ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка.
Каждый bi.!" yt кник вуза оказывается потом на каком-нибудь рабо-чех* месте. И чаше всего занимает достаточно ответственную должность. Знакомство с основами трудового права — непременное условие нормального осуществления гражданином своих трудовых обязанностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых аетов, которые регулируют разные отрасли профессиональной деятельности, большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отношение к праву государства и ТА
Конечно же, не только реализация трудовых прав, но и обеспечение субъективных прав вообше по жизни требуют хорошего знания конституционных норм* Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие и каждый гражданин может воспользоваться конституционными гарантиями.
Можно было бы сказать о важности ознакомления с целым рядом отраслей российского права. Все это проходит через содержание соответствующих разделов учебника, построенного как раз по отраслевому принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. В обшей же форме следует определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум:
|
|
1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; j *
2) создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;
3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;
4) профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;
5) активизировать правомерное поведение.
Авторы учебника имеют опыт оказания помощи в восприятии права и государства разными категориями учащейся молодежи. Но нет пределов для совершенствования любого учебного пособия. Поэтому авторский коллектив будет признателен всем тем, кто откликнется на выход учебника в свет, кто пришлет на адрес издательства свои замечания и рекомендации.
•
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
**
• ■ *
ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ
ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда На-
родных депутатов и Верховного Совета
ГК РФ — Гражданский кодекс РФ
КолП — Кодекс РФ об административных правонарушениях
РГ — Российская газета
САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ
|
|
СЗ РФ — Собрание законодательства РФ
СК РФ — Семейный кодекс РФ
СП — Собрание постановлений Правительства РФ
ТК РФ — Трудовой кодекс РФ
УК РФ — Уголовный кодекс РФ
* * |
■■
.. *
■:••'••.-.-■■
^
* *
J " *
Р а з д е *?Ь ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
г; ■■, Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО -ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
- ■ ■ - -.
Российские редлин пх^дарствсино-правовой жизни постдере-строечного периода таковы» что ни государство, ни право не оправдыг вают тех ожиданий, icaipfe возлагались на них в начальный нерисщ реформирования общественных отношений. Многим казалось тогда, и не без оснований, что новая президентская власть и новое законодательство* порвавшие с окостеневшей советской системой, решительным образом воздействуют на развитие всех сфер общественной жизни, на повышение уровня материального состояния граждан nQ европейским стандартам. По разным причинам этого не произошло. Но именно поэтому, как неизбежное следствие утраченных иллюзий, мы видим явное недоверие всякой власти, всякому государству и всякому законодательству
Высокие слова, звучавшие с трибун из уст самых авторитетных в широких массах политиков, оказывались в лучшем случае простым краснобайством, а часто они произносились просто для прикрытия, корыстных интересов. На протяжении длительного периода российской истории забалтывались основополагающие понятия, девальвировались подлинные ценности. Обесценение существа понятий кос* нулось законодательства, поскольку ни общенародного, социального, ни правового государства в реалии не возникло и соответствующие правовые нормы оставались лишь на бумаге. Великий Сократ в похожих ситуациях призывал своих сограждан хранить мужество и здравомыслие, не поддаваться на уловки демагогов, прикрывающих свои властные притязания речами о народном благе. Сегодня, как и в те далекие времена, следует решительно преодолевать эту своеобразную болезнь — недоверие к словам или даже словонснавистннчество, поскольку за такими из них, как государство, демократия, свобода, закон, законность и тл,., стоят непреходящие ценности человеческого общежития, выработанные веками. Из того факта, что к власти приходят иногда не самые лучшие люди, а государственные должности порой могут занимать откровенно коррумпированные элементы, со-
Глаад 1/Госуларот§ои право— предугс общественного раэыгтн* 13
всем не вытекает, что нормальной власти и быть не может Анархиче
ские идеи сокрушения кякой влцетн помимо их утопичности вредны
по своей сута — общество не только не может обходиться без государ*
ства, но онр только благодаря хорошо устроенному государству и спо
собно преодолевать неизбежные кризисы своего развития иди даже
предупреждать их появление.,;♦. - г,,..;
Естесгеенно-историчесхая необходимость государства просматривается независимо от той позиции, которой придерживались разни* мыслители б объяснении причин его происхождения.
Гоббс, например, полагал» что государство (этот своего роде Левиафан) появляется как неизбежный результат естественной борьбы людей в силу их звериной природы (у него homo homini lupus e$t — человек человеку волк)< Гроций видел людей по природе сроей общительными, стремящимися к объединению, чтобы жить в мире и в еше большем согласии. Были и так называемые классовые теории происхождения государства. При этом один народ мог завоевать другой и стать господ-ствуюшнм классом» а для. удержания завоеванных, в повиновении нуждался в государстве. У Руссо, например, богатые обманным путем договорились с бедными о создании государства, У Энгельса раскол общества на классы — это естественный результат экономического развития, а государство необходимо экономически господствующему классу для поддержания своего политического верховенств^ На Востоке государство появилось в качестве инструмента проведения масштабных общественных работ. Государство призвано выпо/тнягь некие общие дела. Есть и многие другие представления о необходимости и роли государства. Но есть нечто самое величественное в такого рода определениях: у Гегеля государство предстает в качестве, цели общественного развития, завершающего венца его. Люда должны стремиться к жизни в государственно организованном обществе.
|
|
Цивилизованное общество не может обходиться без регулируюшег го воздействия на жизнь норм права. И когда закон по его значению в развитии человеческой цивилизации уподобляют роди колеса или огня, преувеличение если и есть, то небольшое* Кстати* как и колесо, закон можно употребить во благо человеку, но можно использовать и для публичной казни — коЛесованкя на базарной площади. В любом случае необходимо хотя бы общее понимание того, чтб есть право, каково назначение законодательства, в чем его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. Мы не ошибемся, еедн скажем, что по поводу использования колеса или огня у обыкновенных граждан больше знаний, чем по поводу понимания юридических фактов, правоотношений, подзаконных актов.
14 Раздел Г. Государство и права Ихраавжизииобщестм
Глава I. Государство и ораво — продукт общественного развития 1 >
Особо следует сказать о праве в России. Можно лаже утверждать, что отсталость нашего общества в сравнении с Западом в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом» пренебрежением к Праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящих кругов: будь то чиновничество при царях, или партноменклатура при генеральных секретарях, или современная бюрократия. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Ест правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех свободах, которые были дарованы власть имущими.
|
|
Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, чтб есть государство и право» какие социальные явления скрываются за государственно-правовыми категориями, за теми словами, которые сопровождают не только конфликтные, но и самые обыденные отношения людей. Роль государства и права проясняется только в свете истории их появления, в соотношении их с гражданским обшеством и политической организацией общества.
Обыденные представления о государстве чаще всего совпадают с видением страны. Между тем это совсем не идентичные понятия, fto-фафическне, страноведческие характеристики весьма существенно отличаются от социальных. Но именно последние играют главную роль в характеристике государства. И хотя размеры территории, ландшафт, климат, богатства недр и другие черты могут сказываться на государственном устройстве и формах правления в государстве, — ос-* новное здесь власть, ее принадлежность, ее организация, ее функционирование. Государство — социальный институт, общественное образование, т.е. оно самым непосредственным образом связано с совместной ждонью людей, с их общением.
Расхожие представления о праве чаше всего связаны с определением права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться пол защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и та).
Понимание права практикующими профессиональными юристами обыкновенно 6азир>егся на определении права как совокупности правовых норм (право в объективной смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юрндн-ческнх дел.
Так или иначе, но само право и. соответственно, его понимание также связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обще-
нии с себе подобными. Так же как и государство, право — социальное явление и по своему происхождению, и по своей роли.
Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм» продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом к потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейл ы-ми узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы- Пюбальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.
Рассмотрение общества как совокупности общественных отношений позволяет» во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых» выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация» государство и др.).
Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах к в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах- Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство.
Политическая система — это устойчивая форма отношений людей, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь властные, обязательные для всех членов общества или для их части решения.
Политическая система включает в себя четыре подсистемы;
— политические организации;
— политические нормы;
— политические отношения;
— политическую идеологию.
Указание на данные подсистемы важно в том отношении, что каждая из них включает нечто от государства и права и нечто от негосударственных организаций, негосударственных норм, отношений и идей.
Чаще всего описываются именно субъекты политической системы, классифицируемые по институциональному (парламент, президент, правительство, профсоюзы и та) и функциональному (армия, церковь» оппозиция, лобби и т.д.) признакам. Но если ставить вопрос о задачах и функциях политической системы, правильнее иметь в виду все названные подсистемы. Они работают в комплексе.
■
16 Раздел I Государство и право. Их роль § жизни обществе
Обыкновенно называют такие, например, функции, как:
— определение иелей развития общества; *
— интенция общества;
— легитимация политического режима;
— регулирование поведенческих актов;
— мобилизация ресурсов общества и др.
Государству в осуществлении данных -функций отводится главная роль.
Политическую систему общества образуют многообразные орга* низации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований — все это отражается на политических институтах,
Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для достижения идеалов человеческого счастья- Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определяются следованием всех праву
В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так» чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».
В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант повеления. Собственные интересы и собственная «свобода* не всегда соотносятся ими с интересами и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкновения людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Уже отсюда проистекает своего рода потребность в особой силе, которую и призвано олицетворять государство.
Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и формальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему формальные? Да потому, что люди фактически всегда не равны между со-
Глаеа 1. Государство к право — продукт общественного рашетия 17
1
бой: один сильный, другой слабый, молодой и старец; обремененный большой семьей или нет и тд„ и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему никогда не сделать- К тому же и государства бывают разные.»
Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество —. мать государства, и, соответственно, государство — его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. ГЬсударство проявляет заботу об обществе либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм* По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Было время, Когда государства и Права не было. Государственность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм» социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти. Естественная справедливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении делами, Незыбле* мостъю авторитета старших.
С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных и та), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят люди, которые специализируются на разных хозяйственных, военных и культурных делах. Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выполняемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приобретает государственный характер.
Что отличает государство от органов управления первобытного общества?
I. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В се отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всею выражает в первую очередь интересы не всего общества, а
18 Рыдел I. Государством право. Ихральажнэнмобшестю
Глава 2. Понятие государам. Егофуншии, механизм, формы 19
определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко—и самого себя,
2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппа
рат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет ос
тальной части общества. Нужные для этого средства собирают с насе
ления в виде налогов и сборов,
3, Разделение населения по территории. В отличие от первобытно
го общества, в котором все его члены делились в зависимости от при
надлежности к роду, племени, в условиях государства население раз
делено по признаку проживания на определенной территории. Это
связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с бо
лее оптимальными условиями управления, поскольку разложение
первобытно-обшинного строя приводит к постоянным перемещени
ям людей.
Государство, наверное, могло бы обходиться в своей деятельности без права* Но тогда пришлось бы должностным лицам государства всякий рад любой вопрос решать заново. И люди бы ие знати, как вести себя друге другом и властью. Легче и экономнее оказалось использовать уже имеющиеся правила поведения (обычаи, традиции и т.п.) или создавать новые обшие нормы, которые охватывали бы повторяющиеся изодва в день человеческие поступки в той или иной сфере жизни. Этим правилам придается сила общеобязательности, что поддерживается психическим (угрозой) или физическим принуждением.
В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. Именно тогда начинают вставать и приобретать остроту вопросы, что есть право, чио можно отстаивать и зашишать в государственных органах, ч то можно проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения. Вместе с тем в этическом, моральном смысле оправданно говорить о праве и до появления государства.
В самые далекие времена наши предки вырабатывали и закрепляли в своей жизни наиболее разумные и полезные варианты поведения. Они, в свою очередь, фиксировались в религиозных, ритуальных и прочих нормах- Мораль, религия, да и сама жизнь утверждали их в качестве единственно возможных и справедливых* Эти нормы мыслились как высшая «правда», как «естественное право».
После того как общество раскололось на классы и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естественная» справедливость начинает уступать место той, которая вырабатывается государством в интересах правящих слоев населения. Разумеется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, получают поддержку государства вне связи с расслоением общества.
Таким образом, по своей социальной сущности, по общественной роли правовые нормы различались между собой. Некоторые законы вообще противоречили общечеловеческой справедливости. Тем не менее по формально-юридическому признаку приходилось под правом понимать всю совокупность законов и иных нормативных актов, которые издавались или поддерживались государством в качестве общего масштаба, модели поведения людей. ♦
Если же отойти от сугубо юридического взгляда на право, то его можно рассматривать как проявление природы человека и человеческих отношений, как определенную форму свободы в отношениях людей, меру этой свободы, как всеобщий регулятор поведения человека. Вместе с тем и здесь праву будут свойственны формальная справедливость и формальное равенство. Фактическое равенство и полная реальная справедливость в отношениях между людьми — это такой идеал, который граничит с утопией. И тем не менее движение к нему свидетельствует о цивилизованности общества. Государство в этом деле является главным двигателем. Оно выполняет свою роль через законы и их неуклонное осуществление.
Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ФУНКЦИИ,
МЕХАНИЗМ, ФОРМЫ* ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
*
§ Ь Определение государства и его отличительные признаки
До недавнего времени одной из самых распространенных среди юристов цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма являлась следующая: «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права». Сегодня о ней редко вспоминают. А между тем по сути это положение глубоко верное, да и сформулировано оно было задолго до появления ленинских работ.
Из всего изложенного ранее видно, что право и государство вызываются к жизни в конечном счете одними и теми же обстоятельствами, что государство берет на себя бремя определять, что есть право, а что является правонарушением, и соответственно поощрять или наказывать адресатов правовых норм. На время можно отвлечься от того, хорошо или плохо государство это делает и в чьих интересах. Прежде всего следует понять, чем отличается государство от иных организаций.
Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил,
г
20 Раздел]. Государство и право. Их роль в жизни общества
Глава 2. Понята* государства. Его функции, механизм, формы 21
всего народа), располагающая специальным аппаратам управления и принуждения, которая» представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение,
Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат. Для содержания этого аппарата государство взимает налоги, собираемые с населения.
Государство — не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общества государство отличается рядом признаков.,
1. Государство — единственная организация власти в масштабе
всей страны. Ни одна другая организация (политическая, обществен
ная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу
своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь
его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обя
занность подчиняться государственно-властным велениям, а с дру
гой — право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает суверенитетом как внешним, те, независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство обладает специальными силовыми структурами (суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.) и материальными придатками (ар*-мия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и tit
■ § 2, Государственная власть
Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти.
Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место-и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если прнни* маемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выкосятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безачастие) или возвышение какой-то иной власти.
Большое значение имеет легитимность государственной еласти> т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом- Это признание может основыва1ъся на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур,
В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна н как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполнению законов. И только* Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна подменять какую-либо друтую. Ее удел — рассматривать правовые споры.
§ 3. Задачи и функции государства
*
Задачи и функции государства обусловлены его социальной сущностью. Если государство выражает интересы одного класса в ущерб интересам других классов, оно ставит перед собой узкоклассовые задачи и основные функции государства будут сводиться в первую очередь к обеспечению классового господства, охране собственности господствующих классов. Все остальные задачи отходят на второй и третий план. Точно так же обстоит дело в случае господства какого-то клана, какой-то группы людей. Клановые или групповые интересы будут предопределять всю деятельность государства. Другое можно
i
24 Раздел Г. Государа*) и пр«о. Их роль а жизни общества
♦
Главе 2. Понятие государств*. Егофункнии, механизм, формы 25
.. ■■.....
§ 5. Форма государства
На содержание нрава (особенно конституционного и административного), а также на реализацию правовых норм оказывает алиянне установление той или другой -формы государства.
Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.
Форма прошения характеризует состав высших органов государственной власти» порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).
Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).
Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и та.).