Закон как источник права. Законодательство

Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающей высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Признаки закона:

во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права;

во-вторых, закон - акт строго определенных, высших по статусу субъектов в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (федерации, республики) или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «все под силу», он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается». Например, хотя залог как средство обеспечения обязательств и был предусмотрен в действовавшем с 1992 года гражданском законодательстве, но до Закона «О залоге» еще не было норм, которые бы закладывали основы регулирования залоговых отношений в полном объеме.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т. е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т. е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране. Необходимо, однако, иметь в виду, что в прошлом (да и в настоящее время) в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимались не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные постановления правительства). В принципе же, в состав законодательства допустимо включать нормативные акты, например указы Президента, изданные в порядке делегирования законодательных правомочий, т. е. переданных ему законодательным органом.

Законодательство имеет свою систему, которая в основном соответствует системе права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: