Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада — коллектив жителей села, поселка или города.
Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:
1) непосредственно населением — путем референдумов,
выборов, собраний и сходов жителей;
2) через выборные органы, которыми являются:
— сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы;
— выборные главы органов местного самоуправления —
сельские, поселковые, городские головы (председатели
исполнительных органов соответствующих советов);
— выборные районные и областные советы, которые
представляют общие интересы территориальных
громад сел, поселков и городов.
Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На таких же условиях, только на четыре года, избираются сельские, поселковые и городские головы.
Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.
Органы местного самоуправления обладают определенной материальной и финансовой базой своей деятельности, в которую входят:
— объекты коммунальной собственности (движимое и
недвижимое имущество, земля, природные ресур
сы);
— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства.
Они формируются за счет местных налогов и сборов
и финансовой поддержки государства.
Компетенция органов местного самоуправления:
1)управление имуществом, находящимся в коммуналь
ной собственности;
2)утверждение программ социально-экономического и
культурного развития и контроль за их выполнением;
3)утверждение бюджета соответствующих администра
тивно-территориальных единиц и контроль за их исполне
нием;
4)установление местных налогов и сборов;
5) проведение местных референдумов и реализация их
результатов;
6) создание, реорганизация и ликвидация коммуналь
ных предприятий, организаций и учреждений.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия исполнительной власти. Их исполнение финансируется за счет Государственного бюджета Украины. По этим вопросам органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.
10.3. Органы самоорганизации населения в Украине
Местное самоуправление имеет многообразные организационно-правовые формы. В частности, наряду с местными советами по инициативе жителей могут создаваться органы самоорганизации населения. Их статус определяется Конституцией Украины и Законом Украины «Об органах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).
Орган самоорганизации населения является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения. Виды органов самоорганизации населения:
1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в пре
делах территории села, поселка, если его пределы не со
впадают с пределами деятельности сельского, поселкового
совета;
2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в
пределах территории квартала, нескольких, одной или
части улицы с прилегающими переулками в местах инди
видуальной застройки;
3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах
территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуа-
тационной организации в городах;
4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома (не
скольких домов) в государственном и общественном жи
лищном фонде и фонде жилищно-строительных коопера
тивов;
5) комитеты районов в городах. Действуют в пределах
одного или нескольких районов в городе, если его границы
не совпадают с границами районного в городе совета.
С инициативой о создании органа самоорганизации населения может выступить собрание (конференция) жителей по месту жительства, если в нем участвовало (было представлено) не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право голоса. Разрешение на создание органа самоорганизации населения предоставляет сельский, поселковый, городской, районный в городе совет. Орган самоорганизации населения обязательно должен быть легализован путем регистрации (в таком случае он
получает статус юридического лица) или уведомления о создании (без статуса юридического лица).
Полномочия органа самоорганизации населения многообразны. К числу важнейших его собственных полномочий относятся:
1) право представлять интересы жителей в местном со
вете и местных органах исполнительной власти;
2) право вносить предложения к проектам местных про
грамм социально-экономического и культурного разви
тия;
3) организовывать участие населения в мероприятиях
по охране окружающей среды, памятников истории и куль
туры, по благоустройству территории;
4) осуществлять контроль за качеством жилищно-ком
мунальных услуг;
5) организовывать помощь гражданам преклонного
возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан
и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным
семьям, детям-сиротам;
6) содействовать органам пожарного надзора в осущест
влении противопожарных мероприятий и правоохрани
тельным органам в обеспечении общественного порядка.
Кроме того, местные советы вправе передать органу самоорганизации населения часть своих полномочий и средств, необходимых для их исполнения.
Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах (без оплаты). По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // Вщомоста Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1997. — № 24. — Ст. 170.
Об органах самоорганизации населения: Закон Украины от 11 июля 2001 г. // Ввдомоста Верховно! Ради Украши. — 2001.—№48. — Ст.254.