Гражданство эмигрантов

В случае выезда человека из своей страны для постоянного или неопределенно длительного проживания за границей часто встает вопрос о его гражданстве. Известно, что гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии с Законом СССР о гражданстве СССР 1978 г. вступление советского гражданина (гражданки) в брак с иностранцем не влечет изменения гражданства супругов (ст. 4), а проживание гражданина СССР за границей само по себе не влечет утраты советского гражданства (ст. 5). В настоящее время за рубежом постоянно живет около 150 тыс. советских граждан, которые, будучи эмигрантами, остаются равноправными гражданами СССР. Конституция СССР (ст. 33) устанавливает, что граждане СССР, проживающие за границей, пользуются защитой и покровительством Советского государства. Они не могут быть лишены права на въезд в Советский Союз. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек волен возвращаться в свою страну (п. 2 ст. 13). В Международном пакте о гражданских и политических правах указано, что «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (п. 4 ст. 12).

По советскому законодательству, въезд в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, основывается на разрешительном порядке ". В 1986 г. было уточнено, что он может быть временно не разрешен лишь в исключительных случаях, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов советских граждан и других лиц.

Можно считать, что в данном отношении советское законодательство в целом соответствует международному праву и практике. Однако известны случаи, когда намерение советских граждан въехать в СССР наталкивается на бюрократические препятствия. Поэтому соответствующие ведомственные инструкции должны полностью обеспечивать соблюдение такого важного для гражданина СССР права, даже если он является эмигрантом.

Представляется, необходимо уточнить формулировку ст. 39 Консульского устава СССР. В ней говорится, что консул имеет право выдавать, продлевать, погашать визы на въезд в СССР. Следовало бы установить, что консул обязан выдавать и продлевать визы на въезд в СССР советским гражданам, постоянно проживающим за границей, при отсутствии ограничений, предусмотренных Положением о въезде в СССР и о выезде из СССР.

В ряде стран въезд в них своих граждан, постоянно проживающих за границей, регулируется иммиграционным законодательством. Так, в соответствии с Законом Великобритании об иммигрантах из стран содружества 1962 г. были введены ограничения на свободный въезд в нее граждан содружества, не имеющих с ней «специфической связи», т. е. в случае приобретения ими гражданства содружества не в самой Англии.

Что касается сохранения эмигрантами гражданства страны своего происхождения, то в СССР законом определены случаи возможной его утраты: добровольный выход из гражданства СССР, лишение гражданства и изменение гражданства в соответствии с международными договорами СССР (ст. 16 Закона СССР о гражданстве СССР). При всех других обстоятельствах эмигрант из СССР продолжает оставаться его гражданином. Что же происходило на практике?

Известно, что лица, выезжавшие из СССР на жительство за границей по так называемой «израильской визе», автоматически лишались советского гражданства. Соответственно, таких лиц следует относить к разновидности эмигрантов, которая известна под названием экспатриантов (лица, утратившие гражданство в добровольном или принудительном порядке при выезде на жительство за границу). Такая практика противоречит как международному праву (согласно ст. 15 Всеобщей декларации прав человека никто не может быть произвольно лишен своего гражданства), так и Закону о гражданстве СССР 1978 г., в котором установлено, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Как уже отмечалось, эмиграция сама по себе не может квалифицироваться в указанном смысле.

Иногда эмигрантов ошибочно именуют беженцами. В отличие от экспатриантов, являющихся разновидностью эмигрантов, беженцы представляют собой особую категорию лиц. К ним относятся те, кто вынужден покинуть свою страну в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. По Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколу к ней 1967 г. (СССР не участвует), их определяют как лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться ее защитой вследствие таких опасений.

Очевидно, что эмигранты из СССР, выезжающие в основном по семейным или социально-бытовым мотивам, не должны считаться беженцами, как их хотят представить отдельные официальные лица в США. Так, американский конгрессмен Ч. Шумер заявил, что он будет добиваться увеличения квоты на въезд в США беженцев из Советского Союза (при этом он имел в виду граждан еврейской национальности, стоящих на очереди за получением в посольстве США в Москве въездных американских виз).

В Итоговом документе Венской встречи выражено согласие 33 европейских стран, а также США и Канады полностью уважать их обязательства по международному праву, в частности в том, что каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее. Они согласились также благожелательно рассматривать ходатайства, касающиеся воссоединения семьи или заключения брака между гражданами различных государств, уважая пожелания лиц в отношении страны, в которой они хотели бы проживать и которая готова их принять.

Взаимозависимость государств и единство мира имеют многообразные аспекты и проявляются в том числе и в миграции граждан. Гуманитарный подход требует от государств совершенствования сотрудничества в целях обеспечения того, чтобы каждый человек пользовался правами, присущими всем членам человеческой семьи.

В своем докладе «Задачи консульской службы СССР в условиях перестройки в свете решений XIX Всесоюзной партконференции» от 27 декабря 1988 г. Э. А. Шеварднадзе подчеркнул: «Мы со всех сторон заинтересованы в том, чтобы эмигранты были с теми, кто способствует развитию отношений между страной своего обитания и Советским Союзом. Нам не должно быть безразлично то, как соблюдаются гражданские и социальные права этих людей. Есть ли у них возможность изучать родной язык, хранить культурное наследие, приобщаться к духовным и художественным ценностям Родины. Там, где для этого нет условий, помогать создавать их. Противодействовать любым формам дискриминации эмигрантов из Советского Союза, какой бы национальности они ни были».

Эта оценка должна быть положена в основу нового подхода к делам и заботам большого числа наших соотечественников за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: