В первобытном обществе права и обязанности человека практически полностью совпадали. Человек не воспринимал себя и не воспринимался другими как индивидуальность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-теоретическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для размышлений, понимали ценность свободы, равенства, достоинства человека. Право, наоборот, фиксировало и защищало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что «в рабе все человеческое умирает», что «крепостные находятся вне общества». Права трактовались как привилегии, дарован-ные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, а то и отдельным лицам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.
Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных револю-
|
|
ций (XVII-XVIII вв.)- Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о запрете пыток и о праве на представление индивидуальных петиций к королю.
Первый систематизированный свод прав человека содержала Вирджинская декларация (вводная часть Конституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она открывалась словами: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъемлемыми правами, а именно: правами пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуществом и правами добиваться и обретать счастье и безопасность». В последующих параграфах декларации закреплялись равенство и ликвидация наследственных привилегий, избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, личная неприкосновенность и неприкосновенность жилища, свобода совести, свобода печати, право на справедливый суд присяжных.
В 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина признала в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав свободу личности, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. К числу прав гражданина авторы декларации отнесли свободу печати, право на отправление государственных должностей, участие в формировании государственного бюджета.
В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конституция — Конституция США — была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о правах. Он гарантировал американским гражданам свободу совести, печати, собраний, петиций, право на ношение оружия (что уравнивало американцев с английскими дворянами), устанавливал гарантии неприкосновенности личности, имущества, жилища, правила должной судебной процедуры. После окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861—1865 гг.) XIII-XV поправки к Конституции США отменили рабство и дискриминацию граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или подневольности.
|
|
В XIX в. личные, экономические и политические права получили формально-юридическое закрепление в больший-
стве действующих конституций. Тем самым был завершен этап формирования первого поколения прав человека.
С середины XIX в. в условиях индустриальной революции и возрастания численности и значения армии наемного труда в ряде государств постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на свободный труд, на социальную помощь по случаю безработицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфуртской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось право на бесплатное начальное образование.
Конституционное закрепление обширной группы социальных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — является одним из немногочисленных достижений перед человечеством СССР и других стран марксистского социализма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получили признание после Второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека.
Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной Хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира.
Вторая половина XX в. была отмечена, с одной стороны, ростом национально-освободительного движения, повлекшим распад колониальных империй. С другой стороны, обострились глобальные проблемы: терроризм, наращивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих усилий народов. Юридическим выражением процесса глобализации стало формирование третьего поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных документах коллективные права: на мир и безопасность, независимость и свободное развитие, на здоровую окружающую
среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества.
Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны. Любые коллективные права никоим образом не должны ущемлять права и свободы отдельной личности,
1.26. Главные направления формирования
гражданского общества и правового государства
в Украине
В Конституции Украины понятие «гражданское общество» не зафиксировано, хотя основные нормативные установки гражданского общества нашли здесь свое отражение. Это не случайно, ведь развитого гражданского общества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:
|
|
1) развитие частной инициативы. История не знает
примеров существования гражданского общества и право
вого государства без рыночных отношений и частной соб
ственности. Частная собственность, рыночная экономика
препятствуют политической монополии партии или соци
альной группы, создают материальные условия для само
стоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важней
шие правовые средства в этом смысле — закрепление права
собственности и свободы предпринимательства в Консти
туции Украины, Гражданском и Хозяйственном кодексах.
Гражданский кодекс, учитывая его значение для граждан
ского общества, часто называют второй или экономической
конституцией государства;
2) достижение высокого уровня благосостояния граж
дан, сглаживание социального неравенства. Ни граждан
ское общество, ни правовое государство невозможно при
бедности, социальной незащищенности большинства на
селения. Традиционной опорой демократии является сред'
ний класс, в современных западных государствах достигав
ющий двух третей населения. Украинское государство
должно создать правовые и политические условия для
формирования среднего класса, преодоления бедности зна
чительной части населения Украины. Этот процесс нераз-
рывно связан с развитием рыночной экономики, совершенствованием налогового и социального законодательства;
3) формирование гражданской политической культу
ры. Носители такого типа политической культуры не толь
ко осознают цели и назначение политики, но и активно
участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой частью
этого процесса является повышение правовой культуры,
уровня правовых знаний населения Украины, преодоление
нигилистического и идеалистического отношения к право
вым ценностям, политического абсентеизма (отказа от
участия в политической жизни, в частности — в выборах);
4) совершенствование системы законодательства.
Отраслевое законодательство должно быть как минимум
приведено в соответствие с Конституцией Украины и рати
фицированными Украиной международными договорами.
|
|
На продвижение нашей страны к гражданскому обществу нацелена Конституция Украины, политическая деятельность всех демократически ориентированных общественных сил.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРАВА