Дискретно-эмоциональный подход и шкала дифференциальных эмоций

Теория дифференциальных эмоций утверждает, что основные эмоции и некоторые другие аффективные состояния качественно различны и могут быть дифференцированы в самоотчете в специфических для каждого аффекта терминах.

Каждый испытуемый получает конверт, содержащий описание цели эксперимента, инструкцию, 8 наборов ШДЭ и ПШ (скрепленных вместе), по одном}' для каждой из 8 отдельных эмоциональных ситуаций. Затем испытуемым называют одну из основных эмоций и просят припомнить ситуацию или событие из их жизни, в которых эта эмоция сильно переживалась, коротко описать это событие и, наконец, представить его как можно более живо, заполняя ШДЭ и IIШ. Порядок предъявления ШДЭ и ПШ может быть случайным для каждой эмоциональной ситуации.

Порядок, в котором предлагается каждая из эмоций, определяется самими испытуемыми. Однако, поскольку воспоминание об одной ситуации может ослабить яркость, с которой припоминаются или переживаются последующие ситуации, испытуемых просят представить и оценить лишь по одной ситуации в день, но не менее трех в неделю.

Когда человек пытается представить себе определенную эмоцию, в его сознании возникает набор разных эмоций, причем показатели основной эмоции оказываются наиболее высокими, хотя показатели других динамически связанных эмоций также повышаются.

4.4. Карта тестов "Причины и следствия эмоций"

Для того чтобы более систематически изучить поведенческо-эмоциональные связи, К. Изард разработал тест, называемый "Причины и следствия эмоций". В этом тесте предъявляется набор фотографий, представляющих все основные эмоции, и относительно каждой из них участник эксперимента пишет короткое заключение, пытаясь угадать мысли, чувства и действия, которые привели к данной эмоции, а также мысли, чувства и действия, которые последуют из-за переживания данной эмоции.

Модифицируя эту методику К. Изарда, мы включили в нее дополнительные задания.

Причины и следствия интереса.

В исследовании различных эмоциональных ситуаций испытуемых просят дать краткое описание ситуаций, которые связаны в их представлении с переживанием различных эмоций.

Причины и следствия радости.

При изучении паттерна эмоций в радостной ситуации испытуемых просят назвать те события и явления, которые, по их мнению, ведут к радости.

Как и в случае с каждой эмоцией, специфические детерминанты и следствия радости у конкретного человека являются в какой-то мере индивидуальными.

Причины и следствия страдания и горя.

При изучении паттерна эмоций в ситуации страдания и говоря испытуемых просят назвать те события и явления, которые, по их мнению, вызывают эти эмоции (чувства), а также указать мысли, чувства и действия, которые последуют из-за переживания этих эмоций.

Причины и следствия гнева, презрения, отвращения.

Испытуемые отвечают на следующие вопросы:

- Как (под влиянием чего) возникают гнев, презрение, отвращение?

- Как выглядит человек, испытывающий эти эмоции?

- Что чувствует человек, испытывающий названные эмоции?

- Какие мысли и действия могут стать следствием эмоций гнева, презрения, отвращения?

- Каково значение названных эмоций?

Предшественники и следствия страха и тревожности.

1. Испытуемым предлагается заполнить ШДЭ, вспоминая реальные и воображаемые ситуации, в которых они испытывали: а) тревогу; б) страх.

2. Испытуемые отвечают на те же вопросы, что и в предшествующем тесте.

Причины и следствия стыда и застенчивости.

Испытуемым предлагается заполнить ШДЭ, вспоминая реальные и воображаемые ситуации, в которых они испытывали: а) стыд; б) застенчивость.

Затем они дают ответы на вопросы:

- Что явилось причиной возникновения эмоций: а) стыда; б)застенчивости?

- Каковы последствия переживаний этих эмоций?

- Каковы внешние экспрессивные проявления эмоций стыда и застенчивости?

- Каковы индикаторы названных эмоций?

Причины и следствия вины.

Испытуемые заполняют ШДЭ, а затем отвечают на вопросы, предполагающие описание: а) причин вины; б) последствий вины; в) значения эмоции вины.

Экспериментатор имеет право предложить и другие вопросы.

Во всех перечисленных выше диагностических процедурах могут быть представлены так называемые "субъективные составляющие и профили эмоций", а также выявлены взаимосвязи между различными эмоциями.

г Самоотчеты заполняются отдельно на каждую эмоцию. | При обработке эмпирический материал можно дифференцировать: по возрасту испытуемых; по половой принадлежности; по социальным группам; по социометрическому статусу, к Анализ материала может включать выявление различных [ корреляционных связей, например, между разными эмоциями; между эмоциями, эмоциональной типологией личности и ее ценностями; интересами; мотивами и потребностями; особенностями когнитивного стиля; темпераментными особенностями и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: