Форма государства — это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима (рис. 1.3).
Форма правления — это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику.
Монархия (от греч. — единовластие) — это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий монархии бывают абсолютные и ограниченные.
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, абсолютная монархия Саудовской Аравии, Катара, Омана).
|
|
Ограниченная (конституционная) монархия характеризуется законодательным ограничением власти фактически во всех сферах государственной деятельности (принцип «монарх царствует, но не правит»). Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная осуществляется правительством, формируемым парламентом и ответственным перед ним. Наличие монарха обусловливается стечением обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т. д. (например, ограниченная монархия Великобритании, Япония).
Республика (от лат. res publica — общее дело) — это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республики характеризуются следующими чертами:
♦ выборностью органов государственной власти на определенный срок;
♦ производным от народного суверенитета характером государственной власти;
♦ юридической ответственностью главы государства.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью различают парламентарную и президентскую республики.
В парламентарной республике президент выступает главой государства, но не является главой правительства. Правительство, формируемое победившей на выборах партией, ответственно перед парламентом (например, Италия, Германия, Украина).
В президентской республике президент является одновременно и главой государства, и главой правительства. Формируемое им правительство ответственно перед ним. За президентом сохраняется право вето на законы, принимаемые парламентом, И полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны (например, Россия, США, ряд государств Латинской Америки).
|
|
Форма государственного (территориального) устройства — это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношений друг с другом и с центральными органами власти. В правоведении [90, с. 60-65] формы государственного устройства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государственное устройство (от лат. unus — один) характеризуется полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Оно включает в себя лишь административно-территориальные образования (губернии, области, департаменты), которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция, Финляндия, Белоруссия).
Федерация (от лат. foedus — союз) — это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Образования внутри федерации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).
Конфедерация — это союз государств, который образуется для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в рамках определенного исторического периода. Государство — член конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать в качестве самостоятельного субъекта во внешней и внутренней политике. Органы власти образуются из представителей суверенных государств и не имеют императивной власти по отношению к государствам — членам конфедерации. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств-участников (например, США в 1776-1864 гг., Германский союз в 1815-1867 гг.).
Политический режим — это совокупность способов и приемов реализации власти государства, определяющих конкретное выражение его организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные.
Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер), многообразием политических взглядов и убеждений.
Для авторитарного политического режима как одной из разновидностей недемократических режимов характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.
Тоталитарный политический режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной моноидеологией, выразителем которой является, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.
|
|
Политический режим как элемент формы играет ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные характеристики его устройства.