Если обратиться в качестве примера к России, то с; некоторой долей условности можно утверждать:
1. Россия является республикой. Высшие органы власти избираются населением* Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение высших органов между собой позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской В президентской республиками;
2. Россия — федеративное государство, составными частями которого являются республики, края, области и два города федерального значения,
3. Конституция устанавливает для России демократический политический режим.
§ 6, Формирование правового государства
-С некоторых пор у тех, кто пытается усвоить понятия о праве и государстве, кто хочет сориентироваться, как вести себя, не вступая в конфликт с государственными ор.ънами и не нарушая права, возникает вопрос отом, что главнее: государство или право? Следовать праву или подчиняться решению должностного лица, вынесшего противоправный акт? В октябре 1993 с сам Основной закон (Конституция) России преподносился как неправовой. И даже ответственные долж-
|
|
ностныелипа не знади, чему следовать — Конституции или принятым в ее замену временным законам.
Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одни безапелляционно и жестко связывали появление права с деятельностью государства, признавая в качестве правовых норм только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, полагали, что право существовало и существует до и вне деятельности государства, что государство само является порождением права.
К сожалению, на практике обе эти крайние позиции часто вели к неблагоприятным последствиям- В первом случае государство (н чиновничество, в частности) начинало безоговорочно чувствовать себя источником высшей справедливости, и при этом право представлялось единственно в качестве инструмента проведения государственной воли, в качестве своего рода придатка к государственной деятельности. Во втором случае государству отводилась второстепенная роль проводника тех норм, которые формируются помимо его участия.
Между тем истина заключается в третьем подходе, в поиске золотой середины. Для этого в теорий надо отвлечься от того, какими предстают государство и законодательство в те или другие исторические периоды. Для принципиального решения вопроса следует исходить из того, что государсгво представляет собой совершенную организацию, отражающую интересы населения, озадаченную поиском наиболее благоприятных для своих граждан решений. Если государство в действительности серьезно отличается от такой идеальной модели, то постановка вопроса о соотношении права и государства с практической точки зрения окажется во многом бессмысленной: общество будет де]радировать от бессилия права, неправовых законов государства и произвола чиновников.
|
|
Суть третьего подхода такова. Право и государство неразделимы, если вести речь о кардинальных причинах их появления в обшестве, если рассуждать об их исторических судьбах, если анализировать их социальные.роли (функции). Правой государство взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.
«Правда*, «справедливость» как выражение сути права неизменны (как неизменен человек) и в то же время изменчивы по мерс изменений в жизни людей. «Совершенное государство», умные, бескорыстные и компетентные должностные лица призваны выявить подлинную справедливость общественных отношений и зафиксировать ее в законах и подзаконных актах. Этим самым складываются нормы об-
■
26 Раздел I. Государство и право. Их роль в жнэнн обшссти
шеобязательные, формально определенные, могущие выступать в качестве всеобщего мерила (масштаба) поведения для всех, кто оказывается в ситуациях, предусмотренных нормативными актами. Только такие нормы могут быть взяты пол охрану государства, а их невыполнение влечет за собой меры государственного принуждения.
Итак, государство: отыскивает право; формулирует право; охраня
ет его. _ -
Однако и право оказывает на государство решающее влияние:
в правотворческой деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни, растворенной в ней «правде»;
в право исполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанных на законе иных актах государства;
все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.
Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). О значении права для государства говорили в основном в смысле использования законов для осуществления государственных функций. В последние. годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория правового государства.
Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.
Завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Идея формирования правового государства существовала в России и в дооктябрьский период, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем мять из них:
1) право в России никогда не имело в глазах общества качества самоценности;
|
|
■
■
Глава 2. Понятие государства. Его функдни, иехвннэм» форыы 27
♦
2) правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;
3) гражданам России свойственно было искать выошую справедливость в воле монарха, верховного правителя и т.д.;
4) стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом
свою волю;
5) огромная протяженность границ, пестрый национальный со
став, исторические условия формирования российской государствен
ности способствовали укоренению имперского сознания и импер
ским методам властвования.
После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились новые. Это, в частности:
некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие общечеловеческое содержание в праве;
обесценение права и закона в ходе революции и Гражданской войны;
отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая
правящий класс;
возвышение исполнительных органов над законодательными;
возвеличивание карательных (силовых) учреждений;
культ вождя.
Попробуем разобраться, что есть у нас сегодня от правового государства, чего никогда не было или недоставало, а также что необходимо предпринять для его построения.
Мы имели:
провозглашение принципа «все во имя человека, все для блага человека». Нам недоставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является реальным достижением;
провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;
законы и другие нормативные акты, составляющие правовую основу государственной и общественной жизни; провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан;
провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.
Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности как в рядовой массе, так и в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и должностным лицам, но и независимости некоторым органам в исполнении ими государственных функций.
|
|
2S Раздел! Государство и..рд&о " \ \ | цщц и1щсни
I
Чего мы не имели никогда?
В советское время официально не признавался примат (первенство) прав и интересов личности перед интересами общества и государстве, не существовало официально узаконенных общечеловеческих норм, которые бы опосредовали действие всех других правил и принципов, Не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (понимание пределов государственной деятельности), не признавались теория разделения властей, теория сдержек и противовесов в механизме государства, не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).
Фактом отсутствия каких-либо институтов и неразвитое™ соответствующих процессов обусловлена потребность в определенных политических шагах и государственно-правовых преобразованиях, в том числе и в создании необходимых теловий формирования правового государства. Так, обеспечение сколько-нибудь удовлетворительного материального положения граждан является одним из залогов достижения искомого политического результата. Можно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят закон и государство, вместе взятые, если не растет материальное благосостояние граждан? Без материальной основы, без достаточно высокого уровня общей политической и правовой культуры, без активизации всех форм народного волеизъявления трудно представить себе правовое государство.
В условиях построения свободного рынка естественны деэтатиза-ция (разгосударствление) социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти необходимо повышение авторитета и роли представительных органов, совершенствование законодательства и построение единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь.
В осуществлении последней задачи особую миссию выполняет реформированная судебная система. Правовому государству органично свойствен контроль за соответствием нормативных актов закону (конституции), н в качестве высшей контрольной инстанции нет эффективнее института, чем леполитизированный конституционный суд.
Если всерьез принимать теорию разделения властей, то, с одной стороны, ни один правотворческий орган не может осуществлять конституционный контроль, а с другой — орган конституционного контроля не может участвовать в законодательной деятельности, консультировать законопроекты, дабы не связывать себя в последующих выводах. Никто не вправе выступать судьей в собственном деле.
Глям 3. Понятие ярам. Источники и нормы правя. Пря[ю»ыс отношения 29
Крут субъектов, обладающих правом обращения в конституционный суд, не должен ограничиваться. Отдельные граждане в строго определенных случаях вправе искать зашиты в конституционном суде. Пределы его деятельности следует связывать с характером рассматриваемых вопросов. Не могут, например, рассматриваться на предмет соответствия конституции конкретные (индивидуальные) решения государственных органов и должностных лиц.
Признавая сегодня для России первостепенную роль судебной власти, нельзя тем самым умалять значение «первой среди равных* власти — власти законодательной. Более того, ее и равной-то при строгом подходе назвать нельзя. Она все-таки является высшей, поскольку она творит право, поскольку все остальные обязаны следовать закону. Второй власти — исполнительной —' следует безоговорочно отказать в претензии иа главенство. Ее удел — исполнять (оперативно, неуклонно, строго и т.д.) законы. Другой вопрос, что сегодня для России это одно из самых уязвимых мест в формировании правового государства. Законы чаше всего не исполняются или исполняются из рук вон плохо, некомпетентно.
Очевидно, пройдут десятилетия, пока идея правового государства воплотится в действительность. Сегодня же его формирование протекает скачкообразно, по формуле «шаг вперед - два шага назад». Позитивный результат зависит оттого, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового госу-ларства.
( I " *
Глава 3, ПОНЯТИЕ ПРАВА. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ ПРАВА.
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ЗАКОННОСТЬ.
СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА
■ § 1, Право как регулятор общественных отношений
Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
— религиозные нормы;
— нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
— нормы морали.
X) Раздел Г Государство к праю Их роль в жтки общссгм
Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие обшие черты, свойственные всем социальным нормам» и есть нечто такое» что выделяет право из системы социальной регуляции.
К обшим свойствам социальных норм относится то, что все они:
— яа1яются своего рода образцами, стандартами» масштабом поведения;
— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
— выполняют организующую роль в поведении людей;
— служат инструментом социального контроля.
Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.
Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо норматиеистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.
Второй — свойствен а большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормати-висты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем, Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.
Третий подход — психачогический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.п. Совсем не случайно в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.
Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, попрания каких-либо прав человека. Это так называемый философский {естественно-правовой) подход. Правовые нормы, согласно
Глава У TloHrmt при*. Источники и корми пракг Правовые отношения М
данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные се ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная теория естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетня как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.
Ознакомление с разными подходами к праву показывает; что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие —для тех, кто применяет право» проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Мы знаем к чему, например, приводили суды на основе революционного правосознания, помним, какие законы могли принимать властвующие, если задавались единственной целью удержания своей власти. Да и «справедливость» могли трактовать по-разному Поэтому уместен и пятый подход — интегра-тивный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным политическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точнее — разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением и властвующими другого государства. То есть в действительности и те и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, которые черпаются из разных источников.
С точки зрения ннтегратнвного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только фаждане» но и их объединения» органы государства» должностные ли ца и t л Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны» чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.
Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках Их нельзя сводить только к законодатель-
32 Рилел I- Государство и прею. Их роль и жизни обществ*
но установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.
Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, являет
ся то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качест
ве регулятора общественных отношений через какие-то официальные
акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о на
мерениях. >
Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.
Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в обших правилах повеления), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса- Нормативность — содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.
Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.
Отличительное свойство права и правовых норм — их системность, В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.
Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психи-ческого н физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.
Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности, И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.
Право утверждает свободу Людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы дли самых разных жизненных ситуаций.
Глава 3 Понятие ирам Источники и норны прям. Пряювые отношения 33
Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.
Более предметно о ценности права можно говорить при анализе
его роли в решении социальных и экономических задач, значения для
формирования правового государства и гражданского общества, в
осуществлении внутренних и внешних функций государства,
§ 2- Правовые системы современности
О роли права в жизни общества можно рассуждать в общетеоретическом плане, отвлекаясь от того, насколько значительна эта роль в конкретном государстве. Однако оценить место права и государства в жизни любого общества нельзя без учета специфики той правовой системы, которая здесь функционирует. К сожалению, довольно часто для российской, например, ситуации предлагаются правовые средства, которые не вписываются в принятую страной правовую систему. Более того, даже само понимание правовых явлений в корне разнится. Опытные юристы, не говоря уже о гражданах, могут попасть впросак и не сориентироваться, имея лело с правовыми спорами, подконтрольными другой правовой системе.
Все многообразие правовых систем стараются уложить в «правовые семьи» исходя из присущих этим системам сходных юридических признаков. При этом учитывают правовые взгляды, существующие правовые традиции, правовую культуру и т.д. Первостепенное значение придают тому, где предлагается искать правовые нормы, кого считают компетентным формулировать правовые нормы, каков порядок разрешения юридических споров, кто дает толкование права. Правда, вопросами юридической техники иногда не ограничиваются и тогда делают упор на то, какие социальные ценности защищает та или другая система: индивидуализм или коллективизм, собственность частную или общественную, свободу личную или групповую (классовую) и т.д. Именно на последних критериях было основано деление правовых систем на западную и социалистическую.
Известный французский профессор R Давид написал книгу «Основные правовые системы современности» (неоднократно издавалась на русском языке), в которой помимо социалистической выделил две основные правовые семьи: романо-германскую и англосаксонскую (систему «общего права»). Все остальные получили у него название
«религиозные и традиционные системы».
■
34 Гшел I. Государство и лр*ю. Их роль в жизни общества
Глава У Понятие прввг Источники и норны пр*ы Правовые отношения 35
Ромоно-германская правовая семья (иначе се называют континентальной) складывалась в результате восприятия римского права в таких странах, как Германия, Франция, Испания, Италия- Основные ее устои формировались еше в средневековых европейских университетах. Именно профессора этих, преимущественно немецких, университетов преподавали в первых российских юридических учебных заведениях, а потому и логично было вхождение России в данную систему доктринально.
Главное отличие названной семьи состоит в признании главенствующим источником права писаных законов, формирующих весь правопорядок. Здесь и писаная конституция, обладающая высшей юридической силой, и обыкновенные законы, и подзаконные акты (циркуляры, декреты, регламенты различных исполнительных органов). Законы толкуются самим законодателем или специально уполномоченными на то органами. Правоприменение осуществляется строго в рамках закона.
Главная особенность семьи «общего право* состоит в признании основным источником права судебные решения. Не законодатель, а судьи формулируют подавляющую часть правовых требований. В США» Англии, а также в странах Британского Содружества не считают непременным условием для установления прочного правопорядка создание абстрактных правил поведения. Важнее, с их точки зрения, чтобы дело в случае необходимости без излишних препятствий попало в суд, разрешалось по строгим правилам и справедливыми судьями. Позиции, которыми руководствуются суды при разрешении дела, обязательны для нижестоящих судебных инстанций при разрешении аналогичных дел. Конечно, это не означает, что в современных условиях не играют роли парламентские акты, статутное право. Нарушать ею также не позволено. В отличие от роман о-германской правовой системы, здесь не придается непреложного значения системати-- эации права, да и трудно это сделать при обилии судебных решений.
Религиозные правовые системы ориентируются в поисках права на Священное Писание, на пророческие положения, изложенные в священных книгах, на волю Бога, формулируемую священнослужителями, осуществляющими юрнедикционную деятельность. Деятельность законодателя по созданию правовых норм иногда признается даже греховной.
Некоторые традиционные системы, например африканских государств, идею права отбрасывают и ориентируются в регламентации общественных отношений на такие обычаи и традиции, которые позволяют игнорировать как законы, так и судебные решения- Весьма своеобразны в этом отношении правовые системы в Индии, Китае и
Японии. Типичной смешанной правовой системой является правовая система Израиля.
f 3. Источники российского прав» *
Для понимания процессов правообразования, а также для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Об источниках права говорят прежде всего как о факторах, определяющих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в целях познания права и называют соответственно: Исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл лошпня «источник права»: то, чем практика руководств)ется в решении юридических дел. В российском государстве это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет еще относительно небольшое распространение (в связи с принятием Гражданского кодекса, а также с заключением договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации рать договоров значительно возрастает в области гражданско-правовых и конституционных отношений), обычай почти не имеет места, а прецедент российской правовой системой пока отвергается.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение вовне государственной воли;
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых* закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Итак, под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной волн, напртден-ной на признание факта существования права, на его формирование или тчененис.
Разновидностями источников позитивного права являются: правовой обычай^ т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в
э*
36 Радом 1. Государство и HMD. И* роль ■ жизни общества
силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзакояный нормативный акт*
§ 4. Нормы права и нормативные правовые акты; их действие
Нормативный правовой акт — это акт, содержащий правовые нормы. Именно этим он отличается от индивидуальных правовых актов. Например, в таком судебном акте, как приговор или решение суда по гражданскому делу, никаких общих норм не содержится (имеется в виду российская правовая система). Нет их и в приказе руководителя о приеме на работу. Нет в постановлении о наложении штрафа на конкретного гражданина или в Указе Президента о награждении гражданина орденом. Хотя все названные акты являются правовыми. Таким образом, для отграничения нормативного акта от ненормативного следует обратиться к тому, как представляется правовая норма, какова, в частности, ее структура.