Художественная одаренность

А. Ф. Лазурский (1997) писал, что «психологический тип художника соотносится с

типом «бесплодного мечтателя», хотя по сравнению с бесплодными мечтателями низшего

психического уровня художники стоят, конечно, много выше» (с. 46). Он выделяет такие

характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отноше-

нию к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое

воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих

на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим пере-

живаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному. При

этом центральным элеменом, отличающим людей художественного склада, А. Ф. Лазурский

считал развитое воображение. «Впечатлительные и восприимчивые ко всем действующим

на них извне раздражителям, они… воспроизводят все ранее воспринятое с такой ярко-

стью, полнотой и обилием деталей, которые иногда прямо поражают постороннего наблю-

дателя», – писал А. Ф. Лазурский (с. 91). Он подчеркивал, что воображение тесно связано с

эмоциональной сферой: «Известно, что художественное творчество всегда требует некото-

рого эмоционального подъема и без него не может достигнуть всей той яркости и силы, к

которой способен художник» (с. 92). В то же время А. Ф. Лазурский отмечает неспособность

художников к систематическому мышлению и отвлеченным логическим рассуждениям.

Изучались индивидуальные различия в создании образов воображения

у субъектов с различной представленностью (в полушариях головного

мозга. – Е. И.) слухоречевых функций. Для создания образов воображения

испытуемым был предложен стимульный материал – 42 картинки, на основе

которого были созданы рисунки. Анализировался характер преобразования

образа, который рассматривался по трем позициям: преобразованный

образ соответствует значению картинки из стимульного материала;

преобразованный образ воображения соответствует своему буквальному

значению; преобразованный образ воображения содержит обобщенное

отвлеченное значение.

Результаты исследования демонстрируют следующие различия:

субъекты с правосторонней латерализацией слухоречевых функций значимо

чаще дают соответствующее (буквальное) значение преобразованному

образу воображения, уровень значимости p < 0,05, а субъекты

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

с левосторонней латерализацией слухоречевых функций придают

преобразованному в изображении образу обобщенное, отвлеченное

значение, уровень значимости p < 0,001.

Образы воображения испытуемых анализировались также по

признакам динамичности и эмоциональности. У субъектов с

правосторонней латерализацией слухоречевых функций данные признаки

встречаются значимо чаще (p < 0,05 и p < 0,01).

Ефимова О. И., 2007, с. 350.

М. Е. Бурно (2005) дается типология художников в связи с девятью характерологиче-

ским типами.

Синтонные (сангвинические) художники, будучи людьми энергичными, а также рас-

положенными к пищевым, сексуальным и другим «развлечениям», изображают на своих

картинах прежде всего реалистическое действие и живые, бытовые, чувственные людские

переживания. Сюда относятся полотна Ренуара.

Напряженно-авторитарный (эпилептоидный) тип характера виден в картинах Сури-

кова и Верещагина.

Тревожно-сомневающийся (психастеник) художник, обладающий не непосред-

ственно-чувственной, а мыслительной эмоциональностью, как Моне, создает картины не с

чувственностью, а размышляющей одухотворенностью.

Художник с замкнуто-углубленным характером (аутист, шизоид) отражает не столько

реальный внешний мир, сколько собственное, концептуально-теоретическое отношение к

нему, как, например, Кандинский или Модильяни. Такие художники реалистично изобра-

жают материю, но духовную реальность передают либо символами (как Матисс или Петров-

Водкин), либо сновидно (как Боттичелли или Борисов-Мусатов).

Художникам демонстративного склада (истерик) присущи красочная образность, поэ-

тичность, юношеский лиризм. К этому типу М. Е. Бурно относит живописцев, в произведе-

ниях которых все и вся постоянно красиво позируют, даже погибая, как на полотнах Дела-

круа или картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Неустойчивый психопат родствен демонстративному типу, но с преобладанием душев-

ной неустойчивости и поверхности мышления. В работах таких художников просвечивает

хандра по поводу несбывшихся романтических надежд. Это работы Энгра и Семирадского.

Эндокринный психопат характеризуется сексуальностью, и в его творчестве обна-

руживается размывание типично мужского и типично женского, нередко по-особенному

изящно и одухотворенно. Это проявляется в живописи Леонардо да Винчи и Караваджо.

Полифонический тип характера – это своеобразная мозаика, порожденная шизоти-

пическим или шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок,

что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, а в основном характерологически.

Работы таких художников (Босх, Ге, Дали, Малевич, Филонов) производят впечатление

странновато-неземного реализма.

Критик скакзал об одном художнике так: «Он видит то, на что другие

только смотрят». Художники не проявляют интереса к классификации

переживаний, помещению их в уже имеющийся мысленный каталог. Их

задача – свежий взгляд на переживание, а затем, при наличии таланта,

умение запечатлеть это переживание, чтобы другие, менее восприимчивые

люди также смогли увидеть его свежим взглядом. Очень точно сказал об

этом Симмел: «Ученый видит нечто, потому что знает нечто, в то же время

художник знает нечто, потому что видит».

Маслоу А., 2003, с. 258. __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: