Общие положения оценки

В условиях рыночных отношений ведущую роль среди ключевых элементов стоимости играют нематериальные активы. В распоряжении организации (компании) могут находится следующие нематериальные активы:

· результаты интеллектуальной деятельности: собственная технология в форме патентов, изображений, промышленных образцов, моделей, авторских прав, специальных ноу-хау и др.;

· средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ, услуг: название компании и её торговые марки (репутация товара, услуг и знака обслуживания – бренды), лицензии, права использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС);

· человеческие ресурсы: умения, навыки и способности персонала фирмы;

· организация и культура: культурные ценности, принятые в форме социальные нормы.

Чтобы понять, какой вклад вносит каждый из видов нематериальных активов в компанию, необходимо оценить их стоимость.

Оценка нематериальных активов проводится для целей:

- внесение в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;

- ведения бухгалтерского учёта и налогообложения определённой стоимости залога;

- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

Оценка объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в составе нематериальных активов проводится в основном рыночным методом.

Внутренняя оценка нематериальных активов (за исключением ОИС) и запасов проводится индексным методом с учетом результатов проведенной в установленном порядке инвентаризации.

Базой для оценки нематериальных активов является балансовая стоимость, отраженная в бухгалтерском учете и отчетности, по состоянию на первое число месяца, на которое проводится оценка.

Оценочная стоимость (Соц) нематериальных активов определяется по формуле:

Соц = Сост х К,

где Сост - остаточная стоимость нематериальных активов (за исключением ОИС) на дату оценок;

К – коэффициент пересчета, равный единице.

Оценочная стоимость (Соц) запасов определяется по формуле:

Соц = Сб х К,

где Сб – балансовая стоимость запасов на дату оценки;

К – коэффициент пересчета, равный индексу цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения.

Индекс цен применяется за месяц, предшествующий дате оценки к дате постановки на бухгалтерский учет.

Оценка рыночным методом проводится в соответствии с государственными стандартами СТБ 52.0.01-2007, СТБ 52.5.01-2007 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка объектов интеллектуальной собственности».

Результат оценки рыночным методом оформляется в соответствии с законодательством.

Трудности оценки представляют объекты интеллектуальной собственности.

Этапы оценки и учёта прав на использовании ОИС:

1) определение объекта оценки и учёта

- патенты, лицензии, свидетельства, изобретения, образцы, модели,

товарные знаки, бренды

2) определение принадлежности ОИС к объекту учёта

- описание к патенту (свидетельству и т.д.)

- предъявленный ОИС

3) определение действительности охранного документа

- по объёму прав

- по территории

- по срокам

4) определение своевременности отражения в учёте

- договор (наличие и дата регистрации)

- регистры бух. учёта (дата отражения)

5) определение правильности отражения в учёте

- счета (04,08,05 и др., забалансовый 012)

- формирование учёта стоимости

- начисление амортизации

- использование ОИС по лицензионным договорам

- начисление и уплата налогов

- опись карточек ОИС, актов движения

Особую трудность для оценщиков объектов интеллектуальной собственности предоставляет оценка товарных знаков.

К расчёту стоимости товарного знака применяются две следующие формулы.

Первая формула используется при определении цены ОИС как рыночной стоимости:

С¹= [(С1 + С2 + С3) Х К1 Х К2 + (Аr х р х Т)] Х R,

где С1 – приведённые затраты на создание ОИС, т.е. затраты на дизайн; руб.,

С2 – приведённые затраты на правовую охрану ОИС, руб. (оформление заявочных материалов на получение свидетельства, переписка по заявке, оплата пошлин за подачу заявки, за проведение экспертизы, за получение свидетельства и поддержание в силе и т.п.);

С3 – приведенные затраты на маркетинговые исследования, руб.;

Аr – годовой объём использования (продаж ОИС) в приведённом стоимостном выражении, руб.;

р – среднестатистическая ставка роялти;

Т – срок полезного использования ОИС (не более срока деятельности предприятия);

R – коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС и наличие конкурирующих товаров на рынке;

К1 - коэффициент длительности использования и эстетического восприятия, численные значения которого определяет экспертным путём;

К2 – коэффициент, учитывающий степень морального старения ОИС.

Вторая формула используется при определении цены ОИС по прибыли (доходу), которую получит предприятие, покупая данный объект:

С² = К3 Х П р.п. х R,

где С² - доля приведённой прибыли (дохода) от использования товарного знака, знака обслуживания за срок полезного использования, руб.;

К3 – коэффициент, учитывающей характер производства продукции, маркированной товарным знаком;

П р.п. – будущая приведённая прибыль от реализации продукции, защищённой товарным знаком, руб.

Оценка бренда в отличие от оценки товарного знака является более комплексной и многогранной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: