Общая характеристика судебной власти в Украине

Судебная власть в Украине — разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от


друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

8.2. Конституционные принципы правосудия

Принципы правосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;


2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
вить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
цессуальные возможности. В частности, они могут делать
заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
свидетелей и т.д.;

5) поддержание государственного обвинения в суде
прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
техническими средствами. Суть данного принципа состоит
в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
ренных законом случаев) является открытым для публи­
ки;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
лования
решения суда, кроме случаев, установленных за­
коном. Данное право предоставлено любому участнику
судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
нению, как и решение любого другого органа государствен­
ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.


8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

Судебная система Украины — совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Суд — орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

8.4. Порядок формирования судейского корпуса

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
— не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
лет;

4) проживание в Украине в течение определенного сро­
ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком;

6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
стаж работы на должности судьи.


Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: