Современная психология творчества: плюрализм теорий, методов, методик

В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедея-

тельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два

аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. З. Фрейд полагал, что

мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сек-

суальных влечений. Творчество – это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в

творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего – художе-

ственного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

Другим положением теории З. Фрейда является утверждение, что важнейший источ-

ник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознатель-

ное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики.

К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситу-

аций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара,

творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое,

которые могут находиться в антагонистических отношениях. «Каждый творческий человек

– это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он

представляет собой нечто человечески личное, с другой – это внеличный человеческий про-

цесс. Он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель

и ваятель бессознательно действующей души человечества. Творческое живет и произра-

стает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки. Аналитическая

психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве

обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания

психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе. на правах

вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе» (1991, с. 277).

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не

подвластный сознанию и воле человека.

С позиций гештальтпсихологии творчество – это «замыкание» в процессе мышления

в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся

в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению (Келлер, 1930; Wertheimer, 1945).

Когнитивная теория творчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтерна-

тиву банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал ориги-

нальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипоте-

тическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно,

творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, про-

гнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о

реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Кар-

тина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют

те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий

исследовательский процесс.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии. Оптимисти-

ческий взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии,

относится и к пониманию природы и роли творчества.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Он

полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой

обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный

стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и

другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое

Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека

архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.

Творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как решение кон-

кретных задач), а человек – как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Э.

Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение

находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и спо-

собность к глубокому осознанию своего опыта» (1992, с. 119).

К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс

и А. Маслоу, а также Р. Мэй, Д. Морено. Их взгляды на природу творчества

весьма близки, но каждый тем не менее освещал разные аспекты данного

вопроса.

Центральным понятием в теории К. Роджерса, основателя личностно-

ориентированной терапии, является «поле опыта» (или «феноменальное

поле»). Оно включает события, восприятие, ощущения и воздействия,

которые человек отбирает по принципу нужности, сам того, может быть, не

осознавая.

В поле опыта входит самость – организованный, связанный гештальт,

находящийся в процессе формирования. Она подразумевает взгляд человека

на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях

будущего. Раскрытию самости, по К. Роджерсу, способствует главный

мотив человеческой деятельности – стремление к самоактуализации. Это

стремление имеет врожденный характер, и на его осуществление оказывает

значительное влияние креативная установка личности.

Потребность в креативных людях, по мнению К. Роджерса,

обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением

научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный

человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и

проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие

творческого начала является дезадаптация человека.

Итак, следуя логике рассуждений К. Роджерса, современный уровень

развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой

адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью

самоактуализации человека.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление

человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может

быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер

творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек

«открыт» своему опыту.

Юдина С. Д., 2007, с. 388.

По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем

формам самовыражения» (2003, с. 486); способность к творчеству является врожденной

(«деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует

специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультурива-

ния», чему в немалой степени способствует официальное образование.

С. Медник (1969) разработал ассоциативную5 теорию творчества. По его мнению, суть

творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного син-

теза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства

взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий

процесс, по Меднику, – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комби-

нации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является вели-

чина отклонения от стереотипа.

К. Роджерс (1994) пишет, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт.

Поэтому удивляет его пессимистическое утверждение, что современная культура имеет тот

недостаток, что в ней мало творчества, и расплатой за это будет «не только плохое приспо-

собление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» (с.

80). Причина в недостатке творчества – существующая система образования, ориентирован-

ная на усредненные стандарты. «Получив образование, мы обычно становимся конформи-

стами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным образованием», а не свобод-

ными, творческими и оригинально мыслящими людьми» (с. 80).

К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет существенной

разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изо-

бретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в

человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности» (с. 82).

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К

внутренним условиям он относил: 1) экстенсиональность (открытость новому опыту); 2)

внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними

условиями творчества являются: 1) психологическая безопасность и защищенность (призна-

ние безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее

оценивание); 2) психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами

творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникатив-

ные, «отъединенности»).

Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулиро-

ванной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: лет-

чикам-испытателям,6 художникам, музыкантам, изобретателям.

И. Тэйлор (1975) оперирует понятием «трансактуализация». Оно

включает в себя систему личность – среда. Автор пытается показать, как

творчество преобразует среду, какую роль играет личность в изменении

среды.

Трансактуализированная личность противостоит, по мнению автора,

реактивной личности, так же как трансдействие противодействию…

Первоначально между психологическим и действительным окружением,

особенно социальным, существует несоответствие, приводящее к

5 Ассоциация (лат. associatio – соединение) – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя психи-

ческими элементами (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появле-

ние в сознании одного из элементов сознания влечет за собой и появление другого.

6 На основе детального изучения профессиональной деятельности летчика-испытателя можно сделать вывод, что цель

и предмет его деятельности имеют исследовательский характер. Это может быть исследование свойств и характеристик

нового летательного аппарата в целом, исследование свойств и характеристик отдельных систем летательного аппарата,

постановка научных экспериментов и исследование ранее не изученных явлений, исследование возникающих в полете у

летчиков (пилотов) проблемных ситуаций и т. п. (Широких В. П., 2007).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

напряжению. Оно может быть редуцировано двумя путями: изменением

личностью своей собственной перцепции соответственно окружению

или реорганизацией окружения соответственно миру личности. Автор

рассматривает первый тип как результат конформности, присущий

большинству людей, а второй тип как приводящий к творчеству.

Он выделяет пять уровней творчества: выразительное творчество,

техническое творчество, изобретательское творчество, новаторское

творчество, чрезвычайное творчество. Этим уровням развития творчества,

каждый из которых имеет различную зону развития, соответствуют пять

форм трансактуализированных склонностей.

Тутунджян А. О., 1983.

Понятия (мышление и творчество) зачастую противопоставляют.

Но такая позиция приводит к грубой методологической ошибке,

заставляя признать, что для творческих личностей должны быть особые

психологические законы. На самом же деле элементарные способности

человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены

(сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой. Например,

сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости

генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию

проявляет себя как нестандартность мышления, которую считают

непременной составной частью таланта.

Лук А. Н., 1978, с. 36

Теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер). С точки зрения автора

этой теории, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма

человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический

клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится

возможность реализации у личности.

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека.

Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная дея-

тельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления лич-

ности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая

специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование,

но не исключающее специального мастерства.

Главное – не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение

технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности явля-

ется самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в есте-

ственности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями твор-

ческой работы.

В. М. Вильчек (1989) считает, что творчество является особым видом труда, но если

за право трудиться человек никогда не борется, ибо это – необходимость, проклятие рода

человеческого, то за право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку

мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве роди-

лась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Любые подделки и суррогаты создаются за

деньги, и лишь шедевры – задаром. «Если автору за них что-либо и платят, то и вовсе по

глупости, ибо не понимают, что великие творения духа – научные, художественные, любые

– создаются и тогда, когда за них расплачиваются не с автором, а сами авторы: порой бед-

ностью и лишениями, порой свободой, порой жизнью. потому что творчество, будучи дея-

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

тельностью, абсолютно необходимо для существования общества, это в то же время и само-

цельная, потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта» (с. 20).

Отсюда: творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы»,

а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

Справедливость этого взгляда на творчество имеет право на существование, что под-

тверждается биографиями многих поэтов, писателей, композиторов, которые, занимаясь

творчеством, были на государственной службе. Например, композитор А. Бородин работал

в химической лаборатории Медико-хирургической академии, писатель Сент-Экзюпери был

летчиком, поэт Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, а Грибоедов был дипло-

матом. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души. Когда

критики написали, что американский композитор Гершвин сочиняет произведения по заказу,

он возмутился и сказал, что он не может писать заказную музыку. Правда, один из своих

шедевров («Рапсодия в стиле блюз») он все-таки признал таковым. Так что и такой вариант

создания выдающихся творческих произведений возможен. Особенно это касается техниче-

ского и научного творчества.

Многие, в том числе великие, произведения создавались по заказу,

с достаточно четким указанием на то, что именно, а подчас и как

именно должно быть изображено… Заказ, поступивший извне, или

замысел, принадлежащий самому автору, лишь очерчивает зону поиска

художественного решения.

Симонов П. В., 1988, с. 59.

О. В. Назаров (2007) полагает, что в психологическом аспекте творчество может

рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью

потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных про-

тиворечий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выра-

жением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств (1989).

Как отмечают Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, рассмотренные теории и концепции,

«несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчер-

пывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и

разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном спе-

цифическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или

нескольких ее аспектах» (2006, с. 30).__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: