Механизм государства — это целостная система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений и предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.
Механизм государства имеет иерархическое строение, иначе говоря, нижестоящие его элементы подчиняются вышестоящим. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Структура механизма государства включает:
1) государственный аппарат (систему органов государ
ственной власти). Государственный аппарат соотносится с
механизмом государства как часть и целое, выступая в
качестве главного элемента механизма государства. Напри
мер, государственный аппарат Украинского государства
включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Мини
стров, министерства и ведомства, местные государственные
администрации, суды, прокуратуру;
2) государственные учреждения и предприятия, ко
торые властными полномочиями (за исключением их ад
министраций) не обладают, а выполняют общесоциальные
функции в сфере экономики, образования, здравоохране
ния, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Укра
инского государства включаются государственные учреж
дения здравоохранения, государственные учебные заведе
ния, государственные предприятия;
|
|
3) государственных служащих (чиновников);
4) организационные и финансовые средства (например,
средства Государственного бюджета), а также органы при
нуждения, необходимые для обеспечения деятельности
механизма государства.
Орган государственной власти — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть единого государственного аппарата Украины.
Орган государственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:
1) государственно-властный характер. Государственный орган действует по воле государства и от имени государства. Орган государства вправе издавать обязательные
для исполнения нормативные и индивидуальные правовые акты, осуществлять контроль за их исполнением, применять в случае необходимости меры принуждения;
2) компетенция — совокупность полномочий (прав и
обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и
территориального масштаба деятельности. Компетенция
каждого государственного органа законодательно определе
на и ограничена. Государственный орган вправе принимать
решения только в пределах своей компетенции. Например,
Верховная Рада Украины не вправе выносить приговор по
уголовному делу, а Верховный Суд Украины не вправе при
нимать законы;
3) организационная структура. Каждый государствен
ный орган представляет собой коллектив, который состоит
из служащих. В этом коллективе есть руководители и под
чиненные, между которыми существуют особые правовые
отношения.