Понятие и виды функций государства

В науке понятие «функция» употребляется в различных значениях. Этот термин используют и математики, и био­логи, и медики, и кибернетики. В юридической науке по­нятие «функция» употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через понятие функ­ций государства раскрываются сущность государства и содержание его деятельности, его социальное назначение.

Функции государства — это основные направления и стороны деятельности государства.

Функции государства классифицируют по различным основаниям.

Так, в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной ката­строфы носит временный характер. Она исчезает с дости­жением поставленной перед государством задачи.

В зависимости от значения различают основные и вто­ростепенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место вы­ходит функция обороны, все другие функции государства ей подчинены и являются второстепенными.

В зависимости от сферы приложения различают вну­тренние и внешние функции государства.

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние — на установление и под­держание определенных отношений с другими государ­ствами.

К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономичес-


кого развития, финансирование ряда отраслей, непосред­ственное руководство государственным сектором экономи­ки);

2) функция защиты прав и свобод человека и гражда­
нина (конституционное закрепление личных, политичес­
ких и социальных прав человека, деятельность государ­
ственных органов, защищающих права человека и гражда­
нина);

3) социальная функция (обеспечение достойного уровня
жизни человека, помощь гражданам государства, которые
по объективным причинам не могут участвовать в создании
материальных благ);

4) функция финансового контроля (выявление и учет
доходов производителей материальных и духовных благ,
взимание налогов, распределение налоговых средств);

5) функция охраны правопорядка (обеспечение точного
и полного осуществления правовых предписаний всеми
участниками правовых отношений внутри государства,
привлечение к юридической ответственности правонару­
шителей);

6) природоохранительная, или иначе — экологическая
функция (регулирование процесса использования природ­
ных ресурсов, сохранение и восстановление естественной
среды обитания человека).

Для современного государства характерно особое вни­мание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и свобод человека и гражданина, а также к появлению новых функций. Среди них:

7) культурная (духовная) функция (организация об­
разования, обеспечение сохранности культурного наследия
и доступа граждан к нему);

8) информационная функция (организация и обеспече­
ние системы получения, использования, распространения
и хранения информации).

К внешним функциям государства относятся:

1) функция обеспечения безопасности государства
(защита страны от нападения извне, защита общенацио­
нальных интересов от деструктивных действий внутри
страны);

2) функция международного сотрудничества (сотруд­
ничество в политической, экономической, научной, куль­
турной и спортивной сферах, участие в поддержании миро­
вого правопорядка, помощь населению других государств,


оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).

В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практи­чески каждая из функций государства имеет как внутрен­нюю, так и внешнюю стороны.

1.15. Основные формы осуществления функций государства

Деятельность государства и его органов по реализации функций государства осуществляется в различных фор­мах.

С учетом разделения властей выделяют следующие фор­мы осуществления функций государства:

1) нормотворческая — заключается в издании общеобя­
зательных нормативно-правовых актов. Например, для
реализации экологической функции государства необходи­
мы нормативно-правовые акты, определяющие порядок
охраны, рационального использования и возобновления
природных ресурсов, устанавливающие санкции за нане­
сение вреда природе;

2) исполнительно-распорядительная — представляет
собой повседневную реализацию органами исполнительной
власти предписаний законов. Например, экологическая
функция государства осуществляется путем сооружения
природоохранных объектов, создания заповедников и дру­
гих объектов природно-заповедного фонда, финансирова­
ния научных исследований в области экологии;

3) судебная — судебные органы участвуют в реализации
функций государства путем осуществления правосудия.
Например, суды выносят решения по поводу нарушения
экологических прав граждан, приговоры по делам о пре­
ступлениях против окружающей среды;

4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные
органы государства (прокуратура, Антимонопольный ко­
митет, органы отраслевого надзора) наблюдают за точным
и единообразным исполнением законов. Например, органы
геологического надзора осуществляют контроль над про­
ведением геологоразведочных работ, соблюдением соответ­
ствующих нормативов и стандартов.


По внешним признакам деятельности государства раз­личают:

1) правовые формы осуществления функций государ­
ства — все виды деятельности государственных органов,
связанные с изданием правовых актов (законов и подзакон­
ных актов, актов применения права — приказов министров,
приговоров и решений судов, постановлений следователей

и т.д.);

2) организационные формы осуществления функций
государства — текущая техническая, хозяйственная, ста­
тистическая деятельность, направленная на решение кон­
кретных задач. Например, строительство природоохранно­
го объекта требует экономического обоснования, создания
проекта, снабжения строительными материалами, обуче­
ния персонала и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: