double arrow

Понятие, признаки и функции государства

Государство можно определить как исторически сложившуюся осо­бую политическую организацию, обладающую суверенитетом, распо­лагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.

В правоведении [31, с. 6-8] выделяют следующие признаки госу­дарства, принципиально отличающие его от органов управления дого-сударственных форм общества.

Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные,службы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполни­тельной власти, выступающие в качестве носителей государствен­ного суверенитета.

Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата. Распространение государственной вла­сти на население, проживающее на территории определенной стра­ны, неизбежно влечет его деление на административно-территори­альные единицы (республики, края, области и т. д.). В отличие от государства, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровно-родственных связей и принадлежности к тому или иному племени, роду или семье.

Государственный суверенитет, то есть независимость государствен­ной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выражен­ная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внут­ренней и внешней политики.

Сбор налогов с населения, направляемых на содержание органов го­сударственного управления, развитие национальной и региональ­ной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства — это основные направления его деятельно­сти. Сущностью государства является упорядочение общественных от­ношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.

Публичное упорядочение общественных отношений имеет два ас­пекта: установление определенных правил, носящих общий характер, и их охрана от нарушения кем бы то ни было. Соответственно, функции государства можно разделить на два типа: регулятивные и охранитель­ные (рис. 1.2).

В зависимости от сферы применения выделяются также внутренние и внешние функции. Внутренние определяют внутреннее развитие об­щества; внешние — направления деятельности в отношениях с другими государствами.

Конкретное содержание функций государства определяется его фор­мой и политическим режимом. В наибольшей степени функции госу­дарства проявляются в политической, экономической и социальной сфе­рах. Соответственно, выделяют политическую, экономическую и соци­альную функции государства.

Политическая функция государства заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внеш­них посягательств), регулировании политических процессов в общест­ве, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социаль­ного согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.

Экономическая функция государства призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посредст­вом охраны существующих форм собственности, установления норма­тивов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических свя­зей и т. д.

Социальная функция государства направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, обеспечение не­обходимых условий труда и быта, оказание помощи лицам, которые по не зависящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить се­бе средства для достойного существования, и т. д.

Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

К числу правовых форм осуществления функций государства отно­сятся:

♦ правотворчество — разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

♦ правоприменение — государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

♦ правоохрана — деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

♦ экономические — государственные дотации, кредитование, субсидии и т. п.;

♦ политические — согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.;

♦ идеологические — призывы политических лидеров к населению, агитация через средства массовой информации и т. п.;

♦ организационные — планирование, социальное программирование, контроль и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: