Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов

В качестве объекта оспаривания в этих делах выступают нормативные акты, проверка которых на соответствие Конституции РФ и закону не отнесена к ведению Конституционного суда РФ и арбитражного суда. Конституционный суд проверяет отнесенные в ст. 125 Конституции РФ к его компетенции акты исключительно на предмет их соответствия Конституции РФ, а не всем иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Компетенция общих и арбитражных судов в связи со спорами о законности нормативных актов разграничивается в соответствии с общим правилом: дела о признании нормативных актов недействующими рассматриваются судом общей юрисдикции, если закон не дает прямого указания на их подведомственность арбитражным судам.
Подсудность споров о недействительности (незаконности) нормативных актов разграничивается между всеми звеньями судебной системы: районными судами, судами субъектов Федерации и Верховным судом РФ. В Верховном суде согласно ст. 27 ГПК оспариваются нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные акты федеральных министерств и ведомств, касающиеся прав и свобод граждан и организаций. Суды субъектов РФ по первой инстанции рассматривают дела о законности нормативных актов государственных органов соответствующих субъектов Федерации. Районным судам подсудны все остальные дела, включая дела об оспаривании нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

  • Основаниями для оспаривания нормативного акта в суд являются:
    • 1) несоответствие закону;
    • 2) нарушение этим актом прав и законных интересов граждан;
    • 3) принятие акта с нарушением компетенции и установленного порядка;
    • 4) несоответствие акта закону по существу.

Требование о признании нормативного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например с требованием о возмещении убытков, либо оно может носить самостоятельный характер, если интерес субъекта права сводится лишь к самой констатации недействительности акта, препятствующего реализации права. С заявлением о признании нормативного акта недействительным в суд могут обратиться граждане, организации, прокурор. Кроме того, с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что этим актом нарушена их компетенция. В судебной практике сложилось правило, что сроков для оспаривания нормативных актов не существует, поскольку отношения, возникающие в связи с изданием нормативного акта, являются длящимися.
Заявление об оспаривании нормативного акта должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления (ст. 131 ГПК), а также дополнительно включать:

  • данные о наименовании органа государственной или муниципальной власти, должностного лица, принявших оспариваемый акт;
  • данные о наименовании акта и дате его принятия;
  • указание на то, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом.

К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного акта с указанием, каким СМИ и когда опубликован этот акт. Подача заявления в суд не приостанавливает действие этого акта.
Заявление рассматривается судом в течение месяца со дня его подачи с участием заявителя, представителя органа или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет прекращения производства по делу.
В судебном заседании надлежит установить как несоответствие нормативного акта закону, так и конкретные обстоятельства (событие) нарушения прав или законных интересов. Установив, что соответствующий акт является противоправным ввиду его расхождения с законом, суд принимает решение о признании его недействующим полностью или частично со дня его принятия или иного указанного судом времени. В результате нормативный акт теряет юридическую силу и исключается из сферы правового регулирования. Признание нормативно-правового акта государственных и муниципальных органов недействующим влечет за собой также утрату юридической силы другими нормативными актами, основанными на нем или воспроизводящими его содержание. Решение суда о признании нормативного акта недействующим публикуется в печатном издании, в котором он был официально опубликован.
Признание нормативного акта недействующим относится к таким способам защиты прав и законных интересов, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение субъективных прав и восстановить уже нарушенные в конкретном случае права и законные интересы. Этот способ защиты права необходимо отличать от неприменения судом нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления при рассмотрении любого конкретного дела. Неприменение нормативного правового акта судом относится к таким способам, цель которых подтвердить (удостоверить) защищаемое право либо прекратить (изменить) обязанность. Суд во всех случаях не должен применять незаконные нормативные акты любых государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и такие, признание которых недействующими не относится к его подсудности. Так, нормативные акты министерств и ведомств не могут быть признаны недействующими районным судом, однако последний не вправе применять эти акты, если они противоречат закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: