Ледовый мостик

В 1984 г. я планировал снова сходить в район Архыза. Меня привлекали там перевалы Медвежий, Магана, Ложный Кизгич и Кизгич. Все они категории 1-Б и все, за исключением Ложного Кизгича, в Главном Кавказском Хребте. Маршрут прошел бы через них змейкой вдоль Хребта. По категории сложности это - «двойка». Из-за этого ряду моих традиционных спутников проходить эти перевалы было бы трудно.

Поэтому оставляю объявление в клубе туристов. И вот отклик. В походе соглашаются принять участие молодые топографы Саша Жданов, Кулик Володя, Герасимов Андрей, Кельдышев Сергей, Дима Попов и Потахина Таня. Ребята мне очень понравились: энергичные, жизнерадостные, главное - целеустремленные. Кроме них готов идти уже ходивший со мной Вадим Косинский. А дальше - обычные сборы: билеты, уточнение маршрута, подготовка снаряжения и другие хлопоты.

Июля поездом №11 мы выехали. У ребят гитара, так что вечерами будет не скучно. В пути распределяем снаряжение, продукты, знакомимся.

Июля рано утром приехали в Невинномысск, а в 8-40 уже едем автобусом в Архыз. Отсюда после регистрации маршрута в КСС мы двинулись в путь. Наша задача на сегодня - пройти около 8 км, до дороги, ведущей на Софию. Погода прекрасная, воздух просто пьянит. Со всех сторон нас обступают горы, густо поросшие лесом. Рядом течет река Зеленчук. Её через 3 км выше образуют слияние рек Кизгич и Псыш. Уже за полдень, нежарко, а потому идти легко. А вот еще слияние: справа в Псыш вливается р. Архыз. Но надо пройти еще пару километров до р. София, которая вольется слева. Наконец, мы у цели. Ставим палатки, начинается походная жизнь.

Июля встречает нас солнечной, ясной погодой.

Наш путь сегодня вверх по Псышу до впадения в него реки Аманауз. Это примерно 10 км. С каждым шагом горы как бы сжимают реку, долина преобразуется ущелье. Идем, беседуем. Рассказываю об этих местах. Их я проходил в 1978 г. после перевала Браконьеров по пути на перевал Наур. За разговорами время пути прошло незаметно. В устье Аманауза останавливаемся на красивой поляне и отправляем часть продуктов и бензина вверх по Псышу в заброску. Идут Саша, Володя и Андрей. А мы ставим лагерь и готовим обед. Через 3,5 часа ребята возвращаются, дело сделано. Отдыхаем. Володя Кулик берет гитару. Е него необычный для меня репертуар: баллады, шутливые песни, а не затасканные песни известных бардов. Мне запомнилась шотландская песенка «Спляшем, Пегги, спляшем» и про вершину Софруджу.

Июля уходим вверх по р. Аманауз к перевалу Медвежий. Тропа в лесу, в тени, поэтому идти легко. Вот лес закончился, и по заросшим моренам поднимаемся в нижний цирк. Решили остановиться у ручья на ночевку.

Июля. Встали рано. Поднимаемся в верхний цирк под перевалом. Но погода портится. Начинается гроза. Ждем под накидками: штурмовать перевал в такую погоду нельзя. Стоим час, другой, но дождь не прекращается. Уже 12, а просвета в облаках нет. Пожалуй, надо оставаться на вынужденную ночевку. Когда дождь немного утихает, ставим палатки и с хмурыми лицами готовим обед, он же и ужин.

16 июля. Утро серое. По небу плывут клочковатые облака, но не капает. Быстро собираемся. Впереди небольшой ледник, а перед перевалом 17,18 Медвежий крутой снежник. Саша взбирается первым и бросает веревку. По ней относительно легко поднимается и вся группа. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Бзыби, но, к сожалению, он в плотной синей дымке. В ней где-то далеко можно разглядеть и перевал Химса, которым мы будем завершать наш поход. Полюбовались и тоже по крутому снежнику спускаемся. Дальше крутизна не превышает 20°, и мы траверсируем склон Главного Хребта на Восток, к перевалу Магана. Затем снежник выполаживается, переходя в закрытый ледник. Так мы прошли около 8 км. До Маганы остается менее километра. На относительно плоском участке под защитой скальных выступов решаем остановиться на ночь.

Утром 17 июля по взмывающему вверх снежнику идем к перевалу Магана. Поутру снег плотный и идти легко. Через 1,5 часа мы на перевале. Погода хорошая, что еще больше поднимает наше настроение. С перевала открывается панорама долины р. Псыш, но наш следующий перевал Кизгич Ложный почти закрыт вершиной Токмак-Кая. Подперевальный снежник крутой и мы осторожно спускаемся, страхуя себя ледорубами. Дальше по снежнику, а затем по морене идем к знакомому мне озеру под перевалом Наур. Далее спускаемся на красивейшую Псышскую поляну. Здесь останавливаемся на обед. Те же Саша, Володя и Андрей идут за оставленной ими заброской. После обеда переправляемся через Псыш со страховкой с помощью веревочных перил и на удобном месте с чувством