Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов

В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность.

Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после Гражданской войны в США с 1776 по 1787 год, союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 годах. На сегодняшний день конфедераций как таковых не существует, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский союз).

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество, так же как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное в основном насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX века (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Государственный (политический) режим. Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Государственный режим характеризуется правовыми или не правовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия ( от греч. demos - народ и kratos - власть) - народовластие - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима:

ü широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;

ü наличие у властных органов мандата народа;

ü наличие рыночной, саморегулирующей экономики;

ü многообразие форм собственности;

ü свобода экономической и предпринимательской деятельности;

ü верховенство права, независимость правосудия (суда);

ü принцип разделения властей;

ü идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;

ü принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, то есть выборные, органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах Федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент РФ; в субъектах Федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации, на местном уровне - органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

При тоталитарном режиме (от лат. totalis - весь, полный) государство осуществляет тотальный, то есть полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества

В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и не правовыми методами осуществления своих полномочий.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Ирак, Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.

Конституция РФ 1993 года в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления - республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей.

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: