Зарождение государственности на территории современной Украины уходит во времена далекой древности. Междуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее древних земледельческих цивилизаций, следы которой сохранились в трипольской культуре.
В первом тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье и Приазовье сложились Скифское государство, античные (греческие, затем римские) города-государства Ольвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по этническому составу и формам, эти государства сотрудничали между собой. Именно они заложили основы государственности на территории современной Украины. Античная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных миграционных
процессов начала I тысячелетия нашей эры («великое переселение народов»).
В VI-VIII ст.ст. н.э. сложились предпосылки для формирования государственности восточнославянских племен. В VI в. началась история Киевской Руси — государства, объединившего под своей властью все восточнославянские племена. По своей форме Киевская Русь была доклассовым государством, возникшим на общинной основе и сочетавшим черты унитарного и федеративного государства. Отдельные ее части (княжества) обладали известной самостоятельностью, несмотря на то, что правящей была одна династия киевских князей. В XII в. начался период раздробленности и распада Киевской Руси.
|
|
Вторая держава на территории современной Украины — Галицко-Волынское княжество, образованное в 1199 г. путем объединения самостоятельных Галицкого и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княжество продолжило политико-правовые традиции Киевской Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объединяло под своею властью практически все украинские земли. В XIII в. украинские земли переживали нашествие монголо-татар, трагическим результатом которого стала утрата Галицко-Во-лынским княжеством политической самостоятельности. Галицко-волынский князь, как и другие русские князья, стал данником и вассалом Золотой Орды.
В XIV в. в силу ослабления Золотой Орды украинские земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. Самостоятельное политическое развитие украинского народа прервалось. В XVI ст. Польша и Литва объединились, создав своеобразное федеративное государство — Речь По-сполитую, в составе которого украинские земли находились под управлением польской администрации.
В середине XVII в. в результате Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого была создана Украинская казацко-гетманская держава. Будучи суверенной во внутренних и частично — во внешних делах, она вошла в состав Московского государства на условиях сохранения автономии. В течение второй половины XVII—XVIII ст.ст. автономные права Украины постепенно ограничивались царским правительством. Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-сотенного строя, собственного войска во второй половине XVIII ст.
|
|
привели к утрате автономии. В связи с разделом Речи По-сполитой и началом распада Османской империи Правобережная Украина и причерноморские земли вошли в состав России, а западные украинские земли — в состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская, а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как в Российской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) империи украинские земли были лишены национальной автономии.
Возрождение национального украинского государства началось в 1917 г., после Февральской революции в России. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быстро и неуклонно эволюционировала в орган представительной власти Украины. Образованный Центральной Радой Генеральный Секретариат приобрел черты правительства Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады провозгласил создание Украинской Народной Республики. Предполагалось, что она станет составной частью федеративной России, но конфликт с новым правительством России — Советом Народных Комиссаров — привел к отказу от этой идеи, и в январе 1918 г. IV Универсал Центральной Рады объявил независимость УНР. В апреле 1918 г. Центральная Рада приняла демократическую по своей сути Конституцию УНР.
Внутренние и внешние факторы повлекли за собой гибель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государственного переворота к власти пришел Павел Скоропадский, провозглашенный гетманом Украинской державы. Украинская держава времен Гетманата имела черты личной диктатуры.
Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее территории национальных государств затронули западно-украинские земли, где в ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. В январе 1919 г. возрожденная после антигетманского восстания УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной степени формально, в единую Украинскую Народную Республику. Во главе УНР стоял коллективный орган — Директория, но в условиях почти постоянных военных действий режим в УНР эволюционировал в сторону диктатуры.
Национальная государственность Украины не утвердилась в силу целого ряда внутренних и внешних причин. Параллельно с национальными государственными образованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Советской власти, копировавшие соответствующие российские учреж-
дения. В декабре 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил установление Советской власти в Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Конституция Украинской Социалистической Советской Республики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик. Советская форма государства просуществовала в Украине вплоть до начала возрождения суверенитета и независимости Украины в 1990-1991 гг.
Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. положила начало возрождению государственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Верховная Рада Украины провозгласила независимость Украины. Важнейшей вехой на пути становления украинской государственности стало принятие 28 июня 1996 г. Конституции, закрепившей республиканскую форму правления, унитарную форму государственного устройства, демократический государственный режим в Украине.
1.21. Особенности взаимоотношений общества
и государства. Исторический аспект формирования
представлений об их сущности
|
|
Взаимоотношения общества и государства по-разному оценивались в разные исторические эпохи. В давние времена, как правило, понятия «общество» и «государство» отождествлялись. Представителями такой точки зрения были греческие философы Платон и Аристотель. Вместе с тем к обществу (а значит — и к государству) они относили только полноправных граждан полиса, ставя за пределы общества иностранцев, рабов, женщин.
Во времена средневековья государство, как правило, отождествлялось с правителем, а общество — с высшими сословиями (дворянством и духовенством). Лишь одиночные мыслители осмеливались говорить о необходимости общественного контроля над государственной властью (в частности, такие мысли выражал Марсилий Падуанский).
Термин «государство» (в понимании отдельного от общества и правителя явления) ввел в обращение итальянский мыслитель времен Ренессанса Никколо Макиавелли.
Но окончательно понятия «общество» и «государство» были отделены одно от другого политическими философами иремен раннебуржуазных революций в Европе {Бенедикт
Спиноза, Джон Локк, Жан Жак Руссо). Именно они создали концепцию гражданского общества, интересам и потребностям которого должно было подчиняться государство и его аппарат. Государство появляется как договорной результат умного компромисса между людьми. Общество наделяет государство полномочиями охранять естественные права человека и карать правонарушителей.
В дальнейшем сложились два основных типа представлений о соотношении общества и государства:
— теория этатистского государства, в соответствии
с которой государство стоит над обществом, контроле
рует его, чтобы индивиды не нарушали прав друг
друга и не посягали на правопорядок (ярким пред
ставителем такой точки зрения был Георг Фридрих
Гегель);
— теория правового государства, в соответствии с ко
торой государство подчинено обществу и своей зада
чей имеет обеспечение нормального функционирова
ния гражданского общества (философское обоснова
ние этой идеи предоставил Иммануил Кант, а
правовое — Роберт фон Моль). Р.фон Моль впервые
ввел в научное обращение понятие «правовое госу
дарство».
|
|
1.22. Гражданское общество и государство
Понятие «гражданское общество» отличается от поня* тия «общество». Общество как свойственный только человеку механизм общения и коллективной деятельности возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сложив' шееся в ряде государств (прежде всего — западноевропейских) в Новое время. В досовременных государствах существовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных органов обществу в Древних Афинах, развитое частное право в Древнем Риме).
Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государственного вмешательства.
В широком смысле слова гражданское общество включает в себя все то, до чего «не доходят руки» государства.
У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:
1) свободные, равноправные, самостоятельные инди
виды. В личностном отношении член гражданского обще
ства — это свободный человек, обладающий чувством
личного достоинства. В экономическом плане его самосто
ятельность проявляется в том, что он выступает одновре
менно как собственник и труженик. Он обладает средства
ми, необходимыми для нормального существования, и готов
взять на себя риск ведения своего дела, ответственность за
себя и свою семью. Политический аспект свободы индиви
да заключается в его независимости от государства и воз
можности участвовать в управлении государственными
делами;
2) негосударственные объединения граждан (семья,
церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж
данском обществе каждый имеет возможность удовлетво
рить извечную тягу человека к общению — по возрастным,
интеллектуальным, экономическим, спортивным, религи
озным, политическим интересам;
3) общественные отношения между индивидами и их
объединениями, развивающиеся на основе равенства и
самоуправления. Отношения в среде гражданского обще
ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи
ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные,
правовые, политические. Характерно, что здесь преобла
дают не вертикальные (по подчиненности), а горизонталь
ные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу
деятельности людей государство вмешивается лишь тогда,
когда обществу или отдельным людям грозит опасность,
когда общество не может самостоятельно справиться с ка
кой-то проблемой.
Следовательно, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сферы жизнедеятельности людей, свободные от государственного вмешательства.
Весьма острой является проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. Равноправное парт^ нерство между ними невозможно, так как любая государственная власть постоянно стремится к самовозрастанию и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское об-
щество формирует и контролирует государство, либо государство поглощает общество, и тогда оно перестает быть гражданским.
Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое государство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи политических партий (особенно оппозиционных), средств массовой информации, свободных демократических выборов.
1.23. Понятие и основные признаки правового государства
Правовое государство — это такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.
Основные признаки правового государства:
1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти
рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж
дан перед законом, доступность правовой защиты для
каждого гражданина, ограничение вмешательства государ
ства в сферу частной инициативы;
2) верховенство правового закона в системе норматив
но-правовых актов. Правовым является только такой закон,
который содержит равную для всех меру свободы и спра
ведливости. Иначе говоря, это справедливый и гуманный
закон, перед которым все равны;
3) демократический, легальный способ формирования
власти. Органы власти правового государства, как прави
ло, формируются путем выборов, а назначения на государ
ственные должности осуществляются с соблюдением за
конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ
нейшее средство контроля общества над государственной
властью. В правовом государстве невозможны государствен
ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга
нов власти;
4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за
конодательная, исполнительная, судебная) формируется и
действует в относительной независимости друг от друга.
Разделение властей означает также наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;
5) связанность власти правом. Власть правового госу
дарства действует по принципу «разрешено только то, что
прямо дозволено законом». Правовое государство выступа
ет в качестве такого типа государства, власть которого
основана на праве, ограничивается с помощью права и осу
ществляется в правовых формах;
6) высокий уровень общей и правовой культуры граж
дан. Только в таком случае возможно сознательное, компе
тентное участие граждан в управлении государственными
и общественными делами, уважение к закону, правам и
свободам сограждан;
7) взаимная ответственность государства и личнос
ти. Ответственность личности перед государством суще
ствует при любом типе государства. Но только в правовом
государстве возможна ответственность государственной
власти перед личностью в случае нарушения государством
прав, свобод и законных интересов личности. Она реализу
ется при помощи подачи иска к государству и его органам,
обращения в суд, в том числе и в международные судебные
органы;
8) высокое положение суда в обществе и государстве.
Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между
гражданами и государством. Деятельность суда должна
основываться на таких принципах как коллегиальность,
презумпция невиновности, состязательность, равенство
сторон, обжалование принятых решений и др.
Правовое государство — это идеал, который пока не достигнут даже в самых развитых государствах. Тем не менее, конституционное закрепление этого идеала обязывает государственную власть к законным, справедливым действиям на общее благо.