Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Общество как система связей и отношений между людь­ми возникло намного раньше государства

Общество как система связей и отношений между людь­ми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.

Самой ранней формой объединения людей было перво­бытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община.

Родовая община — это группа лиц, объединенных род­ством, общей хозяйственной деятельностью, общим местом обитания, общими ритуалами.

Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудовой деятельности распределялись поров­ну между членами общины.

В родовой общине возникали разнообразные, хотя и при­митивные, отношения, возможны были конфликты. Коор­динация отношений и урегулирование конфликтов требо­вали управляющего начала, власти.

Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло


племя. Отношения между родовыми общинами были не­регулярными и, как правило, не простирались дальше разграничения хозяйственной территории и обмена избы­точными продуктами.

Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинивше­гося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплоща­ется в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородичами принад­лежало старейшине. Он не обязательно был самым стар­шим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта или же наиболее удачливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было по­ложение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива.

Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государству ап­парата власти, ни налогов, ни четко определенной терри­тории, на которую распространялась бы власть родовой общины.

Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Осно­вными источниками правил поведения были мифы, тради­ции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами об­щественных отношений. Их характерные признаки:

1) они исходили от рода и выражали его интересы;

2) действовали в силу привычки;

3) исполнялись добровольно;

4) их соблюдение обеспечивалось всем родом;

5) они не отражали различия между правами и обязан­
ностями: право воспринималось как обязанность, а обязан­
ность как право.


Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к кате­гории моральных норм. Это — мононормы.

Мононормы — правила поведения, объединявшие за­чатки права, морали, религии. Примером мононормы мо­жет быть известное у всех примитивных человеческих со­обществ табу — запрет на совершение какого-либо действия (например, охоты на определенный вид животных). Дей­ствие табу обеспечивалось не только страхом перед наказа­нием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общины. Наиболее распростра­ненным видом мононорм являлись обычаи.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила по­ведения людей, вошедшие в привычку в результате много­кратного применения в течение длительного времени. Обы­чаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.

Для первобытного общества характерны следующие осо­бенности нормативного регулирования:

1) нормы в первобытном обществе складывались стихий­
но;

2) существовали исключительно в сознании людей и
передавались из поколения в поколение устно;

3) ведущим способом регулирования был запрет;

4) характерным было отсутствие субъективных прав,
зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и
обязанности члена родовой общины составляли единое
целое;

5) нормы поведения обеспечивались всем коллективом
общины, а не специальным аппаратом принуждения, от­
сутствовавшим в первобытном обществе.

Социальные нормы первобытного общества регулирова­ли, а власть обеспечивала функционирование примитивной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собира­тельство), быт, воспроизводство населения и разрешение конфликтов внутри общества.

В дальнейшем, под воздействием социально-экономи­ческих и политических условий прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.


1.5. Возникновение государства и права

Познание государства и права следует начинать с изуче­ния вопроса об их происхождении. Благодаря данным ар­хеологии и этнографии существует достоверное знание не только о первобытном обществе, но и о причинах его эво­люции в государственно организованное общество.

Присваивающий тип хозяйства, свойственный перво­бытному обществу, на определенном этапе перестал соответ­ствовать запросам человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явления. К X тысячеле­тию до н.э. ледниковый период на Земле завершился, кли­мат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту насе­ления, с другой, к вымиранию или миграции животных, служивших привычным предметом первобытной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида.

Человечество ответило на этот кризис переходом к прин­ципиально новому типу хозяйствования: от экономики присваивающей (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, ското­водство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие кли­матические условия и были виды флоры и фауны, пригод­ные для одомашнивания.

Процесс перехода от присваивающей к производящей экономике называют неолитической революцией.

Наиболее ранние следы такого перехода обнаружены на территории Таиланда (X-IX тыс. до н.э.). Несколько позднее возникновение земледелия фиксируется в райо­нах Индостана, Передней Азии, Ближнего Востока, Се­верной Африки. В других регионах земного шара, где климат был прохладнее, неолитическая революция рас­тянулась до III тыс. до н.э.

Производящая экономика привела к усложнению ор­ганизации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении — к стратификации общества. Социальная власть первобытной общины и примитивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождающи­мися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе —


появления управленческой функции. Должны были по­явиться лица, занятые исключительно организацией об­щественного труда. Возникло, по словам английского историка Арнольда Тойнби, «правящее меньшинство и производящее большинство».

Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы). Первоначальной государственной формой стал город, выполнявший по отношению к прилегающим к нему селе­ниям функции управления: руководство строите 1ьством оросительных систем, исполнение общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосудие, организацию обороны.

Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. Оно складывается двумя путями:

1) часть обычаев санкционируется государством и про­
должает действовать уже в качестве правовых обычаев;

2) государство путем принятия нормативных актов со­
здает новые нормы, содержащие правила поведения, обяза­
тельные для всех.

Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйственной необходимости, в силу потребностей про­изводящей экономики. Производство и распределение про­дуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государ­ственной системы управления и поддержания обществен­ного порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: