Вид субъектов РФ (их количество) | Наименование субъектов |
Республики (21) | Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, |
Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, | |
Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, | |
Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), | |
Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тува, | |
Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская | |
Республика, Чувашская Республика — Чувашия | |
Края (9) | Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Камчат- |
ский, Красноярский, Пермский, Приморский, | |
Ставропольский, Хабаровский | |
Области (46) | Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, |
Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, | |
Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининград- | |
Калужская, Кеме ровская, Кировская, Костромская, | |
Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, | |
Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегород- | |
ская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбург- | |
ская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, | |
Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, | |
Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, | |
Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябин- | |
ская, Ярославская | |
Города федерального | Москва, Санкт-Петербург |
значения (2) | |
Автономные области (1) | Еврейская автономная область |
Автономные округа (4) | Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий |
Федеративное устройство РФ строится по следующим принципам.
|
|
♦ Равноправие субъектов Федерации — каждый субъект имеет равные возможности в осуществлении государственной власти. Все субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром: они имеют равное представительство в верхней палате парламента — Совете Федерации, их законодательные органы власти наделены правом законодательной инициативы, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам его компетенции.
♦ Государственная целостность — территория Российской Федерации состоит из территорий всех субъектов РФ, и отчуждение какой-либо ее части или выход субъекта из состава Федерации невозможны. Допускается, однако, изменение территории и правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).
♦ Принцип гибкостии динамичности российского федерализма — возможность принятия и образования в составе РФ нового субъекта Федерации (например, разделение одного субъекта на несколько). Такого рода изменения должны осуществляться в порядке, установ-
|
|
1 С учетом объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Российской Федерации — Пермский край, объединения Камчатской области и Корякского автономного округа н Камчатский край, присоединения к Красноярскому краю Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, вхождения в состав Иркутской области Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а в состав Читинской области — Агинского Бурятского автономного округа.
ленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ).
♦ Единство системы государственной власти — государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, а также органы государственной власти субъектов РФ. Система государственных органов устанавливается субъектами Федерации в своих конституциях и уставах самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
♦ Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. Оно обусловлено статьями 71, 72 Конституции РФ, Федеративным договором и иными договорами. Согласно Конституции, единая государственная власть в России разделена на три сферы ведения: федеральную компетенцию, совместную компетенцию Федерации и субъектов РФ и исключительную компетенцию субъектов РФ.