Трансцензус как речемыслительная единица смысловыявляющего текста

Речемыслительной единицей смысловыявляющего текста становится не символ и не лозунг, а обозначение самой сути того, о чем идет речь и чему читатель вправе найти собственное применение. Это не команда и не призыв. Это – свидетельство трансцензуса. Так в нотной грамоте значок «диез» ничего не добавляя к мелодии, на полтона повышает звучание ноты.

Психологическая основа понятия «трансцензус» определяется способностью человеческого сознания в пограничной ситуации, стремительно, одномоментно переосмыслять внешние события и внутренние приоритеты, как бы в аварийном режиме менять формы поведения. Коммуникативная функция трасцензуса реализуется как интеллектуальное проникновение в суть вещей и событий («ага» переживание в сфере мысли), за которым – миг самоактулизации или пренебрежения ею.

Трансцензус - ключевой момент произведения. Он должен быть подготовлен всем строем текста, поддержан всеми его выразительными средствами, соотнесен с высшими ценностями цивилизации. Но, строго говоря, трансцензус может возникнуть в тексте любого типа как спонтанный аспект отображения реальной пограничной ситуации или как побочный эффект вдохновения автора. И, возникнув, трансцензус любой текст превращает в смысловыявляющий. Принципиальное отличие в том, что для гуманистической парадигмы мышления трансцензус является интегральной единицей общения, сознательным требованием стиля и творческим приемом, задающим тип текста.

Смысловыявляющий потенциал текста определяется не по формально-содержательным параметрам – они могут быть сколь угодно разнообразны, - а по коммуникативным принципам структурирования произведения и духовным интенциям (направление на какой-либо предмет), запечатленным в его словесно-образной ткани. В этом случае, говорит Пронина, удается описать вполне выполнимые для профессионала условия воссоздания трансцензуса в журналистском тексте:

1. Следует отказаться от всякого информационного давления, от любых манипулятивных приемов, от авторитетных оценок, морализаторства и «менторского» тона.

2. Нужно искренне принимать свою аудиторию, понимать и уважать ее интересы, потребности и стремления людей, не навязывая им ни своих целей, ни своих комплексов.

3. Требуется освещать ситуацию в разных ракурсах с перебором всех имеющихся точек зрения, считая основной задачей уточнение перспектив и расширение поля собственного выбора личности.

4. Важно проникнуться верой в жизнестойкость людей, в их способность самостоятельно решать свои проблемы, ни при каких обстоятельствах не допуская сомнений типа: «Что можно сделать в этой стране, с этим народом?»

5. Необходимо добавлять новую информацию к объективно складывающейся картине, чтобы выявить еще не познанные или скрываемые кем-то пружины ситуации, проводя, если нужно, авторские исследования, в том числе психологические.

6. Строго сохранять аутентичность собственной личности, не признавая чужих ценностей и не заискивая как перед «властью», так и перед «народом».

7. Сообщение нужно выстраивать в стиле публичной, но вместе с тем глубоко личной проработки всех обстоятельств журналистов, который выбирает путь как бы для себя, но на глазах у читателя.

8. Все, что будет сказано, изображено и описано, должно выглядеть и объясняться с предельной естественностью.

Трансцензус – пик творчества в процессе коммуницирования и для читателя, которому важно свое, только ему нужное и только ему доступное понимание смысла, и для журналиста, которому важно выявить первооснову для последущих толкований. Трансцензус должен подготавливать не вывод, а выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: