак, бриться и на море. Пошли мы на скалы под горой Арок, через которую по тоннелю идет дорога на Меганом. Дальше тропа обрывается. Теперь вещи в руку и вплавь на камни под невысокой скалой в тысячи тонн, которая, кажется, вот-вот рухнет. Солнечно, но не жарко. Лежим на огромных камнях в воде. Купаемся, загораем. Вечером прощальный ужин с Массандровским марочным вином в компании с нашим хозяином Колесником А.Е., ст. радистом вертолетной площадки.

День шестой. В 7-00 теплоход «И. Айвазовский» отчалил из Судака. Плывем мимо Алчека, мыса Меганом, пос. Крымское приморье. На берегу красивые скалы, но зелени практически нет. Вот Карадагский вулкан. Его скалы возвышаются над морем на 400 м и напоминают сказочную крепость с башнями, бастионами и крепостной стеной. Отдельно возвышается «Наблюдательная башня». Вижу резвящихся дельфинов. Поворот налево и мы заходим в бухту пос. Планерское, где дом творчества Коктебель. Проплываем мимо пос. Орджоникидзе, видны купола Крымской обсерватории. За мысом показалась Феодосия. Город расположился на спускающемся к морю пологом склоне уже низкого здесь Крымского хребта. А дальше камера хранения, телефон, пляж и галерея Ивана Константиновича Айвазовского.

Феодосия это, конечно уже, город, а не поселок, и главной его достопримечательностью является картинная галерея великого художника Айвазовского. Его амплуа - вода, точнее море. В более, чем 6000 картин он передал с исключительным мастерством море в различных ракурсах и состояниях, в различных местах и в разное время суток. Его творения, я думаю, никого не оставляют равнодушным. Галерея огромна. У картин прекрасное освещение. На меня особенно впечатление произвели следующие полотна. «От штиля к урагану», отражающее тревожный цвет моря и неба, «Среди волн» со шлюпкой и спасенными моряками, «Путешествие Посейдона по морям», устремляющее наше воображение в мифологию, «Ниагарский водопад», отражающий величие и энергию воды, «Буря на ледовитом океане» - сражение между ветром и застылой водой. Здесь я увидел чудесные пейзажи: «Туманное утро в Италии», «Жатва», «Обоз чумаков», «Группа облаков», «Мыс Фиолет», элегическое полотно «Наполеон на о. Святой Елены», чуть-чуть раскрывает творца картина «Мастерская художника».

В этом году мой отпуск полон впечатлений, в нем горный туризм переплелся с обычным так насыщенным яркими воспоминаниями. Мне было очень приятно о них рассказывать, но в Симферополе меня ждет самолет.