Форма правления — это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства).
В зависимости от порядка замещения поста главы государства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.
Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно.
Признаки монархии:
1) власть главы государства (императора, царя, короля,
великого герцога, эмира, султана) существует исторически
и не делегируется ему народом;
2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизнен
но) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх не ответственен за принятые им политические
решения.
В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и правительством. Эти разновидности следующие:
1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская
Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота влас
ти, все иные органы власти формируются монархом и дей
ствуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких
монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формаль
но имеют конституцию;
2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга).
Власть делится между парламентом и монархом. Парламент
принимает законы, но у монарха есть право абсолютного
вето (отклонения законопроекта). Правительство назна
чается монархом, подчиняется ему и несет ответственность
только перед ним;
3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.
Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).
Таблица 1
Сравнительные характеристики разновидностей монархий
Разновидность монархии | Носитель суверенитета | Наличие парламента | Кем формируется правительство |
Абсолютная | Монарх | Отсутствует | Монархом |
Дуалистическая | Монарх | Имеется | Монархом |
Парламентарная | Парламент | Имеется | Парламентом |
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.
Признаки республики:
1) власть главы государства и высших государственных
органов делегируется им народом;
2) полномочия главы государства ограничены определен
ным сроком;
3) глава государства несет политическую ответствен
ность за свою деятельность.
Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:
1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается
прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;
2) парламентская республика (Венгрия, Германия,
Индия, Италия). Президент избирается таким образом,
чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граж
дан: парламентом или особым собранием, формируемым
исключительно для выборов президента. Президент не
является главой правительства и не свободен в его форми
ровании. Фактически главу и состав кабинета определяет
парламент, точнее, партия, победившая на парламентских
выборах и имеющая большинство в парламенте. Правитель
ство несет ответственность перед парламентом;
3) смешанная (президентско-парламентская или
парламентско-президентская) республика (Беларусь,
Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность рес
публики соединяет черты парламентской и президентской
республик. Выборы президента производятся всенародным
голосованием (как в президентской республике), но пре
зидент не возглавляет правительство (как в парламентской
республике). В президентско-парламентской республике
правительство назначается президентом, но назначение
премьер-министра требует согласия парламента. Прави
тельство несет ответственность перед президентом, но и
парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет от
ставку правительства. Для смешанной республики харак
терно выведение поста президента за триаду законодатель
ной, исполнительной и судебной власти: президент имеет
самостоятельный статус.
Таблица 2
Сравнительные характеристики разновидностей республик
Разновидность республики | Порядок выборов президента | Кем формируется правительство | Глава правительства |
Президентская | Избирается народом | Президентом | Президент |
Продолжение таблицы 2 | |||
Парламентарная | Избирается парламентом | Парламентом | Премьер-министр |
Смешанная | Избирается народом | Президентом с согласия парламента | Премьер-министр |
1.18. Формы государственного устройства
Форма государственного устройства — это способ территориально-политического устройства государства, порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями.
По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.
Простое (унитарное) государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). К признакам унитарного государства относятся:
1) наличие единого центра и единой системы органов
власти и управления;
2) наличие единой системы права.
В настоящее время большинство государств мира — унитарные (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.
Разновидности унитарных государств:
— централизованные. Региональные органы этих го
сударств формируются путем назначения сверху
(Нидерланды, Казахстан, Франция);
— децентрализованные. Региональные органы образу
ются независимо от центра, как правило, при помощи
выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Ита
лия).
Сложные государства делятся на федерации и конфедерации.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство. Федерацию характеризуют следующие признаки:
1) наличие нескольких правовых систем, из которых
одна (система федерального права) обладает верховенством
по отношению к праву субъекта федерации;
2) наличие двух уровней государственной власти. Феде
ральная власть (власть государства в целом) обладает всей
полнотой внешнего суверенитета и значительной частью
внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации об
ладает внутренним суверенитетом.
Разновидности федераций:
— территориальные (США, Германия, Бразилия);
— национальные (Бельгия, Индия);
— смешанные (Россия).
В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).
Исторически известна еще одна форма государственного устройства — конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815— 1866 гг.).
Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости).
В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).
В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черногории, которое просуществовало до 2006 г., а затем распалось на два самостоятельных государства — Сербию и Черногорию.
1.19. Формы государственного режима
Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов государ-
ства, действительное состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.
Форма государственного режима — это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная — деление их на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).
Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.
Различают следующие разновидности форм государственного режима:
1) демократический режим, для которого характерны:
реальность политических прав и свобод граждан; полити
ческий и идеологический плюрализм1; формирование ор
ганов власти путем свободных всеобщих выборов; разделе
ние властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго
конституционных рамках.
Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократического режима достигнуты постсоциалистическими странами;
2) антидемократический режим, который делится на
авторитарный и тоталитарный. Характерными при
знаками авторитарного режима являются: ограничение
объема политических прав и свобод; ограниченный поли
тический и идеологический плюрализм (например, дозво
лено существование только двух партий); фактическое, а
порой и формальное отсутствие разделения властей; неде
мократический характер выборов (отсутствие у избирателей
реальной возможности выбора).
Авторитарный режим свойственен ряду развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах (например, в Великобритании в период Второй мировой войны).
1 Плюрализм (от. лат. pluralis — множественный) — многообразие мнений, взглядов, партий как принцип общественного строя.
Характерными признаками тоталитарного режима являются: принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина; приоритет партии или государства в системе социальных ценностей; как правило, однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей; вождизм.
Таблица 3
Сравнительные характеристики видов государственного режима
Преобла- | Наличие | |||
режи | Объем прав и свобод граждан | Способы формирования | дающие методы государственного | или отсутствие |
к | органов власти | управ- | плюрализ- | |
И | ления | ма | ||
Свободные | ||||
уюкратический | Конституционно закреплены и на практике реализуются международные | равные выборы, законное и с учетом общественного мнения назначение состава | Убеждение, руководство, личный пример | Присутствует политический, экономический и идеологический |
стандарты прав человека | органов власти и должностных | плюрализм | ||
лиц | ||||
Выборы носят | Политиче- | |||
неравный и/или | ский и | |||
несвободный | идеологи- | |||
оритарны! | Ограничены политические и некоторые личные права и | характер. Назначение состава органов государственной власти и | Принуждение и контроль | ческий плюрализм ограничены при XT О ТТТТТТТТТТ |
Авт | свободы | должностных лиц | паЛИ. ЧИ.И эконо- | |
произво- | мического | |||
дится без учета | плюрализ- | |||
мнения народа | ма |
39
l | ||||
Выборы либо не | Плюрализм | |||
проводятся, либо | отсутствует | |||
носят | во всех | |||
Принципиальный | декоративный | проявлени- | ||
a | отказ от идеи | характер. | ях. Одно- | |
и ft | прав человека. | Назначение | партий- | |
аз Ъ | Вместо этого | состава органов | Насилие, | ность, от- |
Щ ч | делается | власти и | устрашение | сутствие |
Тота | акцент на права | должност- | оппозиции, | |
класса, расы, | ных лиц всецело | единая | ||
нации | зависит от воли | обязатель- | ||
правящей | ная для | |||
олигархии и/или | всех идео- | |||
желания вождя | логия |
Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская Италия, СССР и страны социалистического лагеря, некоторые современные африканские и азиатские государства). В большинстве случаев тоталитарные и авторитарные режимы трудно разграничить (КНДР, Куба).