double arrow

Субъекты Российской Фелеоаиии


Вид субъектов РФ (их количество) Наименование субъектов
Республики (21) Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан,
  Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,
  Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика,
  Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия),
  Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тува,
  Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская
  Республика, Чувашская Республика — Чувашия
Края (9) Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Камчат-
  ский, Красноярский, Пермский, Приморский,
  Ставропольский, Хабаровский
Области (46) Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская,
  Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская,
  Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининград-
  Калужская, Кеме ровская, Кировская, Костромская,
  Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая,
  Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегород-
  ская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбург-
  ская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская,
  Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская,
  Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская,
  Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябин-
  ская, Ярославская
Города федерального Москва, Санкт-Петербург
значения (2)  
Автономные области (1) Еврейская автономная область
Автономные округа (4) Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукот­ский, Ямало-Ненецкий

Федеративное устройство РФ строится по следующим принципам.




Равноправие субъектов Федерации — каждый субъект имеет равные возможности в осуществлении государственной власти. Все субъ­екты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром: они имеют равное представительство в верхней палате парламента — Со­вете Федерации, их законодательные органы власти наделены пра­вом законодательной инициативы, законодательные и исполнитель­ные органы власти субъектов РФ вправе обращаться в Конституци­онный Суд РФ по вопросам его компетенции.

Государственная целостность — территория Российской Федера­ции состоит из территорий всех субъектов РФ, и отчуждение какой-либо ее части или выход субъекта из состава Федерации невозмож­ны. Допускается, однако, изменение территории и правового стату­са субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 67 Конститу­ции РФ).

Принцип гибкостии динамичности российского федерализма — воз­можность принятия и образования в составе РФ нового субъекта Федерации (например, разделение одного субъекта на несколько). Такого рода изменения должны осуществляться в порядке, установ-



 
 


1 С учетом объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Российской Федерации — Пермский край, объединения Камчатской области и Корякского автономного округа н Камчатский край, присоединения к Крас­ноярскому краю Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, вхождения в состав Иркутской области Усть-Ордынского Бурятского авто­номного округа, а в состав Читинской области — Агинского Бурятского автономного округа.

ленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 Консти­туции РФ).

Единство системы государственной власти — государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы: Пре­зидент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, феде­ральные суды, а также органы государственной власти субъектов РФ. Система государственных органов устанавливается субъектами Фе­дерации в своих конституциях и уставах самостоятельно в соответ­ствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной вла­сти, определяемыми федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).



Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов. Оно обусловлено статьями 71, 72 Конституции РФ, Федеративным договором и иными договорами. Согласно Конституции, единая государственная власть в России разделена на три сферы ведения: федеральную компетенцию, со­вместную компетенцию Федерации и субъектов РФ и исключи­тельную компетенцию субъектов РФ.







Сейчас читают про: