Завершающей стадией судопроизводства выступает исполнительное производство.
Исполнительное производство осуществляется Государственной исполнительной службой Украины, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины.
Она обеспечивает выполнение таких исполнительных документов:
— исполнительные письма, которые выдаются судами;
— определения, постановления судов по гражданским,
хозяйственным, административным и уголовным
делам;
— судебные приказы;
— исполнительные надписи нотариусов;
— удостоверение комиссий по трудовым спорам;
— постановления органов (должностных лиц), уполно
моченных рассматривать дела об административных
правонарушениях;
— решения органов государственной власти, принятые
по вопросам владения и пользования культовыми
зданиями и имуществом и др.
Меры принудительного выполнения решений:
1) обращение взыскания на имущество должника;
2) обращение взыскания на заработную плату (зарабо
ток), доходы, пенсию, стипендию должника;
|
|
3) изъятие у должника и передача взыскателю опреде
ленных предметов, отмеченных в решении;
4) другие меры, предусмотренные решением суда или
должностного лица.
Государственный исполнитель в 3-дневной срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного выполнения решения (не больше семи дней, а решений о принудительном выселении — пятнадцати дней) и предупреждает должника о принудительном выполнении решения по окончании установленного срока.
С целью обеспечения выполнения решения об имущественных взысканиях государственный исполнитель вправе наложить арест на имущество должника и объявить запрещение на его отчуждение.
Срок исполнительного производства — не больше шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, а по выполнению решения неимущественного характера — два месяца.
Немедленному выполнению подлежат решения:
1) о взыскании алиментов, заработной платы в пределах платежей, начисленных за один месяц, а также о взыскании
всей суммы долга по этим выплатам, если решением предусмотрено ее немедленное взыскание;
2) о возобновлении на работе или на предыдущей долж
ности незаконно освобожденного или переведенного работ
ника;
3) в других случаях, если немедленное выполнение пред
усмотрено законом и об этом отмечено в исполнительном
документе.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Вщомосп Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.
|
|
О статусе судей: Закон Украины от 15 декабря 1992 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 8. — Ст. 56.
О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей»: Закон Украины от 21 июня 2001 г, // BiflOMOCTi Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 33. — Ст. 180.
О судоустройстве: Закон Украины от 7 февраля 2002 г. // Ввдомоста Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 27-28, — Ст.180.
О хозяйственном суде: Закон Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 июня 2001 г.)// Право и практика. — 2002. — № 10-11,
Глава 9
СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ
9.1. Понятие и система правоохранительных органов в Украине
Правоохранительные органы — это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства.
К государственным правоохранительным органам относятся:
1) прокуратура;
2) органы и учреждения юстиции (Министерство юс
тиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистра
ции актов гражданского состояния);
3) органы внутренних дел, в том числе — милиция;
4) Служба безопасности Украины;
5) органы, государственной налоговой службы;
6) таможенные органы.
К негосударственным правоохранительным органам относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организации.
Таким образом, в Украине правоохранительные органы составляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодействующих подсистем.
9.2. Система органов прокуратуры Украины
Нормальное функционирование государственного механизма и обеспечение прав и свобод человека и гражданина
невозможны без институтов контрольной власти. Исторически сложилось так, что контролирующую роль в Украине играли органы прокуратуры. Правовой статус прокуратуры Украины определяется Конституцией Украины, Законом Украины «О прокуратуре» (5 ноября 1991 г.) с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 июля 2001 г.
Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.
Прокуратура Украины составляет единую систему, в которую входят:
1) Генеральная прокуратура Украины;
2) прокуратура Автономной Республики Крым;
3) прокуратуры областей;
4) прокуратуры городов Киева и Севастополя (на правах
областных);
5) военные прокуратуры регионов (на правах област
ных);
6) городские, районные и межрайонные прокуратуры,
военные прокуратуры гарнизонов;
7) специализированные прокуратуры (военные, эколо
гические, транспортные).
Подобно органам исполнительной власти органы прокуратуры построены по иерархическому принципу. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, и все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их полномочий — пять лет.