double arrow

В Российской Федерации. В основе системы органов государственной власти Российской Фе­дерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на


В основе системы органов государственной власти Российской Фе­дерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В политической науке иногда говорят о существовании отдель­ной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Пре­зидента России, наделенного особым конституционно-правовым ста­тусом, так и его Администрацию. Специалисты же в области конститу­ционного права [4, с. 437] трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношениях с другими ветвями властями.

Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей, отдельно выделяют также федеральные органы государствен­ной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Акаде­мии наук.

Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в сис­тему органов государственной власти, а представляет собой самостоя­тельную и под свою ответственность деятельность населения по реше­нию вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.




Общественный контроль деятельности государственной и муници­пальной власти в Российской Федерации в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъек­тов РФ.

Президент Российской Федерации,по Конституции РФ, является главой государства. Уникальность его положения обусловлена тем, что он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет сово­купные, то есть общие интересы всего народа. Он находится также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общест­венных движений, являясь своеобразным правозащитником всего рос­сийского народа.

Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией, а так­же федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референ­думе» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Россий­ской Федерации».

Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федера­ции на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Фе­дерального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих выборах. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий выбо­ры назначаются на последнее воскресенье третьего месяца с текущей даты.



Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит в торжест­венной обстановке присягу народу, которая носит название инаугура­ции. С момента принесения присяги он приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей на­ступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента Российской Фе­дерации. Досрочное прекращение полномочий возможно в случае от­ставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не вправе: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.



Конституция Российской Федерации (ст. 93) предусматривает так­же возможность принудительного отрешения Президента РФ от долж­ности (импичмент) на основании обвинения его в государственной из­мене или совершении иного тяжкого преступления.

Полномочия Президента РФ охватывают практически все сферы государственной жизни. Ему принадлежит право:

♦ назначать общероссийский референдум и выборы Государственной Думы;

♦ с согласия Государственной Думы назначать Председателя Прави­тельства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ на­значать его заместителей и федеральных министров, самостоятель­но принимать решение об отставке Правительства;

♦ представлять Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

♦ представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокуро­ра РФ;

♦ самостоятельно назначать судей других федеральных судов, а также '/3 членов Центральной избирательной комиссии РФ (5 человек);

♦ право законодательной инициативы и вето на законопроекты, при­нятые Федеральным Собранием (которое может быть преодолено лишь при повторном принятии законопроекта большинством в 2/3голосов обеих палат), и др.

Конституционные полномочия Президента РФ реализуются им как лично, так и через такие функционирующие при нем органы, как Адми­нистрация, Государственный совет и Совет Безопасности.

Администрация Президента Российской Федерации является госу­дарственным органом, обеспечивающим деятельность и осуществляю­щим контроль исполнения решений Президента РФ. Правовой осно­вой ее деятельности является пункт «и» статьи 83 Конституции РФ, а также Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 06 апреля 2004 г. № 490.

Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

♦ подготовка законопроектов для внесения их Президентом РФ в Го­сударственную Думу в порядке законодательной инициативы;

♦ подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Го­сударственной Думой;

♦ подготовка предложений о подписании Президентом РФ федераль­ных законов либо об их отклонении;

♦ подготовка проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных документов;

♦ подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

♦ осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента РФ;

♦ содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадро­вым вопросам и др.

В состав Администрации Президента входит Руководитель, его за­местители, помощники, пресс-секретарь и руководитель протокола, со­ветники, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституцион­ном Суде РФ, старшие референты и референты и иные должностные лица, а также управления и иные самостоятельные подразделения (де­партаменты) Администрации Президента РФ.

Полномочные представители Президента РФ представляют его ин­тересы в федеральных органах государственной власти и федеральных округах. Они контролируют исполнение руководителями этих органов федерального законодательства и в случае его нарушения вносят соот­ветствующее представление Президенту РФ, который вправе приоста­навливать действие актов в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до ре­шения этого вопроса соответствующим судом.

Государственный совет Российской Федерации является совеща­тельным органом, содействующим реализации полномочий Президен­та РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Правовой основой его деятельности является Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 01 сентября 2000 г. № 1602.

Основными задачами Государственного совета являются:

♦ содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

♦ обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъек­тов, государственного строительства и укрепления основ федера­лизма, внесение необходимых предложений Президенту;

♦ обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) фе­деральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, по­становлений и распоряжений Правительства и внесение соответ­ствующих предложений Президенту;

♦ рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федераль­ных законов и указов, имеющих общегосударственное значение;

♦ обсуждение проекта федерального бюджета, а также хода исполне­ния федерального бюджета;

♦ обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ;

♦ обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, име­ющих важное государственное значение.

В состав Государственного совета входят председатель и члены, участ­вующие в его работе на общественных началах.

Председателем Государственного совета является Президент РФ, который определяет место и время проведения заседаний совета и пре­зидиума, председательствует на заседаниях, формирует план работы и повестку дня очередного заседания, дает поручения членам и секре­тарю.

Членами Государственного совета являются высшие должностные лица (губернаторы, президенты, главы администрации) субъектов РФ. По решению Президента в состав Государственного совета могут также включаться лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд.

Для решения оперативных вопросов компетенции Государственно­го совета формируется президиум в составе семи членов, круг которых определяется Президентом РФ и подлежит обновлению раз в полгода. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но, как пра­вило, не реже 1 раза в месяц.

Для обеспечения работы Государственного совета предусмотрена должность секретаря, обязанности которого возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ. Обеспе­чение деятельности Государственного совета осуществляется соответ­ствующими подразделениями Администрации Президента РФ и Управ­лением делами Президента РФ.

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в 3 месяца. Для признания заседания правомочным доста­точно присутствия на нем простого большинства членов.

Решения Государственного совета принимаются на его заседании и оформляются протоколом, подписываемым секретарем. При необхо­димости решения оформляются указами, распоряжениями или пору­чениями Президента РФ.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституци­онным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государст­венной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Правовой основой деятельности Совета Безопасности РФ являет­ся Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-1, а также Указ Президента РФ от 07 июня 2004 г. № 726.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

♦ обеспечение условий для реализации Президентом РФ его консти­туционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражда­нина, охране суверенитета, независимости и государственной целост­ности РФ, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

♦ определение жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства как основных объектов обеспечения национальной безо­пасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

♦ разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности;

♦ подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних уг­роз безопасности личности, общества и государства;

♦ подготовка предложений по координации деятельности органов ис­полнительной власти РФ и субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

♦ подготовка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

♦ решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Решая указанные задачи, Совет Безопасности рассматривает зако­нопроекты и готовит проекты решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения на­циональной безопасности; организует и координирует разработку стра­тегии в области внутренней, внешней и военной политики РФ; рас­сматривает вопросы, касающиеся создания, контроля, поддержания в готовности средств обеспечения национальной безопасности, а также оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотруд­ничества РФ с иностранными государствами.

Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент РФ, явля­ющийся его Председателем. В него входит также Секретарь, постоян­ные члены и члены, включаемые в его состав Президентом РФ по пред­ставлению Секретаря. Работу Совета Безопасности организует Секре­тарь, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он возглавляет Аппарат Совета Безопасности, являющийся самостоя­тельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях, ре­гулярно проводимых 1 раз в квартал, постоянными членами, оформля­ются протоколами и вступают в силу после утверждения Председате­лем. В целях оперативного обсуждения вопросов обеспечения нацио­нальной безопасности Председатель проводит с постоянными членами еженедельные оперативные совещания. Для подготовки решений, вы­носимых на заседания, Секретарь Совета Безопасности проводит со всеми членами совещания по стратегическому планированию. Основ­ными рабочими органами Совета Безопасности являются его постоян­ные или временные межведомственные комиссии.

Федеральное Собрание Российской Федерации(парламент) со­стоит из двух палат — нижней (Государственной Думы) и верхней (Со­вета Федерации).

Порядок формирования Государственной Думы Федерального Со­брания РФ основывается, на Федеральном законе «О выборах депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ. Государственная Дума РФ состо­ит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Депутаты избираются по федеральному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за фе­деральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная из­бирательная система, или голосование «по партийным спискам»).

Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями и должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тыс.) либо обеспечено изби­рательным залогом (60 млн руб.).

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение требований федерального законодательства при выдвижении федераль­ных списков кандидатов. В случае представления подписных листов она проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления под­писных листов, достоверность содержащихся в них сведений об изби­рателях и их подписей, после чего принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух феде­ральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Госу­дарственной Думы откладывается на срок до 2 месяцев для дополни­тельного выдвижения федеральных списков.

Для финансирования своих избирательных кампаний политиче­ские партии создают собственные избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн руб., при этом в указанную сумму не включаются расходы региональных отделений политической пар­тии (предельная сумма расходов каждого из них не должна превышать 30 млн руб.).

По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Ду­мы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты выборов.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, которые получили не менее 7% голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков не менее двух и за них в совокупности подано более 60% голосов избирателей. Другие федеральные списки кандидатов к распределению де­путатских мандатов не допускаются.

После официальной публикации результатов выборов депутатов Государственной Думы и выполнения победившим кандидатом требо­вания о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует его и выдает ему удостоверение об из­брании депутатом Государственной Думы.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05 августа 2000 г. № 113-ФЗ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та РФ: от высшего законодательного (представительного) и исполни­тельного органа государственной власти субъекта. Срок полномочий члена Совета Федерации (сенатора) ограничивается сроком полномо­чий того органа государственной власти субъекта РФ, от которого он избран (или назначен) в Совет Федерации. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия решения о подтверждении полномочий данного члена и прекращаются в день принятия решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — пред­ставителя от того же органа субъекта РФ.

Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации раскрываются в правоведении [4, с. 517] через категории «специальной (исключительной) компетенции» и «предметов совместного ведения».

В специальную компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

♦ утверждение изменения границ между субъектами РФ;

♦ утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и во­енного положения;

♦ решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

♦ назначение выборов Президента РФ и отрешение в установленных законом случаях Президента РФ от должности;

♦ назначение на должности судей Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также 1/3 членов ЦИК РФ (5 человек);

♦ назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов (6 человек); и др.

Специальную компетенцию Государственной Думы составляют сле­дующие вопросы:

♦ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Прави­тельства РФ, а также выражение недоверия Правительству РФ;

♦ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Председа­теля Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам челове­ка, Председателя Счетной палаты РФ и другой половины ее аудито­ров (6 чел.);

♦ назначение на должность 1/3 членов ЦИК РФ (5 человек);

♦ объявление амнистии, и др.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации,являющееся органом государственной вла­сти, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является Кон­ституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правитель­стве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ. Система и структура Правительства РФ в настоящее время установлены Ука­зом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов ис­полнительной власти» от 09 марта 2004 г. № 314. Структура Правитель­ства РФ (с изменениями на 05 февраля 2007 г.) приводится в табл. 2.3.

Таблица 2.3







Сейчас читают про: