Общество как система связей и отношений между людьми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.
Самой ранней формой объединения людей было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община.
Родовая община — это группа лиц, объединенных родством, общей хозяйственной деятельностью, общим местом обитания, общими ритуалами.
Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудовой деятельности распределялись поровну между членами общины.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло
племя. Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не простирались дальше разграничения хозяйственной территории и обмена избыточными продуктами.
|
|
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинившегося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплощается в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородичами принадлежало старейшине. Он не обязательно был самым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта или же наиболее удачливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространялась бы власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основными источниками правил поведения были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами общественных отношений. Их характерные признаки:
|
|
1) они исходили от рода и выражали его интересы;
2) действовали в силу привычки;
3) исполнялись добровольно;
4) их соблюдение обеспечивалось всем родом;
5) они не отражали различия между правами и обязан
ностями: право воспринималось как обязанность, а обязан
ность как право.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это — мононормы.
Мононормы — правила поведения, объединявшие зачатки права, морали, религии. Примером мононормы может быть известное у всех примитивных человеческих сообществ табу — запрет на совершение какого-либо действия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общины. Наиболее распространенным видом мононорм являлись обычаи.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени. Обычаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.
Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:
1) нормы в первобытном обществе складывались стихий
но;
2) существовали исключительно в сознании людей и
передавались из поколения в поколение устно;
3) ведущим способом регулирования был запрет;
4) характерным было отсутствие субъективных прав,
зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и
обязанности члена родовой общины составляли единое
целое;
5) нормы поведения обеспечивались всем коллективом
общины, а не специальным аппаратом принуждения, от
сутствовавшим в первобытном обществе.
Социальные нормы первобытного общества регулировали, а власть обеспечивала функционирование примитивной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разрешение конфликтов внутри общества.
В дальнейшем, под воздействием социально-экономических и политических условий прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.
1.5. Возникновение государства и права
Познание государства и права следует начинать с изучения вопроса об их происхождении. Благодаря данным археологии и этнографии существует достоверное знание не только о первобытном обществе, но и о причинах его эволюции в государственно организованное общество.
Присваивающий тип хозяйства, свойственный первобытному обществу, на определенном этапе перестал соответствовать запросам человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явления. К X тысячелетию до н.э. ледниковый период на Земле завершился, климат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, служивших привычным предметом первобытной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида.
Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиально новому типу хозяйствования: от экономики присваивающей (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, скотоводство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие климатические условия и были виды флоры и фауны, пригодные для одомашнивания.
Процесс перехода от присваивающей к производящей экономике называют неолитической революцией.
Наиболее ранние следы такого перехода обнаружены на территории Таиланда (X-IX тыс. до н.э.). Несколько позднее возникновение земледелия фиксируется в районах Индостана, Передней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. В других регионах земного шара, где климат был прохладнее, неолитическая революция растянулась до III тыс. до н.э.
|
|
Производящая экономика привела к усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении — к стратификации общества. Социальная власть первобытной общины и примитивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождающимися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе —
появления управленческой функции. Должны были появиться лица, занятые исключительно организацией общественного труда. Возникло, по словам английского историка Арнольда Тойнби, «правящее меньшинство и производящее большинство».
Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы). Первоначальной государственной формой стал город, выполнявший по отношению к прилегающим к нему селениям функции управления: руководство строите 1ьством оросительных систем, исполнение общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосудие, организацию обороны.
Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. Оно складывается двумя путями:
1) часть обычаев санкционируется государством и про
должает действовать уже в качестве правовых обычаев;
2) государство путем принятия нормативных актов со
здает новые нормы, содержащие правила поведения, обяза
тельные для всех.
Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйственной необходимости, в силу потребностей производящей экономики. Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.
|
|