В условиях рыночных отношений ведущую роль среди ключевых элементов стоимости играют нематериальные активы. В распоряжении организации (компании) могут находится следующие нематериальные активы:
· результаты интеллектуальной деятельности: собственная технология в форме патентов, изображений, промышленных образцов, моделей, авторских прав, специальных ноу-хау и др.;
· средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ, услуг: название компании и её торговые марки (репутация товара, услуг и знака обслуживания – бренды), лицензии, права использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС);
· человеческие ресурсы: умения, навыки и способности персонала фирмы;
· организация и культура: культурные ценности, принятые в форме социальные нормы.
Чтобы понять, какой вклад вносит каждый из видов нематериальных активов в компанию, необходимо оценить их стоимость.
Оценка нематериальных активов проводится для целей:
- внесение в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
|
|
- ведения бухгалтерского учёта и налогообложения определённой стоимости залога;
- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.
Оценка объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в составе нематериальных активов проводится в основном рыночным методом.
Внутренняя оценка нематериальных активов (за исключением ОИС) и запасов проводится индексным методом с учетом результатов проведенной в установленном порядке инвентаризации.
Базой для оценки нематериальных активов является балансовая стоимость, отраженная в бухгалтерском учете и отчетности, по состоянию на первое число месяца, на которое проводится оценка.
Оценочная стоимость (Соц) нематериальных активов определяется по формуле:
Соц = Сост х К,
где Сост - остаточная стоимость нематериальных активов (за исключением ОИС) на дату оценок;
К – коэффициент пересчета, равный единице.
Оценочная стоимость (Соц) запасов определяется по формуле:
Соц = Сб х К,
где Сб – балансовая стоимость запасов на дату оценки;
К – коэффициент пересчета, равный индексу цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения.
Индекс цен применяется за месяц, предшествующий дате оценки к дате постановки на бухгалтерский учет.
Оценка рыночным методом проводится в соответствии с государственными стандартами СТБ 52.0.01-2007, СТБ 52.5.01-2007 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка объектов интеллектуальной собственности».
Результат оценки рыночным методом оформляется в соответствии с законодательством.
Трудности оценки представляют объекты интеллектуальной собственности.
|
|
Этапы оценки и учёта прав на использовании ОИС:
1) определение объекта оценки и учёта
- патенты, лицензии, свидетельства, изобретения, образцы, модели,
товарные знаки, бренды
2) определение принадлежности ОИС к объекту учёта
- описание к патенту (свидетельству и т.д.)
- предъявленный ОИС
3) определение действительности охранного документа
- по объёму прав
- по территории
- по срокам
4) определение своевременности отражения в учёте
- договор (наличие и дата регистрации)
- регистры бух. учёта (дата отражения)
5) определение правильности отражения в учёте
- счета (04,08,05 и др., забалансовый 012)
- формирование учёта стоимости
- начисление амортизации
- использование ОИС по лицензионным договорам
- начисление и уплата налогов
- опись карточек ОИС, актов движения
Особую трудность для оценщиков объектов интеллектуальной собственности предоставляет оценка товарных знаков.
К расчёту стоимости товарного знака применяются две следующие формулы.
Первая формула используется при определении цены ОИС как рыночной стоимости:
С¹= [(С1 + С2 + С3) Х К1 Х К2 + (Аr х р х Т)] Х R,
где С1 – приведённые затраты на создание ОИС, т.е. затраты на дизайн; руб.,
С2 – приведённые затраты на правовую охрану ОИС, руб. (оформление заявочных материалов на получение свидетельства, переписка по заявке, оплата пошлин за подачу заявки, за проведение экспертизы, за получение свидетельства и поддержание в силе и т.п.);
С3 – приведенные затраты на маркетинговые исследования, руб.;
Аr – годовой объём использования (продаж ОИС) в приведённом стоимостном выражении, руб.;
р – среднестатистическая ставка роялти;
Т – срок полезного использования ОИС (не более срока деятельности предприятия);
R – коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС и наличие конкурирующих товаров на рынке;
К1 - коэффициент длительности использования и эстетического восприятия, численные значения которого определяет экспертным путём;
К2 – коэффициент, учитывающий степень морального старения ОИС.
Вторая формула используется при определении цены ОИС по прибыли (доходу), которую получит предприятие, покупая данный объект:
С² = К3 Х П р.п. х R,
где С² - доля приведённой прибыли (дохода) от использования товарного знака, знака обслуживания за срок полезного использования, руб.;
К3 – коэффициент, учитывающей характер производства продукции, маркированной товарным знаком;
П р.п. – будущая приведённая прибыль от реализации продукции, защищённой товарным знаком, руб.
Оценка бренда в отличие от оценки товарного знака является более комплексной и многогранной.