ПрСДНСДОВИе 1 страница

ожидают самые разные неприятности материального или репрессив­ного порядка.

Каждый bi.!" yt кник вуза оказывается потом на каком-нибудь рабо-чех* месте. И чаше всего занимает достаточно ответственную долж­ность. Знакомство с основами трудового права — непременное усло­вие нормального осуществления гражданином своих трудовых обя­занностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых аетов, которые регулируют разные отрасли профессиональной деятельно­сти, большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отноше­ние к праву государства и ТА

Конечно же, не только реализация трудовых прав, но и обеспече­ние субъективных прав вообше по жизни требуют хорошего знания конституционных норм* Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие и каждый гражданин может воспользоваться консти­туционными гарантиями.

Можно было бы сказать о важности ознакомления с целым рядом отраслей российского права. Все это проходит через содержание соот­ветствующих разделов учебника, построенного как раз по отраслево­му принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. В обшей же форме следует определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельно­сти заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой долж­ности обязан иметь необходимый их минимум:

1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; j *

2) создать базу для значительного расширения объема и повыше­ния уровня правового поведения адресатов права;

3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

4) профилактировать правонарушения в аспекте реального дейст­вия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;

5) активизировать правомерное поведение.

Авторы учебника имеют опыт оказания помощи в восприятии пра­ва и государства разными категориями учащейся молодежи. Но нет пределов для совершенствования любого учебного пособия. Поэтому авторский коллектив будет признателен всем тем, кто откликнется на выход учебника в свет, кто пришлет на адрес издательства свои заме­чания и рекомендации.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

**

• ■ *

ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ

ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда На-

родных депутатов и Верховного Совета

ГК РФ — Гражданский кодекс РФ

КолП — Кодекс РФ об административных правонарушениях

РГ — Российская газета

САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ — Собрание законодательства РФ

СК РФ — Семейный кодекс РФ

СП — Собрание постановлений Правительства РФ

ТК РФ — Трудовой кодекс РФ

УК РФ — Уголовный кодекс РФ

* *

■■

.. *

■:••'••.-.-■■


^


* *

J " *

Р а з д е *?Ь ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

г; ■■, Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО -ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

- ■ ■ - -.

Российские редлин пх^дарствсино-правовой жизни постдере-строечного периода таковы» что ни государство, ни право не оправдыг вают тех ожиданий, icaipfe возлагались на них в начальный нерисщ ре­формирования общественных отношений. Многим казалось тогда, и не без оснований, что новая президентская власть и новое законода­тельство* порвавшие с окостеневшей советской системой, решитель­ным образом воздействуют на развитие всех сфер общественной жиз­ни, на повышение уровня материального состояния граждан nQ евро­пейским стандартам. По разным причинам этого не произошло. Но именно поэтому, как неизбежное следствие утраченных иллюзий, мы видим явное недоверие всякой власти, всякому государству и всякому законодательству

Высокие слова, звучавшие с трибун из уст самых авторитетных в широких массах политиков, оказывались в лучшем случае простым краснобайством, а часто они произносились просто для прикрытия, корыстных интересов. На протяжении длительного периода россий­ской истории забалтывались основополагающие понятия, девальви­ровались подлинные ценности. Обесценение существа понятий кос* нулось законодательства, поскольку ни общенародного, социального, ни правового государства в реалии не возникло и соответствующие правовые нормы оставались лишь на бумаге. Великий Сократ в похо­жих ситуациях призывал своих сограждан хранить мужество и здраво­мыслие, не поддаваться на уловки демагогов, прикрывающих свои властные притязания речами о народном благе. Сегодня, как и в те да­лекие времена, следует решительно преодолевать эту своеобразную болезнь — недоверие к словам или даже словонснавистннчество, по­скольку за такими из них, как государство, демократия, свобода, за­кон, законность и тл,., стоят непреходящие ценности человеческого общежития, выработанные веками. Из того факта, что к власти при­ходят иногда не самые лучшие люди, а государственные должности порой могут занимать откровенно коррумпированные элементы, со-


Глаад 1/Госуларот§ои право— предугс общественного раэыгтн* 13

всем не вытекает, что нормальной власти и быть не может Анархиче­
ские идеи сокрушения кякой влцетн помимо их утопичности вредны
по своей сута — общество не только не может обходиться без государ*
ства, но онр только благодаря хорошо устроенному государству и спо­
собно преодолевать неизбежные кризисы своего развития иди даже
предупреждать их появление.,;♦. - г,,..;

Естесгеенно-историчесхая необходимость государства просматри­вается независимо от той позиции, которой придерживались разни* мыслители б объяснении причин его происхождения.

Гоббс, например, полагал» что государство (этот своего роде Левиа­фан) появляется как неизбежный результат естественной борьбы людей в силу их звериной природы (у него homo homini lupus e$t — человек че­ловеку волк)< Гроций видел людей по природе сроей общительными, стремящимися к объединению, чтобы жить в мире и в еше большем со­гласии. Были и так называемые классовые теории происхождения го­сударства. При этом один народ мог завоевать другой и стать господ-ствуюшнм классом» а для. удержания завоеванных, в повиновении нуждался в государстве. У Руссо, например, богатые обманным путем договорились с бедными о создании государства, У Энгельса раскол общества на классы — это естественный результат экономического развития, а государство необходимо экономически господствующему классу для поддержания своего политического верховенств^ На Вос­токе государство появилось в качестве инструмента проведения мас­штабных общественных работ. Государство призвано выпо/тнягь некие общие дела. Есть и многие другие представления о необходимости и роли государства. Но есть нечто самое величественное в такого рода определениях: у Гегеля государство предстает в качестве, цели общест­венного развития, завершающего венца его. Люда должны стремиться к жизни в государственно организованном обществе.

Цивилизованное общество не может обходиться без регулируюшег го воздействия на жизнь норм права. И когда закон по его значению в развитии человеческой цивилизации уподобляют роди колеса или ог­ня, преувеличение если и есть, то небольшое* Кстати* как и колесо, закон можно употребить во благо человеку, но можно использовать и для публичной казни — коЛесованкя на базарной площади. В любом случае необходимо хотя бы общее понимание того, чтб есть право, ка­ково назначение законодательства, в чем его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. Мы не ошибемся, еедн скажем, что по поводу использования колеса или огня у обыкновен­ных граждан больше знаний, чем по поводу понимания юридических фактов, правоотношений, подзаконных актов.


14 Раздел Г. Государство и права Ихраавжизииобщестм


Глава I. Государство и ораво — продукт общественного развития 1 >



Особо следует сказать о праве в России. Можно лаже утверждать, что отсталость нашего общества в сравнении с Западом в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом» пренебре­жением к Праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящих кругов: будь то чиновничество при царях, или партноменк­латура при генеральных секретарях, или современная бюрократия. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Ест правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директив­ными органами, то только в духе беспрекословного уважения к систе­ме, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех свободах, которые были дарованы власть имущими.

Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, чтб есть государство и право» какие социальные явления скрываются за госу­дарственно-правовыми категориями, за теми словами, которые сопро­вождают не только конфликтные, но и самые обыденные отношения людей. Роль государства и права проясняется только в свете истории их появления, в соотношении их с гражданским обшеством и полити­ческой организацией общества.

Обыденные представления о государстве чаще всего совпадают с видением страны. Между тем это совсем не идентичные понятия, fto-фафическне, страноведческие характеристики весьма существенно отличаются от социальных. Но именно последние играют главную роль в характеристике государства. И хотя размеры территории, ланд­шафт, климат, богатства недр и другие черты могут сказываться на государственном устройстве и формах правления в государстве, — ос-* новное здесь власть, ее принадлежность, ее организация, ее функцио­нирование. Государство — социальный институт, общественное образо­вание, т.е. оно самым непосредственным образом связано с совместной ждонью людей, с их общением.

Расхожие представления о праве чаше всего связаны с определени­ем права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться пол защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на от­дых и та).

Понимание права практикующими профессиональными юриста­ми обыкновенно 6азир>егся на определении права как совокупности правовых норм (право в объективной смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юрндн-ческнх дел.

Так или иначе, но само право и. соответственно, его понимание также связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обще-


нии с себе подобными. Так же как и государство, право — социальное явление и по своему происхождению, и по своей роли.

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм» продукт взаимодействия людей, оп­ределенная организация их жизни, связанная прежде всего с произ­водством, обменом к потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейл ы-ми узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а со­циальные законы- Пюбальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общест­венного развития.

Рассмотрение общества как совокупности общественных отноше­ний позволяет» во-первых, подходить к нему с конкретно-историче­ских позиций (выделять различные общественные формации, разли­чать этапы развития общества), во-вторых» выявлять специфику глав­ных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация» государство и др.).

Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных об­стоятельствах к в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах- Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве состав­ной части входит государство.

Политическая система это устойчивая форма отношений людей, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь властные, обязательные для всех членов общества или для их части решения.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы;

— политические организации;

— политические нормы;

— политические отношения;

— политическую идеологию.

Указание на данные подсистемы важно в том отношении, что каж­дая из них включает нечто от государства и права и нечто от негосудар­ственных организаций, негосударственных норм, отношений и идей.

Чаще всего описываются именно субъекты политической системы, классифицируемые по институциональному (парламент, президент, правительство, профсоюзы и та) и функциональному (армия, цер­ковь» оппозиция, лобби и т.д.) признакам. Но если ставить вопрос о задачах и функциях политической системы, правильнее иметь в виду все названные подсистемы. Они работают в комплексе.



16 Раздел I Государство и право. Их роль § жизни обществе

Обыкновенно называют такие, например, функции, как:

— определение иелей развития общества; *

— интенция общества;

— легитимация политического режима;

— регулирование поведенческих актов;

— мобилизация ресурсов общества и др.

Государству в осуществлении данных -функций отводится главная роль.

Политическую систему общества образуют многообразные орга* низации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы — это соотноше­ние содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и ин­тересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-истори­ческих образований — все это отражается на политических инсти­тутах,

Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для достижения идеалов человеческого счастья- Но свобода не прив­носится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, техниче­ской вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собст­венности, отношений производства, распределения, обмена и потреб­ления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определяются следованием всех праву

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так» чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант повеления. Собственные интересы и собственная «свобода* не всегда соотносятся ими с инте­ресами и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкно­вения людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Уже отсюда проистекает своего рода потребность в особой силе, которую и призвано олицетворять государство.

Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и формальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему фор­мальные? Да потому, что люди фактически всегда не равны между со-


Глаеа 1. Государство к право — продукт общественного рашетия 17

1

бой: один сильный, другой слабый, молодой и старец; обремененный большой семьей или нет и тд„ и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему ни­когда не сделать- К тому же и государства бывают разные.»

Государство выделилось из общества на известной стадии его зре­лости. Общество —. мать государства, и, соответственно, государст­во — его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, та­ково и государство. ГЬсударство проявляет заботу об обществе либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм* По мере того как общество переходит в своем поступательном разви­тии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меня­ется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Было время, Когда государства и Права не было. Государственность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм» социальное равноправие, отсутствие обо­собленной принудительной власти. Естественная справедливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении делами, Незыбле* мостъю авторитета старших.

С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных и та), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят лю­ди, которые специализируются на разных хозяйственных, военных и культурных делах. Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выпол­няемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приобретает государственный характер.

Что отличает государство от органов управления первобытного об­щества?

I. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала ин­тересы всего общества и не была отделена от него. В се отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществля­ется государственным аппаратом, который отделен от остального об­щества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, ко­торая занимается исключительно управлением и не участвует непо­средственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всею выражает в первую очередь интересы не всего общества, а


18 Рыдел I. Государством право. Ихральажнэнмобшестю


Глава 2. Понятие государам. Егофуншии, механизм, формы 19



определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а неред­ко—и самого себя,

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппа­
рат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет ос­
тальной части общества. Нужные для этого средства собирают с насе­
ления в виде налогов и сборов,

3, Разделение населения по территории. В отличие от первобытно­
го общества, в котором все его члены делились в зависимости от при­
надлежности к роду, племени, в условиях государства население раз­
делено по признаку проживания на определенной территории. Это
связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с бо­
лее оптимальными условиями управления, поскольку разложение
первобытно-обшинного строя приводит к постоянным перемещени­
ям людей.

Государство, наверное, могло бы обходиться в своей деятельности без права* Но тогда пришлось бы должностным лицам государства всякий рад любой вопрос решать заново. И люди бы ие знати, как вес­ти себя друге другом и властью. Легче и экономнее оказалось исполь­зовать уже имеющиеся правила поведения (обычаи, традиции и т.п.) или создавать новые обшие нормы, которые охватывали бы повто­ряющиеся изодва в день человеческие поступки в той или иной сфере жизни. Этим правилам придается сила общеобязательности, что под­держивается психическим (угрозой) или физическим принуждением.

В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. Именно тогда начина­ют вставать и приобретать остроту вопросы, что есть право, чио можно отстаивать и зашишать в государственных органах, ч то мож­но проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принужде­ния. Вместе с тем в этическом, моральном смысле оправданно гово­рить о праве и до появления государства.

В самые далекие времена наши предки вырабатывали и закрепляли в своей жизни наиболее разумные и полезные варианты поведения. Они, в свою очередь, фиксировались в религиозных, ритуальных и прочих нормах- Мораль, религия, да и сама жизнь утверждали их в ка­честве единственно возможных и справедливых* Эти нормы мысли­лись как высшая «правда», как «естественное право».

После того как общество раскололось на классы и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естест­венная» справедливость начинает уступать место той, которая выраба­тывается государством в интересах правящих слоев населения. Разу­меется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, по­лучают поддержку государства вне связи с расслоением общества.


Таким образом, по своей социальной сущности, по общественной ро­ли правовые нормы различались между собой. Некоторые законы во­обще противоречили общечеловеческой справедливости. Тем не ме­нее по формально-юридическому признаку приходилось под правом понимать всю совокупность законов и иных нормативных актов, ко­торые издавались или поддерживались государством в качестве обще­го масштаба, модели поведения людей. ♦

Если же отойти от сугубо юридического взгляда на право, то его можно рассматривать как проявление природы человека и человече­ских отношений, как определенную форму свободы в отношениях людей, меру этой свободы, как всеобщий регулятор поведения чело­века. Вместе с тем и здесь праву будут свойственны формальная спра­ведливость и формальное равенство. Фактическое равенство и полная реальная справедливость в отношениях между людьми — это такой идеал, который граничит с утопией. И тем не менее движение к нему свидетельствует о цивилизованности общества. Государство в этом де­ле является главным двигателем. Оно выполняет свою роль через за­коны и их неуклонное осуществление.

Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ФУНКЦИИ,

МЕХАНИЗМ, ФОРМЫ* ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

*

§ Ь Определение государства и его отличительные признаки

До недавнего времени одной из самых распространенных среди юристов цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма яв­лялась следующая: «Право есть ничто без аппарата, способного при­нуждать к соблюдению права». Сегодня о ней редко вспоминают. А между тем по сути это положение глубоко верное, да и сформулиро­вано оно было задолго до появления ленинских работ.

Из всего изложенного ранее видно, что право и государство вызы­ваются к жизни в конечном счете одними и теми же обстоятельства­ми, что государство берет на себя бремя определять, что есть право, а что является правонарушением, и соответственно поощрять или на­казывать адресатов правовых норм. На время можно отвлечься от то­го, хорошо или плохо государство это делает и в чьих интересах. Пре­жде всего следует понять, чем отличается государство от иных органи­заций.

Государство — это особая организация публичной, политической вла­сти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил,


г


20 Раздел]. Государство и право. Их роль в жизни общества


Глава 2. Понята* государства. Его функции, механизм, формы 21



всего народа), располагающая специальным аппаратам управления и принуждения, которая» представляя общество, осуществляет руковод­ство этим обществом и обеспечивает его объединение,

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государ­ственный аппарат. Для содержания этого аппарата государство взима­ет налоги, собираемые с населения.

Государство — не единственная организация, которая осуществля­ет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональ­ные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общества государство от­личается рядом признаков.,

1. Государство — единственная организация власти в масштабе
всей страны. Ни одна другая организация (политическая, обществен­
ная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу
своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь
его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обя­
занность подчиняться государственно-властным велениям, а с дру­
гой — право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом как внешним, те, независи­мостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государ­ство обладает специальными силовыми структурами (суд, прокурату­ра, органы внутренних дел и т.п.) и материальными придатками (ар*-мия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст­венных решений, в том числе и принудительными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для все­общего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановле­ния и tit

■ § 2, Государственная власть

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти.

Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому госу­дарственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.


В разных обществах и государствах характер государственной вла­сти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руковод­ство состоит в организаторской деятельности. Имеет место-и сочета­ние разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если прнни* маемые правительственными учреждениями постановления и прика­зы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выкосятся или не исполняются приговоры и решения судебных вла­стей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безачастие) или возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность государственной еласти> т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного воле­изъявления. Легитимность власти означает также ее признание обще­ством- Это признание может основыва1ъся на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носите­лей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе под­линно демократических процедур,

В демократических государствах придается серьезное значение раз­делению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каж­дая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешива­ется в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна н как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие пра­вила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполне­нию законов. И только* Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна под­менять какую-либо друтую. Ее удел — рассматривать правовые споры.

§ 3. Задачи и функции государства

*

Задачи и функции государства обусловлены его социальной сущ­ностью. Если государство выражает интересы одного класса в ущерб интересам других классов, оно ставит перед собой узкоклассовые за­дачи и основные функции государства будут сводиться в первую оче­редь к обеспечению классового господства, охране собственности гос­подствующих классов. Все остальные задачи отходят на второй и тре­тий план. Точно так же обстоит дело в случае господства какого-то клана, какой-то группы людей. Клановые или групповые интересы будут предопределять всю деятельность государства. Другое можно


i

24 Раздел Г. Государа*) и пр«о. Их роль а жизни общества



Главе 2. Понятие государств*. Егофункнии, механизм, формы 25



.. ■■.....

§ 5. Форма государства

На содержание нрава (особенно конституционного и администра­тивного), а также на реализацию правовых норм оказывает алиянне установление той или другой -формы государства.

Форма государства показывает особенности устроения и функцио­нирования государства. Она включает в себя три связанных между со­бой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма прошения характеризует состав высших органов государст­венной власти» порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотноше­ния центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и само­управления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Государственный режим означает совокупность методов осуществле­ния государственной власти (демократический, авторитарный и та.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: