Права человека в истории цивилизации

В первобытном обществе права и обязанности человека практически полностью совпадали. Человек не восприни­мал себя и не воспринимался другими как индивидуаль­ность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации про­блема прав человека ставилась только в идейно-теоретичес­ком плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспе­ченные материально и обладавшие досугом для размышле­ний, понимали ценность свободы, равенства, достоинства человека. Право, наоборот, фиксировало и защищало не­равенство людей, доходя до утверждений о том, что «в рабе все человеческое умирает», что «крепостные находятся вне общества». Права трактовались как привилегии, дарован-ные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, а то и отдельным лицам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных револю-


ций (XVII-XVIII вв.)- Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о запре­те пыток и о праве на представление индивидуальных пе­тиций к королю.

Первый систематизированный свод прав человека со­держала Вирджинская декларация (вводная часть Консти­туции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она открывалась словами: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъем­лемыми правами, а именно: правами пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуще­ством и правами добиваться и обретать счастье и безопас­ность». В последующих параграфах декларации за­креплялись равенство и ликвидация наследственных при­вилегий, избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, личная непри­косновенность и неприкосновенность жилища, свобода совести, свобода печати, право на справедливый суд при­сяжных.

В 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина признала в качестве неотъемлемых и неотчуж­даемых прав свободу личности, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. К числу прав гражданина авто­ры декларации отнесли свободу печати, право на отправле­ние государственных должностей, участие в формировании государственного бюджета.

В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу­ция — Конституция США — была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о пра­вах. Он гарантировал американским гражданам свободу совести, печати, собраний, петиций, право на ношение оружия (что уравнивало американцев с английскими дво­рянами), устанавливал гарантии неприкосновенности личности, имущества, жилища, правила должной судебной процедуры. После окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861—1865 гг.) XIII-XV поправки к Кон­ституции США отменили рабство и дискриминацию граж­дан на выборах по признаку цвета кожи, расы или подне­вольности.

В XIX в. личные, экономические и политические права получили формально-юридическое закрепление в больший-


стве действующих конституций. Тем самым был завершен этап формирования первого поколения прав человека.

С середины XIX в. в условиях индустриальной револю­ции и возрастания численности и значения армии наемно­го труда в ряде государств постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конститу­ция Франции 1848 г. фиксировала право на свободный труд, на социальную помощь по случаю безработицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфуртской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось право на бесплатное на­чальное образование.

Конституционное закрепление обширной группы соци­альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв­ляется одним из немногочисленных достижений перед человечеством СССР и других стран марксистского социа­лизма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получили признание после Второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека.

Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной Хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной стороны, ростом национально-освободительного движения, повлек­шим распад колониальных империй. С другой стороны, обострились глобальные проблемы: терроризм, наращива­ние вооружений, загрязнение окружающей среды и грозя­щее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, не­излечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих усилий народов. Юридическим выражением процесса глобализа­ции стало формирование третьего поколения прав челове­ка. К ним относят закрепленные в международных доку­ментах коллективные права: на мир и безопасность, неза­висимость и свободное развитие, на здоровую окружающую


среду, на доступ к экономическому, научному и культур­ному потенциалу человечества.

Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны. Любые коллективные права никоим образом не должны ущемлять права и свободы отдельной личности,

1.26. Главные направления формирования

гражданского общества и правового государства

в Украине

В Конституции Украины понятие «гражданское обще­ство» не зафиксировано, хотя основные нормативные уста­новки гражданского общества нашли здесь свое отражение. Это не случайно, ведь развитого гражданского общества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:

1) развитие частной инициативы. История не знает
примеров существования гражданского общества и право­
вого государства без рыночных отношений и частной соб­
ственности. Частная собственность, рыночная экономика
препятствуют политической монополии партии или соци­
альной группы, создают материальные условия для само­
стоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важней­
шие правовые средства в этом смысле — закрепление права
собственности и свободы предпринимательства в Консти­
туции Украины, Гражданском и Хозяйственном кодексах.
Гражданский кодекс, учитывая его значение для граждан­
ского общества, часто называют второй или экономической
конституцией государства;

2) достижение высокого уровня благосостояния граж­
дан, сглаживание социального неравенства. Ни граждан­
ское общество, ни правовое государство невозможно при
бедности, социальной незащищенности большинства на­
селения. Традиционной опорой демократии является сред'
ний класс,
в современных западных государствах достигав
ющий двух третей населения. Украинское государство
должно создать правовые и политические условия для
формирования среднего класса, преодоления бедности зна­
чительной части населения Украины. Этот процесс нераз-


рывно связан с развитием рыночной экономики, совершен­ствованием налогового и социального законодательства;

3) формирование гражданской политической культу­
ры.
Носители такого типа политической культуры не толь­
ко осознают цели и назначение политики, но и активно
участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой частью
этого процесса является повышение правовой культуры,
уровня правовых знаний населения Украины, преодоление
нигилистического и идеалистического отношения к право­
вым ценностям, политического абсентеизма (отказа от
участия в политической жизни, в частности — в выборах);

4) совершенствование системы законодательства.
Отраслевое законодательство должно быть как минимум
приведено в соответствие с Конституцией Украины и рати­
фицированными Украиной международными договорами.

На продвижение нашей страны к гражданскому обще­ству нацелена Конституция Украины, политическая дея­тельность всех демократически ориентированных обще­ственных сил.


Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРАВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: