Формы правления современных государств

Форма правления — это организация, порядок образо­вания и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства).

В зависимости от порядка замещения поста главы госу­дарства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и переда­ющее свой пост и титул, как правило, по наследству и по­жизненно.

Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, царя, короля,
великого герцога, эмира, султана) существует исторически
и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизнен­
но) и передается, как правило, по наследству;

3) монарх не ответственен за принятые им политические
решения.

В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотно­шений монарха с иными высшими органами власти — пар­ламентом и правительством. Эти разновидности следую­щие:

1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская
Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота влас­
ти, все иные органы власти формируются монархом и дей­
ствуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких
монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формаль­
но имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга).
Власть делится между парламентом и монархом. Парламент
принимает законы, но у монарха есть право абсолютного
вето (отклонения законопроекта). Правительство назна­
чается монархом, подчиняется ему и несет ответственность
только перед ним;


3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобрита­ния, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фак­тически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к за­конопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — форми­рование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение меж­ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Ма­рокко, Непал).

Таблица 1

Сравнительные характеристики разновидностей монархий

Разновидность монархии Носитель суверенитета Наличие парламента Кем формируется правительство
Абсолютная Монарх Отсутствует Монархом
Дуалистическая Монарх Имеется Монархом
Парламентарная Парламент Имеется Парламентом

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными ор­ганами, избираемыми народом на определенный срок.

Признаки республики:

1) власть главы государства и высших государственных
органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены определен­
ным сроком;

3) глава государства несет политическую ответствен­
ность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между пре­зидентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается


прямыми общенародными выборами (исключение состав­ляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только госу­дарство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентская республика (Венгрия, Германия,
Индия, Италия). Президент избирается таким образом,
чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граж­
дан: парламентом или особым собранием, формируемым
исключительно для выборов президента. Президент не
является главой правительства и не свободен в его форми­
ровании. Фактически главу и состав кабинета определяет
парламент, точнее, партия, победившая на парламентских
выборах и имеющая большинство в парламенте. Правитель­
ство несет ответственность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентская или
парламентско-президентская)
республика (Беларусь,
Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность рес­
публики соединяет черты парламентской и президентской
республик. Выборы президента производятся всенародным
голосованием (как в президентской республике), но пре­
зидент не возглавляет правительство (как в парламентской
республике). В президентско-парламентской республике
правительство назначается президентом, но назначение
премьер-министра требует согласия парламента. Прави­
тельство несет ответственность перед президентом, но и
парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет от­
ставку правительства. Для смешанной республики харак­
терно выведение поста президента за триаду законодатель­
ной, исполнительной и судебной власти: президент имеет
самостоятельный статус.

Таблица 2

Сравнительные характеристики разновидностей республик

Разновидность республики Порядок выборов президента Кем формируется правительство Глава правительства
       
Президентская Избирается народом Президентом Президент

Продолжение таблицы 2
       
Парламентарная Избирается парламентом Парламентом Премьер-министр
Смешанная Избирается народом Президентом с согласия парламента Премьер-министр

1.18. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это способ тер­риториально-политического устройства государства, по­рядок взаимоотношений между государством и его отдель­ными частями.

По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) государство — это единое госу­дарство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). К признакам унитарного государства относятся:

1) наличие единого центра и единой системы органов
власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — уни­тарные (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Разновидности унитарных государств:

централизованные. Региональные органы этих го­
сударств формируются путем назначения сверху
(Нидерланды, Казахстан, Франция);

децентрализованные. Региональные органы образу­
ются независимо от центра, как правило, при помощи
выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Ита­
лия).

Сложные государства делятся на федерации и конфеде­рации.

Федерация представляет собой добровольное объедине­ние нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство. Федерацию ха­рактеризуют следующие признаки:


1) наличие нескольких правовых систем, из которых
одна (система федерального права) обладает верховенством
по отношению к праву субъекта федерации;

2) наличие двух уровней государственной власти. Феде­
ральная власть (власть государства в целом) обладает всей
полнотой внешнего суверенитета и значительной частью
внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации об­
ладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций:

— территориальные (США, Германия, Бразилия);

— национальные (Бельгия, Индия);

— смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Исторически известна еще одна форма государственного устройства — конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815— 1866 гг.).

Конфедерация — это временный союз государств, со­зданный для достижения конкретной цели (например, за­воевание независимости).

В данном случае государства объединяют лишь отдель­ные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфе­дерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объеди­ненная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).

В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черногории, которое просуществова­ло до 2006 г., а затем распалось на два самостоятельных государства — Сербию и Черногорию.

1.19. Формы государственного режима

Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его вне­шней форме. Реальная же сущность институтов государ-


ства, действительное состояние демократии находят выра­жение в понятии государственного режима.

Форма государственного режима — это совокупность приемов и методов осуществления государственной влас­ти.

Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная — деле­ние их на демократические и антидемократические (авто­ритарные и тоталитарные).

Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Различают следующие разновидности форм государ­ственного режима:

1) демократический режим, для которого характерны:
реальность политических прав и свобод граждан; полити­
ческий и идеологический плюрализм1; формирование ор­
ганов власти путем свободных всеобщих выборов; разделе­
ние властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго
конституционных рамках.

Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократическо­го режима достигнуты постсоциалистическими странами;

2) антидемократический режим, который делится на
авторитарный и тоталитарный. Характерными при­
знаками авторитарного режима являются: ограничение
объема политических прав и свобод; ограниченный поли­
тический и идеологический плюрализм (например, дозво­
лено существование только двух партий); фактическое, а
порой и формальное отсутствие разделения властей; неде­
мократический характер выборов (отсутствие у избирателей
реальной возможности выбора).

Авторитарный режим свойственен ряду развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократи­ческих государствах (например, в Великобритании в пери­од Второй мировой войны).

1 Плюрализм (от. лат. pluralis — множественный) — много­образие мнений, взглядов, партий как принцип общественного строя.


Характерными признаками тоталитарного режима являются: принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина; приоритет партии или государства в систе­ме социальных ценностей; как правило, однопартийная политическая система и запрет на существование оппози­ции; наличие общеобязательной государственной идеоло­гии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей; вож­дизм.

Таблица 3

Сравнительные характеристики видов государственного режима

      Преобла- Наличие
режи Объем прав и свобод граждан Способы формирования дающие методы государственного или отсутствие
к   органов власти управ- плюрализ-
И     ления ма
         
    Свободные    
уюкратический Конституционно закреп­лены и на практике реализуются междуна­родные равные выборы, законное и с учетом общест­венного мнения назначение состава Убеждение, руководство, личный при­мер Присутст­вует поли­тический, экономиче­ский и идеологи­ческий
  стандарты прав человека органов власти и должностных   плюрализм
    лиц    
    Выборы носят   Политиче-
    неравный и/или   ский и
    несвободный   идеологи-
оритарны! Ограничены политические и некоторые личные права и характер. Назначение состава органов государственной власти и Принуждение и контроль ческий плюрализм ограничены при XT О ТТТТТТТТТТ
Авт свободы должност­ных лиц   паЛИ. ЧИ.И эконо-
    произво-   мического
    дится без учета   плюрализ-
    мнения народа   ма

39


 
l        
    Выборы либо не   Плюрализм
    проводятся, либо   отсутствует
    носят   во всех
  Принципиальный декоративный   проявлени-
a отказ от идеи характер.   ях. Одно-
и ft прав человека. Назначение   партий-
аз Ъ Вместо этого состава органов Насилие, ность, от-
Щ ч делается власти и устрашение сутствие
Тота акцент на права должност-   оппозиции,
класса, расы, ных лиц всецело   единая
  нации зависит от воли   обязатель-
    правящей   ная для
    олигархии и/или   всех идео-
    желания вождя   логия

Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская Италия, СССР и страны социалис­тического лагеря, некоторые современные африканские и азиатские государства). В большинстве случаев тоталитар­ные и авторитарные режимы трудно разграничить (КНДР, Куба).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: