Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституци­онное обращение.

Субъекты права на конституционное представление в Конституционный Суд Украины:

1) по вопросу относительно конституционности норма­
тивно-правовых актов — Президент Украины; не менее 45
депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный
Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная
Рада Автономной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины меж­
дународных договоров — Президент и Кабинет Министров
Украины;

3) по вопросу относительно конституционности проце­
дуры импичмента — Верховная Рада Украины;

4) по вопросу относительно официального толкования
Конституции и законов Украины — Президент Украины;
не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполно­
моченный Верховной Рады Украины по правам человека;
Кабинет Министров и другие органы государственной влас-


ти; Верховная Рада Автономной Республики Крым; органы местного самоуправления.

Субъекты права на конституционное обращение по во­просу относительно официального толкования Конститу­ции и законов Украины — граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица.

8.9. Решения и заключения Конституционного Суда

По результатам рассмотрения дел Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения. Они являются обязательными к выполнению на террито­рии Украины, окончательными и не могут быть обжало­ваны.

Решения принимаются Конституционным Судом по результатам рассмотрения дел относительно конституци­онности законов и других правовых актов. Конституцион­ный Суд может признать правовой акт неконституционным полностью или в отдельной его части. Основанием для та­кого решения является несоответствие правового акта Конституции Украины или нарушение установленной Кон­ституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, другие правовые акты или их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения относительно их неконституционности. Материальный или моральный вред, причиненный физическому или юриди­ческому лицу актами и действиями, которые признаны неконституционными, возмещается государством в уста­новленном законом порядке.

Заключения Конституционный Суд Украины дает по вопросам:

— официального толкования Конституции Украины и
законов Украины;

— о соответствии Конституции Украины действующих
международных договоров Украины или тех меж­
дународных договоров, которые вносятся в Верхов­
ную Раду Украины для предоставления согласия на
их обязательность;


— относительно соблюдения конституционной про­цедуры расследования и рассмотрения дела о сме­щении Президента Украины с поста в порядке им­пичмента.

8.10. Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции в соответствии с Кон­ституцией Украины строится по принципам территориаль­ности и специализации.

Принцип территориальности означает, что суды учреждаются и действуют в пределах административно-территориальных единиц (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).

Принцип специализации предусматривает специализа­цию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел, предусмотрен­ных законом.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины.
Виды местных судов:

1) местные общие суды: районные, районные в городах,
городские и горрайонные суды (в городах областного под­
чинения), военные суды гарнизонов;

2) местные хозяйственные суды: хозяйственные суды
Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и
Севастополя;

3) местные административные суды: окружные суды.
Полномочия местного суда состоят в том, что местные

суды являются судами первой инстанции и рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и административ­ные дела.

Виды апелляционных судов:

1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастопо­ля, Апелляционный суд Автономной Республики Крым,


военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) апелляционные административные суды.
Полномочия апелляционных судов:

1) рассмотрение дел в апелляционном порядке1;

2) рассмотрение по первой инстанции дел, определенных
законом (кроме апелляционных хозяйственных судов);

3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и
обобщение судебной практики;

4) оказание методической помощи по применению за­
конодательства местными судами.

Виды высших специализированных судов:

1)Высший хозяйственный суд Украины;

2)Высший административный суд Украины;

3)другие соответствующие высшие специализированные
суды.

Полномочия высшего специализированного суда:

1) рассматривает в кассационном порядке2 дела соответ­
ствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в
случаях, определенных процессуальным законом;

2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и
обобщает судебную практику;

3) оказывает методическую помощь судам низшего уров­
ня с целью одинакового применения норм Конституции
Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда­
тельные разъяснения по вопросам применения законода­
тельства.

Высшим судебным органом Украины является Верхов­ный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следу­ющие полномочия:

1) рассматривает в кассационном порядке решения об­щих судов; пересматривает в порядке повторной кассации

1 Апелляционное производство предполагает пересмотр дела
по существу (полностью или частично — в пределах апелляцион­
ной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полностью
совпадать с прежним решением).

2 Кассационное производство предполагает проверку закон­
ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим
судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса­
ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или не­
обоснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно
отменяется, и дело передается на новое судебное рассмотрение.


иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;

2) дает судам разъяснения по вопросам применения за­
конодательства на основе обобщения судебной практики и
анализа судебной статистки;

3) дает заключение относительно наличия или отсут­
ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи­
ны, признаков государственной измены или иного преступ­
ления; подает по обращению Верховной Рады Украины
письменное представление о невозможности исполнения
Президентом Украины своих полномочий по состоянию
здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины в слу­
чаях возникновения у судов общей юрисдикции при осу­
ществлении ими правосудия сомнений относительно кон­
ституционности законов, иных правовых актов, а также
относительно официального толкования Конституции
Украины и законов;

5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и
обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак­
тикой применения законодательства;

6) в рамках своих полномочий решает вопросы, вытека­
ющие из международных договоров Украины; представля­
ет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных
государств;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законом.

8.11. Порядок осуществления правосудия. Решения и приговоры суда

Правосудие осуществляется судом в строго определенном процессуальными законами порядке, который имеет на­звание судопроизводство.

В зависимости от категории дел различают конституци­онное, гражданское, хозяйственное, административное, уголовное судопроизводство.

Порядок конституционного судопроизводства опре­деляется Конституцией Украины, Законом Украины «ОКон­ституционном Суде Украины» и Регламентом Конституци-


онного Суда Украины. Конституционное судопроизводство инициируется в форме конституционного представления или конституционного обращения (без взыскания государ­ственной пошлины). Подготовка дела к рассмотрению осуществляется судьей-докладчиком и может предусматри­вать проведение экспертиз и образование временных ко­миссий, включающих специалистов соответствующих отраслей права.

Дело рассматривается на пленарном заседании Консти­туционного Суда при участии субъекта конституционного представления или конституционного обращения. Судебное решение (вывод) принимается поименным голосованием путем опроса судей Конституционного Суда. Оно является окончательным и не подлежит обжалованию.

Гражданское судопроизводство регулируется Граж­данским процессуальным кодексом Украины. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудо­вых правоотношений, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин (физическое лицо). Оно начинается с принятия заявления (жалобы) и открытия судом граждан­ского дела.

Хозяйственное судопроизводство урегулировано Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. Хозяйственный суд открывает дела по исковым заявле­ниям:

—предприятий и организаций, которые обращаются в
хозяйственный суд за защитой своих прав и охраня­
емых законом интересов;

—государственных и иных органов, которые обращают­
ся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных
законодательными актами Украины;

—прокуроров и их заместителей, которые обращаются
в хозяйственный суд в интересах государства;

—Счетной палаты, которая обращается в хозяйственный
суд в интересах государства.

Кроме того, хозяйственные суды рассматривают дела о банкротстве.

Участники хозяйственного спора до представления иска должны принять меры относительно непосредственного урегулирования спора путем выдвижения и рассмотрения претензий. Если претензия отклонена или ответ на нее не


получен своевременно, заинтересованная сторона может обратиться с иском в суд.

Административное судопроизводство регулируется Кодексом Украины об административном судопроизвод­стве. В порядке административного судопроизводства рассматриваются: споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалова­ния его решений (нормативно-правовых актов или право­вых актов индивидуального действия), действий или без­действия; споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения из публичной службы; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров; споры относительно право­отношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Обращение с иском в суд в порядке гражданского, хо­зяйственного или административного судопроизводства предусматривает в большинстве случаев уплату судебного сбора, который является разновидностью государственной пошлины.

Рассмотрение дела в порядке гражданского, хозяйствен­ного или административного судопроизводства осущест­вляется судьей единолично (за исключением апелляцион­ного или кассационного производства) и завершается вы­несением решения. Решение принимается в совещательной комнате, с соблюдением ее тайны, большинством голосов (в случае коллегиального рассмотрения дела) и объяв­ляется публично (за исключением решений об усынов­лении).

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его оглашения. По завершении этого срока решение приобретает законную силу.

Виды судебных решений зависят от вида судопроизвод­ства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей едино­лично, определения — коллегиально. Кроме того, определе­ния выносятся и по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процес-


суальным актом в уголовном судопроизводстве является приговор.

Уголовное судопроизводство урегулировано Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Большинство уголовных дел рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей. Исключение состав­ляют дела о тяжких преступлениях. Дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы на срок больше десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально, судом в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмо­трении. В качестве суда первой инстанции по всем катего­риям дел (кроме дел по преступлениям против основ на­циональной безопасности Украины и преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде по­жизненного лишения свободы) выступают районные (го­родские) суды.

Дела о преступлениях, за которые законом предусмо­трена возможность назначения наказания в виде пожиз­ненного лишения свободы, в суде первой инстанции рас­сматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей. В качестве суда первой инстанции по этим делам (а также по делам о преступлениях против основ на­циональной безоласности Украины) выступают апелляци­онные суды Автономной Республики Крым, областей, горо­дов Киева и Севастополя.

Рассмотрение дел в апелляционном и кассационном по­рядке осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей.

Порядок уголовного судопроизводства предусматривает несколько стадий производства по делу, каждая из которых завершается итоговым процессуальным решением. Досу­дебное производство разделяется на следующие стадии:

возбуждение уголовного дела. Дело может быть воз­
буждено прокурором, следователем, органом дозна­
ния или судьей только при наличии поводов и осно­
ваний;

дознание. Эта стадия длится не более десяти дней с
момента возбуждения дела (если преступление тяж­
кое или особо тяжкое) или установления лица, кото­
рое совершило преступление (если преступление не
является тяжким или особо тяжким);


досудебное следствие должно быть закончено в те­
чение двух месяцев с момента возбуждения уголовно­
го дела (это правило не распространяется на дела, в
которых не установлено лицо, совершившее преступ­
ление. Течение срока в таком случае начинается с
момента установления лица). Срок досудебного след­
ствия в случае невозможности закончить расследова­
ние может быть продлен прокурором.

Судебное производство в суде первой инстанции разде­ляется на следующие стадии:

предварительное рассмотрение дела. На этой ста­
дии судья принимает решение о назначении дела к
судебному разбирательству, его прекращению, воз­
вращению на дополнительное расследование и т. п.;

судебное разбирательство, которое включает под­
готовительную часть судебного разбирательства,
судебное следствие, судебные дебаты, в том числе —
последнее слово подсудимого, постановление и объяв­
ление приговора. Приговор может быть обвини­
тельным или оправдательным, но в любом случае —
мотивированным.

Апелляция на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение пятнадцати суток с момента его вы­несения. Апелляции подаются в суд, который вынес при­говор, но рассматриваются вышестоящими судами. Апел­ляционная инстанция вправе оставить приговор без изме­нения, отменить или изменить приговор, а также вынести свой приговор.

Виды судебных решений зависят от вида судопроизвод­ства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей едино­лично, определения — коллегиально. Кроме того, определе­ния выносятся также по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процессуальным актом в уголовном судопроизводстве яв­ляется приговор.


8.12. Хозяйственные суды Украины: система и полномочия

Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.

Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров1, возникающих между юридическими лицами, государственными и дру­гими органами, а также в рассмотрении дел о банкрот­стве2.

Система хозяйственных судов:

1) местные хозяйственные суды;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший хозяйственный суд Украины.

К местным хозяйственным судам относятся хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Полномочия местного хозяйственного суда:

1) разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела
о банкротстве;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­
ствам принятые им решения;

3) изучает и обобщает практику применения законода­
тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­
ных споров, вносит предложения Высшему хозяйственному
суду, направленные на совершенствование правового регу­
лирования хозяйственной деятельности и практики разре­
шения хозяйственных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством.

Апелляционные хозяйственные суды являются судами апелляционной инстанции. Они образуются Президентом Украины по представлению Председателя Высшего хозяй­ственного суда с определением территории, на которую

1 Хозяйственные споры — споры между субъектами права,
возникающие при заключении, изменении, расторжении и вы­
полнении хозяйственных договоров.

2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъ­
екта предпринимательской деятельности) удовлетворить в уста­
новленный срок предъявленные кредиторами требования и ис­
полнить обязательства перед бюджетом.


распространяются полномочия апелляционного хозяй­ственного суда, их местонахождения.

Полномочия апелляционного хозяйственного суда:

1) пересматривает в апелляционном порядке решения
местных хозяйственных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­
ствам принятые им решения;

3) изучает и обобщает практику применения законода­
тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­
ных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законом.

Высший хозяйственный суд Украины имеет следующие полномочия:

1) пересматривает в кассационном порядке решения
апелляционных и местных хозяйственных судов;

2) изучает и обобщает практику применения законода­
тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи­
рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает
разъяснения хозяйственным судам по вопросам практики
применения законодательства, регулирующего отношения
в хозяйственной сфере;

3) проводит работы, направленные на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

4) осуществляет организационное руководство апелля­
ционными и местными хозяйственными судами;

5) обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в судьи;
обеспечивает деятельность квалификационных комиссий
судей хозяйственных судов;

6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему
законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow