Государства, существовавшие на территории современной Украины

Зарождение государственности на территории современ­ной Украины уходит во времена далекой древности. Меж­дуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее древних земледельческих цивилизаций, следы которой сохранились в трипольской культуре.

В первом тысячелетии до нашей эры в Северном При­черноморье и Приазовье сложились Скифское государство, античные (греческие, затем римские) города-государства Ольвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по этническому составу и формам, эти государства сотруд­ничали между собой. Именно они заложили основы госу­дарственности на территории современной Украины. Антич­ная государственность погибла в результате общего кризи­са рабовладельческого хозяйства и мощных миграционных


процессов начала I тысячелетия нашей эры («великое пере­селение народов»).

В VI-VIII ст.ст. н.э. сложились предпосылки для фор­мирования государственности восточнославянских племен. В VI в. началась история Киевской Руси — государства, объединившего под своей властью все восточнославянские племена. По своей форме Киевская Русь была доклассовым государством, возникшим на общинной основе и сочетав­шим черты унитарного и федеративного государства. От­дельные ее части (княжества) обладали известной само­стоятельностью, несмотря на то, что правящей была одна династия киевских князей. В XII в. начался период раздроб­ленности и распада Киевской Руси.

Вторая держава на территории современной Украины — Галицко-Волынское княжество, образованное в 1199 г. путем объединения самостоятельных Галицкого и Волын­ского княжеств. Галицко-Волынское княжество продолжи­ло политико-правовые традиции Киевской Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объединяло под своею властью практически все украинские земли. В XIII в. укра­инские земли переживали нашествие монголо-татар, тра­гическим результатом которого стала утрата Галицко-Во-лынским княжеством политической самостоятельности. Галицко-волынский князь, как и другие русские князья, стал данником и вассалом Золотой Орды.

В XIV в. в силу ослабления Золотой Орды украинские земли были захвачены и инкорпорированы в состав Поль­ского королевства и Великого княжества Литовского. Самостоятельное политическое развитие украинского на­рода прервалось. В XVI ст. Польша и Литва объединились, создав своеобразное федеративное государство — Речь По-сполитую, в составе которого украинские земли находи­лись под управлением польской администрации.

В середине XVII в. в результате Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельниц­кого была создана Украинская казацко-гетманская дер­жава. Будучи суверенной во внутренних и частично — во внешних делах, она вошла в состав Московского государ­ства на условиях сохранения автономии. В течение второй половины XVII—XVIII ст.ст. автономные права Украины постепенно ограничивались царским правительством. Лик­видация Запорожской Сечи, гетманства, полково-сотенного строя, собственного войска во второй половине XVIII ст.


привели к утрате автономии. В связи с разделом Речи По-сполитой и началом распада Османской империи Правобе­режная Украина и причерноморские земли вошли в состав России, а западные украинские земли — в состав империи Габсбургов (с 1806 г.Австрийская, а с 1867 г.Ав­стро-Венгерская империя). Как в Российской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) империи украинские земли были лишены национальной автономии.

Возрождение национального украинского государства началось в 1917 г., после Февральской революции в России. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быстро и не­уклонно эволюционировала в орган представительной власти Украины. Образованный Центральной Радой Гене­ральный Секретариат приобрел черты правительства Укра­ины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады провозгласил создание Украинской Народной Республики. Предполагалось, что она станет составной частью федера­тивной России, но конфликт с новым правительством Рос­сии — Советом Народных Комиссаров — привел к отказу от этой идеи, и в январе 1918 г. IV Универсал Центральной Рады объявил независимость УНР. В апреле 1918 г. Цен­тральная Рада приняла демократическую по своей сути Конституцию УНР.

Внутренние и внешние факторы повлекли за собой гибель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государственного пере­ворота к власти пришел Павел Скоропадский, провозгла­шенный гетманом Украинской державы. Украинская дер­жава времен Гетманата имела черты личной диктатуры.

Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее территории национальных государств затронули западно-украинские земли, где в ноябре 1918 г. была провозглаше­на Западно-Украинская Народная Республика. В январе 1919 г. возрожденная после антигетманского восстания УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной степени формально, в единую Украинскую Народную Республику. Во главе УНР стоял коллективный орган — Директория, но в условиях почти постоянных военных действий режим в УНР эволюционировал в сторону диктатуры.

Национальная государственность Украины не утверди­лась в силу целого ряда внутренних и внешних причин. Параллельно с национальными государственными образо­ваниями в 1917-1920 гг. существовали органы Советской власти, копировавшие соответствующие российские учреж-


дения. В декабре 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил установление Советской власти в Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Конституция Украин­ской Социалистической Советской Республики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик. Советская форма государства просуществовала в Украине вплоть до начала возрождения суверенитета и независимости Украины в 1990-1991 гг.

Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. положила начало возрождению государ­ственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Верхов­ная Рада Украины провозгласила независимость Украины. Важнейшей вехой на пути становления украинской госу­дарственности стало принятие 28 июня 1996 г. Конститу­ции, закрепившей республиканскую форму правления, унитарную форму государственного устройства, демокра­тический государственный режим в Украине.

1.21. Особенности взаимоотношений общества

и государства. Исторический аспект формирования

представлений об их сущности

Взаимоотношения общества и государства по-разному оценивались в разные исторические эпохи. В давние вре­мена, как правило, понятия «общество» и «государство» отождествлялись. Представителями такой точки зрения были греческие философы Платон и Аристотель. Вместе с тем к обществу (а значит — и к государству) они относили только полноправных граждан полиса, ставя за пределы общества иностранцев, рабов, женщин.

Во времена средневековья государство, как правило, отождествлялось с правителем, а общество — с высшими сословиями (дворянством и духовенством). Лишь одиночные мыслители осмеливались говорить о необходимости обще­ственного контроля над государственной властью (в част­ности, такие мысли выражал Марсилий Падуанский).

Термин «государство» (в понимании отдельного от об­щества и правителя явления) ввел в обращение итальянский мыслитель времен Ренессанса Никколо Макиавелли.

Но окончательно понятия «общество» и «государство» были отделены одно от другого политическими философами иремен раннебуржуазных революций в Европе {Бенедикт


Спиноза, Джон Локк, Жан Жак Руссо). Именно они со­здали концепцию гражданского общества, интересам и потребностям которого должно было подчиняться государ­ство и его аппарат. Государство появляется как договорной результат умного компромисса между людьми. Общество наделяет государство полномочиями охранять естественные права человека и карать правонарушителей.

В дальнейшем сложились два основных типа представ­лений о соотношении общества и государства:

— теория этатистского государства, в соответствии
с которой государство стоит над обществом, контроле
рует его, чтобы индивиды не нарушали прав друг
друга и не посягали на правопорядок (ярким пред­
ставителем такой точки зрения был Георг Фридрих
Гегель);

— теория правового государства, в соответствии с ко­
торой государство подчинено обществу и своей зада­
чей имеет обеспечение нормального функционирова­
ния гражданского общества (философское обоснова­
ние этой идеи предоставил Иммануил Кант, а
правовое — Роберт фон Моль). Р.фон Моль впервые
ввел в научное обращение понятие «правовое госу­
дарство».

1.22. Гражданское общество и государство

Понятие «гражданское общество» отличается от поня* тия «общество». Общество как свойственный только чело­веку механизм общения и коллективной деятельности возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сложив' шееся в ряде государств (прежде всего — западноевропей­ских) в Новое время. В досовременных государствах су­ществовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных органов обществу в Древних Афинах, развитое частное право в Древнем Риме).

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государ­ственного вмешательства.


В широком смысле слова гражданское общество вклю­чает в себя все то, до чего «не доходят руки» государства.

У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:

1) свободные, равноправные, самостоятельные инди­
виды.
В личностном отношении член гражданского обще­
ства — это свободный человек, обладающий чувством
личного достоинства. В экономическом плане его самосто­
ятельность проявляется в том, что он выступает одновре­
менно как собственник и труженик. Он обладает средства­
ми, необходимыми для нормального существования, и готов
взять на себя риск ведения своего дела, ответственность за
себя и свою семью. Политический аспект свободы индиви­
да заключается в его независимости от государства и воз­
можности участвовать в управлении государственными
делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья,
церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж­
данском обществе каждый имеет возможность удовлетво­
рить извечную тягу человека к общению — по возрастным,
интеллектуальным, экономическим, спортивным, религи­
озным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и их
объединениями,
развивающиеся на основе равенства и
самоуправления. Отношения в среде гражданского обще­
ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи­
ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные,
правовые, политические. Характерно, что здесь преобла­
дают не вертикальные (по подчиненности), а горизонталь­
ные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу
деятельности людей государство вмешивается лишь тогда,
когда обществу или отдельным людям грозит опасность,
когда общество не может самостоятельно справиться с ка­
кой-то проблемой.

Следовательно, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сферы жизне­деятельности людей, свободные от государственного вмешательства.

Весьма острой является проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. Равноправное парт^ нерство между ними невозможно, так как любая государ­ственная власть постоянно стремится к самовозрастанию и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское об-


щество формирует и контролирует государство, либо госу­дарство поглощает общество, и тогда оно перестает быть гражданским.

Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое госу­дарство — это система органов и институтов, которые га­рантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи политичес­ких партий (особенно оппозиционных), средств массовой информации, свободных демократических выборов.

1.23. Понятие и основные признаки правового государства

Правовое государство — это такое государство, в кото­ром наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти­
рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж­
дан перед законом, доступность правовой защиты для
каждого гражданина, ограничение вмешательства государ­
ства в сферу частной инициативы;

2) верховенство правового закона в системе норматив­
но-правовых актов. Правовым является только такой закон,
который содержит равную для всех меру свободы и спра­
ведливости. Иначе говоря, это справедливый и гуманный
закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования
власти.
Органы власти правового государства, как прави­
ло, формируются путем выборов, а назначения на государ­
ственные должности осуществляются с соблюдением за­
конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ­
нейшее средство контроля общества над государственной
властью. В правовом государстве невозможны государствен­
ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга­
нов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за­
конодательная, исполнительная, судебная) формируется и
действует в относительной независимости друг от друга.


Разделение властей означает также наличие строго очер­ченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового госу­
дарства действует по принципу «разрешено только то, что
прямо дозволено законом». Правовое государство выступа­
ет в качестве такого типа государства, власть которого
основана на праве, ограничивается с помощью права и осу­
ществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граж­
дан.
Только в таком случае возможно сознательное, компе­
тентное участие граждан в управлении государственными
и общественными делами, уважение к закону, правам и
свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и личнос­
ти.
Ответственность личности перед государством суще­
ствует при любом типе государства. Но только в правовом
государстве возможна ответственность государственной
власти перед личностью в случае нарушения государством
прав, свобод и законных интересов личности. Она реализу­
ется при помощи подачи иска к государству и его органам,
обращения в суд, в том числе и в международные судебные
органы;

8) высокое положение суда в обществе и государстве.
Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между
гражданами и государством. Деятельность суда должна
основываться на таких принципах как коллегиальность,
презумпция невиновности, состязательность, равенство
сторон, обжалование принятых решений и др.

Правовое государство — это идеал, который пока не до­стигнут даже в самых развитых государствах. Тем не менее, конституционное закрепление этого идеала обязывает го­сударственную власть к законным, справедливым действи­ям на общее благо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: