Правовые акты Президента РФ

ст. 90 К РФ:

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

Президент РФ своими указами регулировал какую-либо сферу деятельности, если она неотрегулирована законами. Эти указы станут основными для деятельности исполнительной власти. Если по тому же вопросу следом за Указом Президента принимался ФЗ, то Указ Президента должен быть приведен в соответствие с ФЗ.

 

На вопрос: являются ли Указы Президента подзаконными актами? Не существует однозначного ответа:

- если те же отношения уже урегулированы ФЗ, то Указ Президента – подзаконный акт;

- если – нет, то выполняется роль квази-закона.

 

И указы, и распоряжения бывают и нормативные и ненормативные.

  • Нормативные Указы, как правило, регулируют какие-либо вопросы общегосударственного значения, направленные ко всем или к какой-либо (значительной) части субъектов РФ. Ненормативные Указы: принятие в гражданство; исключение из гражданства; присвоение почетного, воинского звания, государственных наград.
  • Распоряжения – как правило, принимаются по вопросам обеспечения деятельности Президента РФ, т.е. носят «внутре-управленческий» характер. Они касаются организаций, органов и структур, которые подчинены Президенту (и кадровый, и имущественный, и управленческий характер).

Несогласованность:

ч. 3 ст. 115 К РФ

ч. 1 ст. 115 К РФ

ч. 2 ст. 90 К РФ

Требуется мудрое толкование. Правительство РФ в своих указах должно руководствоваться и указами, и распоряжениями Президента РФ, иначе отменит (в первую очередь, т.к. они противоречат К РФ – ст. 90).

 

 

Правовые акты Правительства РФ.

ст. 115 К РФ:

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

 

ФКЗ «О правительстве РФ»: Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации
Правительство Российской Федерации -  является органом государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

Создает подзаконные акты – однозначная ситуация (в отличие от Президента РФ).

 

Акты Правительства регулируют – ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ».

 

Категорически не допускают выход за рамки законов, не допускают принцип «Разрешено все, что не запрещено». Издает свои ПА (Постановления и Распоряжения) только для того, чтобы реализовать законы: «на основании» - в этом смысле нет никакой самостоятельности и быть не должно «и во исполнение» - К РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ.

 

ПА Правительства РФ – обязанность к исполнению в РФ, но они могут быть отменены Президентом РФ.

· Акты, имеющие нормативный характер – в форме ПОСТАНОВЛЕНИЙ.

· Акты, не имеющие нормативного характера (по оперативным и другим текущим вопросам) – в форме РАСПОРЯЖЕНИЙ.

 

ПА Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.


Дата официального опубликования – дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Порядок вступления в силу - различный.


Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

 

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд - впервые в ФКЗ 1997 г. – очень важный элемент нормативного функционирования правовой системы государства.

 

 






Политико-правовые декларации, как источники конституционного права в РФ.

В практической деятельности любого государства принимаются Политические декларации. Строго говоря, такие договоры не являются правовыми, т.к. они не предусматривают обязательных юридических действий тех или иных должностных лиц; также не закрепляют меры юридической ответственности за пренебрежение, невыполнение положений декларации. Т.е. не устанавливаются четкие меры ответственности за невыполнение мер политических актов.


1) Декларация о государственном суверенитете РСФСР (принята первым съездом народных депутатов РСФСР – 12 июня 1990 г.);

 

2) Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята верховным советом РСФСР – 22 ноября 1991 г.)

3) Международные декларации.

 

Признаки:

- могут не иметь нормативный характер

- отсутствует строгий механизм ответственности за ин нарушения

- имеют общепризнанный характер

Генеральная ассамблея ООН – 10 декабря 1948 г. – «Всеобщая декларация прав человека».

Декларации не содержат нормы права, но имеют правовое значение и приводят к правовым последствиям. Не являются НПА, но являются источниками КП, в том числе РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: