Атрибутивная шкала эмоциональных состояний

Азартное активное апатичное бездумья состояние беззаботное безмятежное безоблачное безразличное бескорыстное беспечное беспокойное беспричинное бесценное благоговейное благородное благотворное блаженное блеклое бодрое болезненное будоражащее вдохновенное великолепное величавое возвышающее возвышенное воинственное волшебное воодушевление восхитительное вспыльчивое вялое гадкое глубокое голубое гордое горькое громкое грубое грязное давящее депрессивное драматичное драчливое жалостное желанное жизнерадостное жизнеутверждающее жуткое заманчивое заносчивое затаенное здоровое значительное зыбкое игривое изящное истаивающее истеричное кипучее кислое красивое кроткое ласковое легкое ликующее лиричное лучистое маскируемое мечтательное многострунное молитвенное мужественное мучительное мятежное напористое невозмутимое необъяснимое неопределенное непокорное непонятное непосредственное непроницаемое неуместное неясное нудное однообразное одухотворенное окрыленное окрыляющее оптимистическое острое отрешенное пассивное певучее пессимистическое пламенное плохое победное поверхностное подавленное покаянное полетное праздничное приземленное приподнятое прихотливое приятное прозрачное просветленное простое противоречивое радостное самозабвенное светлое свирепое святое священное сентиментальное серое сильное скверное скрытое слабое сладкое сложное смиренное смутное смущенное смятенное спокойное странное страстное страшное стыдливое сумбурное сумеречное сумрачное суровое таинственное тающее твердое темное теплое тихое томительное торжественное тревожное трепетное туманное тусклое тягостное тягучее тяжелое удивительное ужасное унылое упоительное утомительное холодное хорошее хмурое хрупкое целеустремленное ценное (ценимое) чарующее черное чистое чудесное чудное энергичное ясное

Опыт и экспериментальные исследования показывают, что эмотивные ассоциации испытуемых бедны, невыразительны, слабо дифференцированы. Обобщив названные ими ассоциац предлагаем обогатить их, ввести в свои описания новые - яр неожиданные, отдаленные ассоциации, перестраивая структ высказывания и его эмоциональную окраску. Таким образом, if не только диагностируем уровень развития соответствуют! сторон эмоционального мира личности, но и развиваем его.

Индивидуальное описание вербально-эмотивных ассоциаций может быть структурировано в общие категории, что позволит выявить соответствующие общие для определенн: групп испытуемых (женщины - мужчины, возраст, профессия т.д.) характеристики субъективного опыта переживании разных ситуациях и при предъявлении различных стимулов

Предлагая методику "Образно-эмотивные ассоциации сопровождаем ее следующей инструкцией: "Внимательно посмотрите на предложенные вам репродукции картин (специально подобранные фотографии) и назовите те термины-п нятия, которыми вы можете описать эмоциональный смы возникших образов и свое субъективное переживание в данный момент".

Обе вышеназванные методики можно использовать с целью изучения эмоционального опыта человека, качественно! различного и дифференцированного в зависимости от пола возраста, уровня тревожности, специфики доминирующих эмоций, лексико-семантических предпочтений, общего уровня вербального развития, опыта участия в коррекционных занятиях и т.д.

Контент-анализ устных и письменных ответов позволяет выявить:

- категории эмотивных ассоциаций в зависимости от знака эмоций (+, -)•: осенние краски - успокаивающие, чарующие, пленительные, нежные; звуки музыки - молитвенные, пленительные, завораживающие, страстные, печальные, легкие, пугающие, раздражающие, угнетающие, тревожащие;

- категории эмоциональных ассоциаций в зависимости от модальности ощущений и восприятий (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и т.д.): нежная прохлада; печальный, томительный запах; плачущий ветер; спокойно-радостный свет; сладкий холод грубого белья;

В категории оценочного характера: прекрасное, возвышенное восхитительное; мрачное, тяжелое;

- категории, различающиеся по способу проявления эмоций: во внешней экспрессии; в размышлениях, диалоге с собой; в общении с другими; в восприятии значимых - незначимых объектов (люди, произведения искусства, природа и т.д.

эмпирического материала можно провести и по другим основаниям:

- общий тезаурус понятий, использованных в той или иной группе (классе);

- доминирующие эмоциональные категории, используемые всеми испытуемыми (участниками тренинга);

- лексико-семантическая (смысловая) структура названных терминов;

- грамматические категории (существительное, прилагательное, наречие, причастие, глагол);

- место различных эмоциональных категорий в структуре индивидуальных значений;

- категории, специфичные для девушек (юношей);

- категории, специфичные для испытуемых определенного возраста и, наоборот, общие для всех возрастных групп.

Кроме того, мы предлагаем классифицировать содержательные характеристики эмоций по двум группам.

Первая группа:

• глубина (глубокое, серьезное, заполнившее все существо; поверхностное, легкомысленное, пустое);

• сложность - простота (потрясающее, противоречивое, простое, сложное, однообразное, многозначное, запутанное);

• сила - слабость (кипучее, азартное, победное, активное, будоражащее, спокойное, беспокойное, тяжелое, возмущенное, сильное, мягкое, твердое, острое; негодование, гнев);

• оценка (блеклое, великолепное, возвышающее, восхитительное, гадкое, горькое, грубое, доброе, дурное, лучистое, мучитальное, прозрачное, светлое, скверное, сладкое, сумрачгЛ ужасное, чистое, чудное; больно);

• осознанное - неосознанное (неясное, смутное, 6ecii|>| чинное, необъяснимое, смятенное, странное);

• экспрессия (яркое, восторженное, красивое, великолепное, ликующее, восхитительное, чудесное).

Вторая группа:

• регулирующие (мужественное, напористое, энергичное, уверенное, успокаивающее, воинственное, побуждающее, тормозящее);

• возвышающие (святое, легкое, активизирующее, пьянящее, полетное, бодрое, весеннее, жизнерадостное, чудное, приподнятое; воодушевление, влюбленность);

• угнетающие (безысходное, безрадостное, мрачное, горй кое, истеричное, удручающее; душевный уют, неудовлетворенность обида, вина, подавленность, разочарование, стыд, горе, уныние, усталость);

• лирические (томительное, нежное, сладкое, благоговейное, трепетное, задумчивое, ласковое, музыкальное);

• романтические (таинственное, волшебное, сумеречное, мечтательное, поэтическое, вдохновенное);

• социальные эмоции и чувства (любовь, жалость, нежность, сочувствие, сострадание, благоговение, восхищение,! гнев, агрессия, возмущение, вина, стыд, обида, совесть; завистливое, злобное).

Методики "Синонимические ряды" и "Цепочка эпитетов " могут выполняться в двух вариантах: в первом из них испытуемым предлагается самостоятельно назвать известные им слова-синонимы, обозначающие одно и то же ЭС, или составить цепочку эпитетов, раскрывающих эмоциональный смысл одних и тех же явлений (предметов, объектов и т.д.). Во втором варианте испытуемые получают либо готовый перечень шкал (см. табл. 3, 4), состоящий из наиболее употребляемых терминов, обозначающих эмоции и чувства, либо фрагменты их художественного описания-обозначения (см. Приложение II, 8, 9, 10, 15, 16).

И в том и в другом случае экспериментатор (практический психолог, учитель, воспитатель) имеет возможность выявить, с одной стороны, индивидуально-своеобразные системы категорий, а с другой - общую категориальную сетку, характеризуют эмоциональные предпочтения группового, обобщенного субъекта.

Говоря о целесообразности использования стандартизированной методики с целью изучения опыта субъективных переживаний индивида, необходимо отметить, что любой перечень или контрольный список в определенной мере навязывает субъекту чуждую, возможно, ему систему категорий, поэтому необходимо предложить испытуемым возможность выбора таких заданий, которые предоставляют каждому из них полную свободу в формировании конструктов. Одним из таких заданий может быть "Тест личностных конструктов" Д ж. Келли, модифицированный нами применительно к конкретному исследованию. Суть предложенной нами методики источается в том, чтобы на основе составленных триад (двое - герои литературного произведения, кинофильма, спектакля + Я) испытуемые произвели оценку сходства и различия между ними.

По поводу каждой триады испытуемый должен ответить, то из троих отличается от двух других по своим эмоциональным характеристикам, отметив при этом те эмоциональные Качества (состояния), которые объединяют двух и отличают третьего, непохожего на них.

Приводим пример набора триад по повести А. Куприна "Поединок".

1. Ромашов, капитан Слива, Шурочка.

2. Осадчий, Шурочка, Я.

3. Я, Назанский, Ромашов.

4. Я, Назанский, Шурочка.

5. Назанский, Я, Осадчий.

6. Капитан Слива, Назанский, Осадчий.

7. Капитан Слива, Я, Ромашов.

8. Ромашов, Назанский, Шурочка.

9. Я, капитан Слива, Осадчий.

10. Ромашов, капитан Слива, Осадчий.

11. Ромашов, Я, Шурочка.

12. Осадчий, Шурочка, капитан Слива.

13. Назанский, Ромашов, Осадчий.

14. Капитан Слива, Назанский, Я.

15. Капитан Слива, Назанский, Шурочка.

16. Шурочка, Осадчий, Назанский.

17. Ромашов, Я, Осадчий.

18. Назанский, Ромашов, капитан Слива.

19. Шурочка, Я, капитан Слива.

20. Осадчий, Шурочка, Ромашов.

Анализ результатов использования названной методики позволяет выявить количество эмоциональных характер тик, входящих в конструкты испытуемых; степень их сложности и дифференциации.

В дальнейшей обработке возможен подсчет общего "репертуара" названных эмоциональных качеств, анализ его разносторонности или однообразия; специфичности называем терминов, широты использования изобразительных сред языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Обработка и интерпретация экспериментальных данных позволяет выявить:

- общий терминологический словарь, используемый т или иным испытуемым;

- степень адекватности использования тех или иных терминов-понятий;

- богатство - бедность; оригинальность - стереотипное лексических средств;

- семантическую вариативность - однозначность;

- наличие оценочного компонента;

- удельный вес в субъективном опыте индивида тех или иных категорий эмоций;

- соотношение в эмоциональном субъективном опыте эмоций разного знака (+, -, амбивалентность).

Используя в целях изучения эмоционального мира личности методику "Классификация детерминант эмоций и чувств", экспериментатор получает возможность выявить, насколько обследуемый индивид "видит" возможное многообразие имеющихся детерминант, их структурированность, со- подчиненность, ситуативность, индивидуализированность эмоциональной реакции в ответ на один и тот же раздражитель или, наоборот, однозначность эмоциональной реакции на различные воздействия (см. Приложение II, 6).

Категории, по которым можно классифицировать называемые детерминанты, могут быть объединены в следующие классы:

· успех - неуспех в деятельности;

· общение с другими;

· общение с собой;

· общение с искусством;

· общение с природой;

· поступки людей и их личностные качества;

· собственные поступки;

· внешний облик (экспрессия);

· ЭС как детерминанта другого ЭС;

· чувства другого человека;

· размышления (свои и чужие);

· наглядные образы (представления, воображение, мечты);

· воспоминания;

· жизненные события личного характера (рождение ре- ■п ка, день рождения, приобретение ценной вещи, увольне- Ве с работы, утрата любимого или близкого человека);

· проблемы (свои и других людей);

· события общественной и политической жизни;

· потребности, интересы;

· ценности;

· секс;

· физическое состояние (см. Приложение II, 6).

Это, конечно, далеко не полный перечень детерминант эмоций, многообразие которых ввести в какие-то строгие рамки не представляется возможным. Вместе с тем диагностика позволяет выявить степень осознания возможных детерминант ЭС и чувств разными людьми, определить значимость для субъекта одних (доминирующие детерминанты) и отсутствие осознания других, выявляя таким образом и некоторые индивидуальные (или групповые) характеристики личности.

Можно дифференцировать детерминанты в зависимости от того, основанием каких чувств и ЭС они являются. Например, наиболее распространенными объектами, вызывающими чувство стыда, являются сам человек, его самосознание, тело, поступки и мысли, любовь, межличностные отношения, работа. Человек может стыдиться своих поступков, мыслей, чувств, побуждений, желаний, своего социального положения, своей некомпетентности и многого другого.

Располагая информацией об уровне осознания детерминант ЭС и чувств разными испытуемыми, вариативности их значимости для субъектов (разного пола, возраста, профессии, личностных особенностей и т.д.), психолог (учитель, воспитатель) получает возможность более точного отбора заданий и упражнений, ориентированных на развитие именно этого аспекта эмоциональной сферы личности. Без понимания причин ЭС субъекту трудно понимать себя других.

Методика "Индикаторы эмоциональных состоянии чувств" включает серию заданий, выполняющих и диагностическую и развивающую функции.

Одна группа заданий инициирует осознание многообразных форм проявления ЭС и чувств человека. К ним относятся:

• поступки;

• мысли;

• внешне экспрессивное поведение;

• речевые характеристики (интонационные и содержател I ные);

• отношение к себе;

• отношение к другим;

• восприятие произведений искусства и отношение к nift (музыка, живопись, скульптура, литература и т.д.);

• восприятие природы и отношение к ней;

• восприятие и оценка исторических и политических соби тий (см. Приложение II, 7).

Количественный и качественный анализ полученных о1 испытуемых ответов на прямой вопрос: "В каких формах нм ходят свое выражение ЭС человека и его чувства?" - позволяет составить групповые и личностные паттерны осознаваемых испытуемыми индикаторов ЭС и чувств. Выявив их содержа тельную наполненность, объем, общие особенности и индивидуальную вариативность, психолог получает возможность coздания такой программы психологического тренинга, которая будет инициировать развитие понимания всей сложности эмоционального мира самим субъектом. Механизмы рефлексии, идентификации, самооценивания, атрибуции, эмпатии, "включенные" в такую процедуру, стимулируют самопознание и саморазвитие личности.

В качестве стимулирующего материала и в диагностике, и в обеспечении эффекта коррекционной работы мы рекомендуем использовать в первую очередь произведения искусства: художественную литературу (прозу и поэзию), живопись (в особенности - портретную), музыку. Несомненно эффективными (в работе со студентами) являются философско-психо- логические тексты (Н. Бердяева, А.Лосева, И.Ильина и др.), а также мемуарная, биографическая, эпистолярная литература (см. Приложение I, 8, 9, 13).

Глубокое изучение эмоциональной сферы личности предполагает выявление субъективных составляющих эмоций, возникающих в конкретной ситуации. Выбор ситуации для анализа определяется поставленными задачами с учетом особенностей возраста, пола, типа высшей нервной деятельности р темперамента, ценностей субъекта и т.д.

В одних случаях это может быть задание на прогнозирование своих эмоций и эмоций одноклассников, однокурсников, членов группы в ситуации: К - предстоящего экзамена (контрольной); общения с незнакомыми людьми; общения с людьми, старшими по возрасту; общения с человеком (приятным - неприятным; уважаемым - неуважаемым; с тем, кого боюсь; с тем, в кого тайно влюблен); общения с искусством; общения с природой.

В других случаях испытуемые представляют ретроспективный самоотчет о своих переживаниях в заданных экспериментатором ситуациях (ваши ЭС на лекции, семинарском занятии; на вечере, дискотеке; "Ты слышал колокола звон"; "Ты видел луч осеннего заката"; "В твоем саду"; "Я знал безветрие 'души..."; "Как хорошо ты, о море ночное" и т.д.).

В каждом из этих вариантов можно предусмотреть: а) свободный самоотчет (описание); б) использование заданных шкал.

Высокий развивающий эффект имеют задания, включающие фрагменты специально подобранных текстов (художественная литература - проза и поэзия, биографическая, мемуарная и другая литература), используя которые испытуемые могут выбрать наиболее адекватные их состоянию и те художественные описания ЭС, с которыми они хотели бы идентифицироваться. И сам отбор фрагментов, и аргументация в пользу того или иного выбора позволяют выявить, с одной стороны, наличные субъективные составляющие переживаемой эмоции, а с другой - зону ближайшего развития субъекта, ибо, как показали данные проведенного нами исследования, имеются достаточно широкие расхождения между переживаемыми эмоциями и желательными, стремление к идентификации с которыми поднимается на самый высокий уровень - желания полного слияния.

А в глубине души светло и безмятежно.

А. Апухтин

В тот месяц май, в тот месяц май Во мне была такая легкость...

Когда влюбленный ум был мартом очарован...

...Зачем мне так грустны черемухи наитья?

Черемухи вздыхатель, воздыхатель, Опять я пью настой ее души...

...и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит.

Любовь к любимому есть нежность Ко всем вблизи и вдалеке...

Б. Ахмадулина...Но вдруг в душе означился излом...

В моей душе дрожат мечты несмелые, Стыдливые, но страстные...

...И в сердце обманутом плачет печаль...

К. Бальмонт

Но сердце - ледянистый слиток.

А. Белый

Не нарушай гармонии моей - В ней все светло и все духовно.

Я в тревоге, тоске и мольбе.

A. Блок

И мне от жгучей боли весело.

B. Брюсов

Чувство тишины и тонкой печали...

Б. Зайцев

Владеет мною грустная истома.

А теперь печали дни настали, Ах, печали, ревности, сомненья...

М. Кузмин

...Мне надо сумрака, мне надо тихой ласки...

...Зато бывают дни, когда я сознаю,

Что в муках и борьбе есть что-то мне родное,

Такое близкое и сердцу дорогое,

Что я почти готов любить печаль мою...

Томимый грустью непонятной, Всегда чужой в толпе людей, Лишь там, в природе благодатной, Я сердцем чище и добрей.

...В груди - задумчивая нежность.

Д. Мережковский

Я в стороне. Молюсь, ликую, и ничего не надо мне, когда вселенную я чую в своей душевной глубине.

Волнуясь, душа погружается в душу природы, И розою рдеет, и птицей поет.

Та жизнь была тиха, как ангела любовь.

Так лучезарна жизнь, И радостей так много.

В. Набоков

...Смутное влеченье Чего-то жаждущей души...

А. Пушкин

И вдруг такой повеяло с полей

Тоской любви! Тоской свиданий кратких...

И всей душой, которую не жаль Всю потопить в таинственном и милом, Овладевает светлая печаль, Как лунный свет овладевает миром...

Как часто, часто, словно птица, Душа тоскует по лесам!

Перекликаясь, плачут скрипки О желтом плесе, о любви...

...В минуты музыки печальной Не говорите ни о чем.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,- Когда брожу я многоцветным лугом...

Н. Рубцов

Я природой живу и дышу. Вдохновенно и просто пишу. Растворяюсь душой в простоте. Я живу на земле в красоте.

И. Северянин

Печалью сладкою душа упоена. И радость горькая, и сладкая тоска.

В. Соловьев

Смятенье смутное мне приносят Горькие веянья весны...

...И горько стало мне...

А. Тарковский

Но было мне светло и ясно: Я солнце нес в душе своей.

К. Фофанов

Количественно-качественный анализ самоотчетов позволяет выявить паттерны тех или иных вариантов субъективных представляющих эмоционального опыта индивида. Так, субъективное переживание чувства стыда у одних испытуемых может вызывать смущение, сожаление, раскаяние, муки совести, «самоосуждение; у других - тревожность, застенчивость, робость, кротость, чувство обреченности; у третьих - напряженность, агрессию, фрустрацию, аффект, отвращение, гнев; у четвертых - разочарование, обескураженность, чувство отверженности, одиночества, потерянности и т.д.

Еще более многообразны субъективные составляющие чувства радости: счастье, удовольствие, восхищение, восторг, наслаждение, комфортность, веселье, блаженство, чувство успеха, самоуверенности, чувство легкости, ощущение полета, любовь ко всем и ко всему, ликование, упоение.

Среди атрибутивных характеристик могут быть названы I следующие: пьянящая, прекрасная, изумительная, светлая, чистая, блаженная, волшебная, торжественная, чудная, праздничная, сладкая, страстная, слегка тревожная, певучая, безоблачная, окрыляющая, пугающая, жгучая, теплая, тихая, безмерная, омраченная грустью, победная, беспечная, вдохновенная, гордая, громкая, кипучая, лучистая, смятенная, желанная и др.

Все рассмотренные методы и методики изучения эмоциональной сферы личности взаимодополняют друг друга. Их выбор и структурирование, параметры обработки и сносом интерпретации полученных с их помощью характеристик из чаемой психической реальности определяются целями из" задачами проводимой психодиагностики.

В результате обработки эмпирических данных, полученных с помощью описанных методик, можно выделить и сколько эмоциональных профилей личности, каждый из которых имеет разные нагрузки по следующим параметрам1:

- осознанность;

- доминирующий эмоциональный тон (+, -);

- доминирование эмоций определенной модальности;

- отношение - оценка;

- интенсивность;

- экспрессивность (кодирование и декодирование эмоций т.е. способность выражать свои эмоции и чувства через внешне экспрессивное поведение (взгляд, улыбку, жесты, интонации голоса и т.д.) и способность определять психологическое содержание во внешней экспрессии других).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: