Основная суть теории Георгия Тульчинского сводится к тому, что он предлагает разделять виды эффективности, и для каждого из видов рассчитывать свои показатели, которые позже можно свести к общему:
1) как отношение затрат к полученным результатам (Э=Р/З), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;
2) как отношение результата к преследовавшимся целям (Э=Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
3) как отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э=Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
Условно эти виды эффективности могут быть подразделены на «экономичность», «результативность» и «целесообразность». Итоговое выражение эффективности Э = Ц/П х Р/Ц х Р/З может быть упрощено до вида Э = Р/П х Р/З.
|
|
Однако недостатком этой модели является то, что не определены конкретные методы и системы измерения, не понятно, как данная модель может быть применена на практике.
Рассмотрев вышеперечисленные модели оценки эффективности PR – кампании, можно сделать вывод, что ни одна из них не является самодостаточной и универсальной. В большинстве из рассмотренных моделей описан процесс измерения эффективности, но не предлагаются конкретные методы исследования.
Пирамидальная модель оценки и ПИО процесс – единственные модели, которые предлагают методики исследования для каждой стадии. Обе эти модели являются хорошим руководством по применению методик.
Важно подчеркнуть, что в практике связей с общественностью и в коммуникации, модели, основанные на исследовании должны быть неотъемлемой часть коммуникационного процесса, а не временным элементом, применяемым лишь иногда. В частности, исследование не нужно оставлять на финальную стадию проекта. PR-специалисты должны исследовать информацию на входе, в процессе подготовки (такие решения, как принятие концепции методов, учет восприятия содержания информации для определенной группы), ситуацию на выходе (публикации, паблисити, мероприятия), и, в конечном счете, восприятие и эффект.
Унифицированная и непрерывная модели коммуникационной оценки полезны в том смысле, что все направленные на результат действия должны получать ответ, отдачу.
Есть также другие модели и подходы, например, кратковременная модель оценки Томаса Ватсона и модель трех измерений Майкла Фэерчайлда. Но эти все эти модели скорее дополняют друг друга, чем предлагают какое-либо альтернативное решение.
|
|
Приложение А. Опросник для представителей прессы (образец)
Цель опросника — узнать ваше мнение о прошедшем мероприятии. Он поможет нам понять, что еще нужно доработать, чтобы будущие мероприятия еще лучше отвечали вашим требованиям. Пожалуйста, будьте откровенны, заполняя его.
Оцените каждую позицию по десятибалльной системе (1 — плохо, 10 — отлично).
Утренняя презентация | Спикер 1 | Спикер 2 |
Качество презентации | ||
Ценность данной информации | ||
Качество пресс-материалов | ||
Важность новостей на брифинге |
Основная часть презентации | Тема1 | Тема 2 | Тема З | Тема 4 |
Качество презентации | ||||
Ценность данной информации | ||||
Важность новостей на брифинге |