Государство можно определить как исторически сложившуюся особую политическую организацию, обладающую суверенитетом, располагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.
В правоведении [31, с. 6-8] выделяют следующие признаки государства, принципиально отличающие его от органов управления дого-сударственных форм общества.
♦ Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные,службы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие в качестве носителей государственного суверенитета.
♦ Административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата. Распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.). В отличие от государства, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровно-родственных связей и принадлежности к тому или иному племени, роду или семье.
♦ Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики.
♦ Сбор налогов с населения, направляемых на содержание органов государственного управления, развитие национальной и региональной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д.).
Функции государства — это основные направления его деятельности. Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.
Публичное упорядочение общественных отношений имеет два аспекта: установление определенных правил, носящих общий характер, и их охрана от нарушения кем бы то ни было. Соответственно, функции государства можно разделить на два типа: регулятивные и охранительные (рис. 1.2).
В зависимости от сферы применения выделяются также внутренние и внешние функции. Внутренние определяют внутреннее развитие общества; внешние — направления деятельности в отношениях с другими государствами.
Конкретное содержание функций государства определяется его формой и политическим режимом. В наибольшей степени функции государства проявляются в политической, экономической и социальной сферах. Соответственно, выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства.
Политическая функция государства заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.
Экономическая функция государства призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.
Социальная функция государства направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, обеспечение необходимых условий труда и быта, оказание помощи лицам, которые по не зависящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования, и т. д.
Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и неправовыми (организационными).
К числу правовых форм осуществления функций государства относятся:
♦ правотворчество — разработка и принятие законов и иных нормативных актов;
♦ правоприменение — государственно-властная деятельность специально уполномоченных органов власти по реализации норм права;
♦ правоохрана — деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.
К неправовым формам осуществления функций государства относятся:
♦ экономические — государственные дотации, кредитование, субсидии и т. п.;
♦ политические — согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.;
♦ идеологические — призывы политических лидеров к населению, агитация через средства массовой информации и т. п.;
♦ организационные — планирование, социальное программирование, контроль и др.